Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад

Описание

Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

Паниотти В.И. (20) дана классификация характеристик  малой  группы  с  точки

зрения методов, применяемых для ее исследования, что позволяет  более  четко

выделить   класс   характеристик,   для   изучения    которых    применяются

социометрические  методы.  В  IV  главе  монографии  приводятся  результаты,

полученные  при  исследовании  742   малых   групп.   Основным   результатом

монографии является разработка взаимосвязанных методов, предназначенных  для

исследования  структуры  взаимоотношений  в  малых  социальных  группах.  По

мнению автора, методы, рассматриваемые в монографии,  значительно  расширяют

возможности для изучения межличностных отношений.

      Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и

духовного развития российского общества, в условиях  формирования  правового

государства и стабилизации отношений всех  уровней,  занимают  межличностные

супружеские отношения.  Задача эта важная и сложная, требующая  пристального

внимания   общественности   и   науки,   поскольку    психология    человека

переделывается куда медленнее, чем материальная основа его жизни.  Именно  в

семье закладывается фундамент нового  человека,  проходят  начальные  стадии

социализации   ребенка,   формируются   азы   нравственных   отношений,    а

межличностные   отношения   супругов   являются    своеобразной    проекцией

общественных  отношений.  Не  случайно  многие  отечественные   (А.Г.Харчев,

С.И.Голод,  В.И.Сикорова,  А.П.Ощепкова,  А.И.Антонов   и   др),   а   также

зарубежные (Берждес, Киркпатрик, Имелинский, Обуховский и др.)  (40, с.3)  в

своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению  межличностных

отношений  в  семье  и   браке.   Однако   наиболее   эффективным   изучение

межличностных отношений в браке, семье и в других  сферах  жизнедеятельности

может быть только с учетом психологических особенностей пола.

      Половая дифференциация  представляет  одну  из  актуальных  проблем  в

изучении социально-психологических процессов и явлений различных  прикладных

областей  социальной   психологии.   Между   тем   социально-психологические

различия  между  мужчинами  и  женщинами  еще  недостаточно  представлены  в

отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных  партнеров

знаний  о  социально-психологических  особенностях   полов,   как   отмечают

некоторые  исследователи  (4),  служит  одной   из   причин   неблагополучия

супружеских отношений и распада семей.

      На современном этапе развития общества, благодаря  индустриализации  и

развитию  бытового  обслуживания,  наблюдается  снижение  роли   семьи   как

хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов  семьи,

то есть возрастает значение социально-психологических  факторов.  Эту  точку

зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч,  Элмер,  Гуд,  В.Б.Голофаст,

А.М.Кириллова,  П.И.Федосеев,  А.Г.Харчев.  Несмотря  на  расхождения  между

отечественными  и  зарубежными  исследователями  и  те,  и  другие  отмечают

возрастание роли социально-психологических факторов  в  институтах  семьи  и

брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов  только  начинаются

и, если отдельные авторы  (Харчев  А.Г.  Семья  как  объект  философского  и

социологического исследования (Л.,1974), Брак  и  семья  в  СССР  (М.,1979),

Семья и общество (М.,1981) и др. ) утверждают, что социология семьи  -  одна

из  наиболее  развитых  областей  социологической  науки,  то  о  социально-

психологическом  направлении  этого  сказать  нельзя.  Некоторые  социально-

психологические аспекты семьи и брака отражены в  ряде  работ  отечественных

философов,   социологов,   педагогов,   медиков,   юристов   (Н.Андреенкова,

Л.В.Благонадеждина,      А.Блунфельд,      Ю.Н.Волкова,      С.Я.Воль-фсона,

В.Б.Голофаста,   Р.И.Капралова,    И.С.Кона,    И.С.Славина,    А.Г.Харчева,

В.В.Юстицкого и др.). Но  в  этих  работах  рассматриваются  лишь  отдельные

элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между  тем  семья,

как  уже  отмечалось,  все  больше   становится   институтом   межличностных

отношений.  Тем  более,  что  в  теоретических  разработках  по   социальной

психологии,  психология  семьи  выделена   как   одна   из   самостоятельных

прикладных  областей  (Е.С.Кузьмин  -  1967;  Б.Д.Парыгин  -   1967,   1973;

Г.П.Предвечный и  Ю.А.Шеркович  -  1975).  Имеются  и  некоторые  социально-

психологические исследования, посвященные изучению  ряда  аспектов  семейно-

брачных отношений (Бойко В.В.  Малодетная  семья:  социально-психологический

аспект   (М.,1988);   Голод   С.И.   Стабильность   семьи:   социальные    и

демографические аспекты (Л., 1984), и др). Однако это были лишь первые  шаги

отечественной социальной психологии семьи и  брака  и,  естественно,  многие

проблемы еще не нашли должного освещения.

 

      1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и

женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

      Прослеживая исторический  путь  развития  институтов  семьи  и  брака,

опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности  и

государства»  и  анализируя  работы  А.Г.Харчева,  Ю.И.Семенова,   Л.Е.Иова,

Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность  данных  институтов  как

предметов исследования,  а  также  степень  их  сходства  и  различия.  Брак

определяется  как  комплекс  духовно-этических  и   эмоционально-сексуальных

санкционированных обществом отношений между мужчиной и  женщиной.  Семья  же

определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений  и

объединяющая супругов и их потомство.

      Весь комплекс супружеских  отношений  предлагается  разделять  на  два

основных периода: 1)  до  вступления  в  брак  (период  становления  брачных

отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных  отношений).

 

      На основе  обобщения  работ  Гуда,  Киркпатрика,  Уинча,  Щепаньского,

С.И.Голода, А.Г.Харчева и  К.Л.Емельянова,  в  которых  изучались  некоторые

аспекты  добрачного  периода,  предлагается  разделить  период   становления

брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным  партнером  и  б)

после  знакомства  с  брачным  партнером.  Основные  ценностно-мотивационные

составляющие  этих  этапов  можно  конкретизировать  следующим  образом.  На

первом этапе формируются общие представления о  браке  и  семье,  ценностные

ориентации и установки, идет  процесс  поиска  и  выбора  брачного  партнера

(потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии  с  личной

мотивацией.  На  втором  этапе  идет  процесс   проверки   отношений   между

потенциальными супругами и подготовки к браку, а также  формируются  мотивы,

побуждающие вступить в брак с данным  партнером.  Проводя  анализ  указанных

составляющих периода  становления  брачных  отношений  и  обобщая  опыт  уже

имеющихся исследований, В.А. Куц были выдвинуты семь основных гипотез:

Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами должны  иметь

место во всех рассматриваемых ценностно-мотивационных  аспектах  становления

брачных отношений.

Степень выраженности различий между мужчинами и женщинами должна  находиться

в определенной зависимости от брачно-социального статуса  респондентов.  При

этом предполагалось, что у расторгающих брак различия будут более  значимые,

чем у остальных категорий опрашиваемых.

Различия должны   быть  более  выражены  между  мужчинами  и  женщинами,  не

знающими друг друга (в частности, у  не  состоящих  в  браке  и  никогда  не

состоявших в браке), чем между знающими друг друга брачными  партнерами  или

будущими супругами (женихами и невестами).

С увеличением возраста (от 18 до 30 лет) социально-психологические  различия

между полами будут увеличиваться.

В процессе становления брачных отношений различия должны  уменьшаться  (т.е.

в  мотивации  вступления  в  брак  различия  будут  менее  значимые,  чем  в

ценностных ориентациях на брак).

С увеличением разницы в возрасте между мужчинами и женщинами различия  будут

возрастать.

Различия  должны  быть   статистически   значимые   не   относительно   всех

рассматриваемых  факторов,  а  лишь  отдельных,  наиболее  характерных   для

каждого из полов.

      Объектами исследования были молодые люди (18-30  лет),  жители  города

Николаева  с  разным  брачно-социальным  статусом  (не  состоящие  в  браке,

вступающие в  брак,  расторгающие  и  расторгнувшие  брак).  Опуская  задачи

исследования и методы сбора информации отметим, что  статистически  значимые

различия  в  ценностных  ориентациях  мужчин  и  женщин  чаще  фиксировались

относительно следующих ценностей: взаимопонимание, любовь, взаимная  забота,

дети, гармония в половой жизни. Причем,  мужчины  выше  оценивали  любовь  и

гармонию в половой жизни, а женщины -  взаимопонимание,  взаимную  заботу  и

детей. Данные о мотивах поиска и выбора брачного партнера свидетельствуют  о

том, что более значимые различия имели место у расторгающих  брак  (или  уже

расторгнувших), а  наименее  значимые  -  у  состоящих  в  браке.  Причем  у

последних,  в   счастливых   браках   различия   менее   выражены,   чем   в

удовлетворительных. С увеличением возраста числа  опрашиваемых  выраженность

различий в ответах мужчин и женщин снижается. Наибольшие сходства в  мотивах

поиска брачного партнера наблюдаются между 25-30-летними мужчинами и  21-24-

летними женщинами, а наиболее значимые различия наблюдаются  между  ответами

25-30-летних женщин,  а  также  между  21-24-летних  мужчин  и  18-20-летних

женщин. В  рассматриваемых  случаях  мужчины  чаще,  чем  женщины,  отмечали

стремление найти подобного себе человека и стремление к половой близости,  а

женщины  выше,  чем  мужчины,  оценивали  желание  быть   любимой,   желание

испытывать заботу, желание понимания.

      Эмпирические  данные  ряда  исследователей  (А.Г.Харчева,  С.И.Голода,

И.Гель-мана и др.) характеризуют  отношение  мужчин  и  женщин  к  добрачным

половым связям, мотивы вступления и удержания от  этих  связей.  Эти  данные

свидетельствуют о том, что  мужчины  более  лояльно  относятся  к  добрачным

связям (чаще их одобряют), у них чаще,  чем  у  женщин,  основными  мотивами

вступления в первую добрачную связь бывают половая  потребность,  увлечение,

любопытство, жажда приключений. Представители женского пола  чаще  указывали

на  любовь,  симпатии,  требование  партнера,  увлечение.  У  женщин,  таким

образом,  добрачная  связь  в  первую  очередь  -  выражение  привязанности,

признательности,  своего  расположения  (т.е.  средство   выражения   своего

отношения)  и  только  потом  -  удовлетворение  потребности  в   физической

близости. У мужчин же добрачные связи порою выступают как самоцель, с  более

ярко  выраженной  эротической  окрашенностью.  Об  этом  же  свидетельствуют

данные  о  причинах,  удерживающих  от  добрачных  связей.  У   мужчин   это

отсутствие случая, страх перед венерическими заболеваниями (сегодня -  перед

СПИДом), моральные соображения. У  женщин  -  отсутствие  любви,  отсутствие

потребности, моральные соображения.

      Эмпирические  данные  подтвердили  гипотезы   о   наличии   социально-

психологических   различий   между   мужчинами   и   женщинами    во    всех

рассматриваемых   ценностно-мотивационных   аспектах   становления   брачных

отношений; о том, что различия между ответами мужчин и женщин,  расторгающих

(или расторгнувших)  брак  должны  быть  более  значимые,  чем  у  остальных

категорий респондентов; о том, что различия между мужчинами и женщинами,  не

знающими друг друга, более значимые, чем между знающими друг  друга  (женихи

и невесты, мужья и жены); о том, что в  ответах  мужчин  и  женщин  различия

статистически значимы лишь относительно отдельных, наиболее характерных  для

каждого пола, факторов.

      Не подтвердились гипотезы о том,  что  при  мотивации  брака  различия

между полами должны быть менее значимые, чем в других  изучаемых  ценностно-

мотивационных  аспектах  становления  брачных  отношений   (т.е.   по   мере

становления брачных отношений различия должны уменьшаться).  Оказалось,  что

наиболее  значимые  различия  имели  место  в  мотивации   поиска   брачного

партнера, а в ценностных ориентациях на брак и мотивах вступления в  брак  -

почти одинаковы; о том, что с увеличением возраста респондентов  (от  18  до

30),  различия  будут  возрастать.  В  действительности,  как  оказалось,  с

увеличением  возраста  различия  в  ответах  мужчин   и   женщин   несколько

снижаются.

      Рассматривая  социально-психологические  различия  между  мужчинами  и

женщинами  как  одну  из  важных  составляющих  половой  дифференциации,   в

исследованиях   приводится   ряд    доказательств,    свидетельствующих    о

биосоциальной детерминированности рассматриваемых  различий  и  неизбежности

их  проявления  во  всех  сферах  жизнедеятельности.  Особое  значение   эти

различия приобретают  на  современном  этапе  развития  институтов  семьи  и

брака, когда наблюдается возрастание роли субъективного фактора и  повышение

требований  брачных  партнеров  к  межличностным  отношениям.   Пристального

внимания заслуживает тот факт, что наиболее значимые различия имеют место  у

Информация о работе Жизненный цикл семьи