Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Введение__________________________________________________________4
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе______________________________________________________________6
3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11
4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________18
5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23
Заключение_____________________________________________________ 25
Библиография____________________________________________________27
Министерство образования и науки России
федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Реферат
на тему: Формирование экологических понятий у младших школьников
Выполнил: студент 21-НО группы
заочной формы обучения
Шмакова Татьяна Ивановна
(подпись)
Научный руководитель:
доцент
Арбузова Елена Николаевна
(подпись)
г. Омск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических
понятий у младших школьников
в учебном процессе____________
3. Формы и методы
формирования экологических пон
4. Межпредметные
связи в формировании
5. Внеклассная работа и её роль в формировании
экологических понятий у учащихся начальных
классов_______________________
Заключение____________________
Библиография__________________
ВВЕДЕНИЕ
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Тревожность ситуации, связанной с нерешенными и не решаемыми экологическими проблемами состоит в том, что изменения в окружающем мире уже видны при жизни одного поколения.
Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе и в течение всей последующей жизни человека.
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
Экологическое образование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на его основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у детей. Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры.
В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.
Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование экологических понятий у младших школьников.
Гипотеза исследования: я считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию экологических понятий у учащихся младших классов может быть реализована при осуществлении следующих условий:
Цель данного исследования
определила необходимость решения следующи
Теоретические основы формирования экологических понятий младших школьников
1. Цель и задачи экологического образования младших школьников
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека [8; 5]
Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.
Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования школьников» дал четкое определение экологическому образованию: «Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [2;12].
В учебном процессе выделяют следующую цель экологического образования: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности [4;10].
Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных –
воспитательных –
развивающих –
Цели и задачи современного школьного экологического образования должны быть направлены не только на обучение школьников основам экологических знаний, но и на формирование у них экологического мировоззрения [4; 32].
О показателях сформированности
экологических понятий в
С точки зрения экологического образования, учитель начальных классов призван способствовать сохранению преемственности, чтобы экологические умения и опыт, полученные ребенком в детских дошкольных учреждениях, были востребованы, углублены и дополнены в начальной школе и далее. Только в этом случае можно говорить о системе непрерывного экологического образования и воспитания [8; 75].
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе
Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых [6; 61].
Понятие - категория философии, логики, психологии, педагогики, рассматривается как обобщенное знание и трактуется как «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи отношения предметов и явлений и их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам». [12; 75].
Таким образом, понятие - совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными способами (вербальными, графическими, символическими) [9; 289].
Всякое понятие имеет такие характеристики, как содержание, объем и динамичность.
Содержание понятия - совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление. Все понятия рассматриваются в единой системе, что обусловлено направленностью курса на формирование у ребенка целостной картины мира. Содержание предмета «Окружающий мир» базируется на основе многих наук, что обусловило заимствование терминов и их соответствующую классификацию. Понятия подразделяются на:
Объем понятия характеризуется количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний. По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие). Например: понятие «лист березы» -единичное, «листья лиственных растений» - собирательное, а «листья растений» - общее.
Выделяют пять форм (способов) выражения понятий:
На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой, разработана система экологических понятий [4; 24].
Информация о работе Формирование экологических понятий у младших школьников