Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или
иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома
последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и
продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться,
длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова),
напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И.
Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и
средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался
приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:
I стадия - примерно 1,1 года;
II стадия - 2,5 года;
III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия
первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;
IV стадия - 19,9 лет.
В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на
стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов
внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных
показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии
выделяются следующие:
1) период добрачного ухаживания;
2) молодая брачная пара без детей;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с детьми-школьниками или подростками;
5) отделение детей от родителей;
6) супружество в позднем возрасте.
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое
супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов -
от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и
предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями
одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно
обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с
рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В
профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо
квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к
новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске.
Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому
их материально и «морально» поддерживают родители.
Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди
экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от
необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких,
дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена
помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать
профессиональной деятельности.
Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В
семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями
и воспитывать внуков.
Для супружества пожилого возраста характерно снижение
производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак,
как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.
Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной
жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов
иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их
проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.
При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные
кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают
организм, личность и социальные группы.
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода
семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее
стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,
когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и
«уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица,
ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по
развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный
стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже
нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные
изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».
Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может
ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,
смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.
По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуативных
изменений в семье:
1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением,
усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая
депрессия, землетрясение и т. п.);
4. биологические изменения (половая зрелость,
климактерический период и т. д.);
5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и
т.д.);
6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в
литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).
Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье,
уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС
показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к
ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в
своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).
Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных
периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются
связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и
фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).
Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.
0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.
1-2. Освоение супругами родительских ролей.
2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.
3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).
4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.
7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.
8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода.
Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и
продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют
такие факторы:
• исчезновение романтических настроений,
активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в
повседневном семейном быту;
• рост числа ситуаций, в которых супруги
обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
• более частые проявления отрицательных эмоций,
возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым
годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться
несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
• с приближением периода инволюции, с повышением
эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических
жалоб;
• с возникновением чувства одиночества, связанного
с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее
переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа
сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».
При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными
результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -
он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий
уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к
разрушению системы.
Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической
или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются
как раз моменты кризисов.
Задачи развития семьи
На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития.
Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с
которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы
семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной
и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с
фазы молодой семейной пары без детей.
/. Молодая семья:
·
дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и
родственниками;
·
разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
· реорганизация семьи для выполнения новых задач;
· поощрение роста ребенка с
одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
· согласование личных и семейных целей.
3. Семья с ребенком-школьником:
· перераспределение обязанностей;
· проявление участия при наличии проблем с учебой;
· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком:
· перераспределение автономии и
контроля между родителями и подростками;
· изменение типа родительского поведения и ролей;
· подготовка к уходу подростка из дома.
5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:
• сепарация ребенка от семьи;
• корректный уход из дома;
• поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
• пересмотр супружеских взаимоотношений;
• пересмотр распределения обязанностей и времени;
• адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с
трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в
супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким
образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя
личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее
положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются
недолговечными.
Стадии родительства
Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к
родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.
/. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.
Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои
ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами
родительского поведения.
2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента,
когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство
привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и
время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями
малыша.
3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком
примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой
стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют
созданному ими идеальному образу.
4. Интерпретатиеная стадия родительства приходится
на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять
и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый
возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения
с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться
в товарищеские.
6. Стадия расставания приходится на время, когда
выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и
критически осмыслить то, какими родителями они были.
Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии,
могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например,
родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться
с воспитанием подростка и наоборот.
http://works.tarefer.ru/64/