Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад

Описание

Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

не только жить дольше, но изменился возраст, в кото­ром они достигают тех или

иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома

последнего ребенка и выходом на пенсию ро­дителей или их смертью, и

продолжительность этого постродительского пе­риода продолжает увеличиваться,

длительность же «репродуктивного перио­да» (в терминах А.И. Антонова),

напротив, сокращается в результате умень­шения количества детей в семье. А.И.

Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и

средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался

приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

     I стадия - примерно 1,1 года;

     II стадия - 2,5 года;

     III  стадия (если считать от момента рождения до паспортного совер­шеннолетия

первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода «продол­женной социализации»;

     IV  стадия - 19,9 лет.

     В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на

стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов

внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных

показателей происходит при рожде­нии в семье детей, поэтому чаще всего стадии

выделяются следующие:

     1)            период добрачного ухаживания;

     2)            молодая брачная пара без детей;

     3)            семья с маленькими детьми;

     4)          семья с детьми-школьниками или подростками;

     5)          отделение детей от родителей;

     6)          супружество в позднем возрасте.

     При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое

супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

     Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супру­гов -

от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и

предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями

одного из них. Со временем появляется квартира, которая посте­пенно

обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с

рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В

профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо

квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к

новой семейной обстановке. Же­на некоторое время находится в декретном отпуске.

Совместная жизнь тре­бует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому

их материально и «морально» поддерживают родители.

     Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди

экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от

необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких,

дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена

помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать

профессиональной деятельности.

     Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В

семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями

и воспитывать внуков.

     Для супружества пожилого возраста характерно снижение

произ­водительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак,

как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.

Отношения между ними такие, какими они сложились в течение дол­гой совместной

жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов

иногда усиливает давление на взрослых детей, осо­бенно при совместном их

проживании, что может служить причиной возник­новения конфликтов.

     При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает законо­мерные

кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении ис­пытывают

организм, личность и социальные группы.

     Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимо­стью перехода

семьи на новую стадию развития и адаптации к новым усло­виям. Обычно наиболее

стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,

когда структура семьи нестабильна в связи с «при­ходом» одних членов семьи и

«уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

     Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица,

ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруд­нять решение задач по

развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ри­гидный и дисфункциональный

стиль взаимоотношений в семье также увели­чивают вероятность того, что даже

нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные

изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».

Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может

ожидать. А «ненор­мальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,

смерть, само­убийство, болезнь, бегство и др.

     По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуа­тивных

изменений в семье:

     1.                 «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

     2.                 «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением,

усы­новлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

     3.                 изменения под влиянием социальных событий (экономическая

де­прессия, землетрясение и т. п.);

     4.                 биологические  изменения (половая зрелость,

климактерический период и т. д.);

     5.                 изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и

т.д.);

     6.                 «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

     В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в

литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).

Имен­но в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в се­мье,

уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Ис­следования ЖЦС

показали, что в моменты нормативных стрессов семьи не­редко возвращаются к

ранним моделям функционирования (механизм «рег­рессии») либо останавливаются в

своем развитии, фиксируясь на определен­ном этапе (механизм «фиксации»).

Поэтому был сделан вывод о необходи­мости внимательного изучения переходных

периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются

связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и

фиксацией на пре­дыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).

     Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.

     0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.

     1-2. Освоение супругами родительских ролей.

     2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

     3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

     4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

     5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.

     7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остать­ся вдвоем.

     8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

     В развитии супружеских отношений выделяют два основных кри­тических периода.

Первый наступает между третьим и седьмым годами суп­ружеской жизни и

продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют

такие факторы:

•              исчезновение  романтических  настроений,

активное  неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в

повседневном семейном быту;

•              рост числа ситуаций, в которых супруги

обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

•              более  частые  проявления отрицательных эмоций,

возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

     Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым

годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться

несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

•              с приближением периода инволюции, с повышением

эмоциональной  неустойчивости,  страхами,  появлением различных соматических

жалоб;

•              с возникновением чувства одиночества, связанного

с уходом де­тей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее

переживания­ ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа

сек­суально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

     При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными

результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -

он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий

уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к

разрушению системы.

     Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической

или психотерапевтической помощи для продолжения сво­его существования, являются

как раз моменты кризисов.

     Задачи развития семьи

     На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития.

Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с

которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы

семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной

и сложной системой. Выделя­ют следующие задачи развития семьи, начиная с

фазы молодой семейной па­ры без детей.

     /.    Молодая семья:

·                                           

дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и

родственниками;

·                                           

разрешение конфликта между личными и семейными потребно­стями.

     2.       Семья с маленьким ребенком:

·                    реорганизация семьи для выполнения новых задач;

·                    поощрение роста ребенка с

одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

·                    согласование личных и семейных целей.

     3.       Семья с ребенком-школьником:

·                    перераспределение обязанностей;

·                    проявление участия при наличии проблем с учебой;

·                    распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

     4.       Семья с ребенком-подростком:

·                    перераспределение автономии и

контроля между родителями и подростками;

·                    изменение типа родительского поведения и ролей;

·                    подготовка к уходу подростка из дома.

     5.       Семья как «стартовая площадка» для ребенка:

•               сепарация ребенка от семьи;

•               корректный уход из дома;

•               поступление в колледж, на военную или иную службу.

     6.       Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

•               пересмотр супружеских взаимоотношений;

•               пересмотр распределения обязанностей и времени;

•               адаптация к уходу на пенсию.

     На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с

трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в

супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким

образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя

личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее

положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются

недолговечными.

     Стадии родительства

     Каждый период семейного цикла отличается специфическими требо­ваниями к

родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

     /. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.

Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои

ожидаемые действия в соответствии с собственными идеаль­ными стандартами

родительского поведения.

     2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента,

когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство

привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и

время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с по­требностями

малыша.

     3.          Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком

примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой

стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют

созданному ими идеальному образу.

     4.          Интерпретатиеная стадия родительства приходится

на пери­од младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять

и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

     5.          Стадия взаимозависимости приходится на подростковый

воз­раст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отноше­ния

с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться

в товарищеские.

     6.          Стадия расставания приходится на время, когда

выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и

критиче­ски осмыслить то, какими родителями они были.

     Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии,

могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например,

родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться

с воспитанием подростка и наоборот.

    

http://works.tarefer.ru/64/100101/index.html

 

 

 

 

Информация о работе Жизненный цикл семьи