Формирование экологических понятий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Содержание

Введение__________________________________________________________4
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе______________________________________________________________6
3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11
4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________18
5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23
Заключение_____________________________________________________ 25
Библиография____________________________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Конечная цель экологического образования — ответственное  отношение к окружающей среде. Это  сложное комплексное образование  и в связи с этим один учебный  предмет, формирующий в основном естественно-научные знания, в том числе и знания по биологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям.

Междисциплинарный подход в экологическом образовании  школьников предполагает:

-систематизацию учебного  содержания на основе ведущих  экологических идей;

-конкретизацию основных  экологических идей и научных  экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней;

-системный анализ  международных и национальных  документов об охране окружающей  среды;

-использование в учебно-воспитательном  процессе методов и методических  приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе;

-широкое применение  в учебно-воспитательном процессе  межпредметных форм экологического  образования (межпредметные уроки,  полевые практикумы, ролево-сюжетные  игры, походы-экспедиции) [7.113].

МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС  включают учащихся в оперирование познавательными  методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.) Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчиненной решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных уроков, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами» [9; 26].

Межпредметные связи  также создают условия для  достижения единого воспитательного  результата - формирование таких свойств  личности, как готовность и способность  активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей. Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата формирования таких свойств личности, как готовность и способность действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды [4; 61].

Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования  предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы [7; 49].

Уроки гуманитарного  цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.

Проанализировав учебник "Русский язык" 3 класса Т.Г.Рамзаевой [3; 245], мы установили, что из 665 упражнений учебного пособия 212 упражнений содержат материал природоведческого характера, который учитель может  использовать в целях экологического образования учащихся. На уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

Система заданий составлена соответственно изучаемым темам  на уроках русского языка в 3 классе. К каждой теме учебного материала  подобраны задания экологической  направленности.  Эта система  представлена тремя видами упражнений:

    1. Упражнения из учебника (содержание которых отражают тему экологии;) 
               2)  Дополнительный материал; он включает в себя занимательный материал (загадки, кроссворды, скороговорки, шутки), дифференцированные задания разной степени трудности; задания развивающего и творческого характера. 
               3) Экологические диктанты по темам. Их можно использовать для заданий с комментированным письмом под диктовку, как обучающие, проверочные и контрольные диктанты на уроках русского языка. \

 Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц) Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Таким образом, на уроке  русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

Большими возможностями  для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники.

Так, в учебниках «Книга для чтения» (составитель В.Г.Горецкий) [9; 156] большое количество произведений писателей – натуралистов Г.Скребицкого, Б.Чарушина, И.Соколова – Микитова, М.Пришвина, В.Бианки и других. Эти  произведения позволяют формировать у учащихся знания:

    • об объектах природы (по Г.Скребицкому и В.Чаплиной «Как белочка зимует», Г.Скребицкий «Крылатые гости», Г.Ладонщиков «Медведь проснулся»);
    • о взаимосвязях в природе и многообразии объектов (Н.Надеждина «Цветы и ягоды», А.Плещеев «Первые весенние цветы»);
    • о мерах, мотивах охраны природы (Е.Пермяк «Знакомые следы», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает»).

Но особое внимание на уроках чтения уделяется работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира. Важное место в формировании у детей эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояния природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на красоту, формировать своё видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.

Например, при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» можно организовать беседу по следующим вопросам:

    • Как называется в стихотворении зима? Почему?
    • С чем сравнивается в стихотворении снег?
    • Подберите свои определения к слову «снег».
    • Почему автор пишет, что мы рады приходу зимы?
    • Какую бы вы нарисовали картину к этому стихотворению? Какие бы вы взяли для этого краски?
    • Как вы думаете, как относится автор к приходу зимы? Почему вы так считаете?
    • Какие чувства вызывают у вас после прочтения стихотворения?

Не меньшими возможностями  для экологического образования  и воспитания учащихся обладает содержание учебников З.И.Романовской «Живое слово» [5; 190].

В них представлены интересные рассказы:

    • об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними (Ю.Дмитриев «Снегирь», В.Бианки «Купание медвежат», Л.Толстой «Как волки учат своих детей»);
    • об экологических системах (В.Бианки «Весна на Северном полюсе», Г.Галайзер «Тундра» и « Пустыня летом»);
    • на формирование мотивов охраны природы:
      • эстетических (М.Пришвин «Золотой луг», А.Майков «Летний дождь»);
      • гуманистических (С.Михалков «Будь человеком», З.Александрова «Подснежники»);
      • экономических (В.Бианки «Как лес помогает урожаю»);
      • патриотический (А.Пришелец «Наш край», М.Исаковский «Родина»).

В учебниках содержатся рассказы и о мерах охраны природы (В.Бианки «Птичья столовая», «Под ледяной  крышей», К.Г.Паустовского “Скрипучие половицы”, Чарушин Е.И. “Кабаны” и т.д.). Приведу пример конспекта урока по литературному чтению с экологическим содержанием (Приложение 2). Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок по теме «Кто что ест? Цепи питания» по произведению В.Бианки «Сова».

На уроках изобразительного искусства ознакомление с объектами  и явлениями природы осуществляется при изучении детьми произведений художников-пейзажистов (И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов, Ф. Василь

ев, С. Герасимов, К. Юон и др.) и во время рисования [4;67].  При выполнении декоративных работ на основе переработки, стилизации форм растительного и животного мира (листья, цветы, животные, грибы и т. п.) учащиеся начинают понимать, что родная природа служит основой творчества народных мастеров в оформлении посуды, одежды, мебели, осознают ее эстетическую ценность, значимость в жизни человека. Программа изобразительного искусства предусматривает преемственность с другими учебными предметами начальной школы, особенно с чтением и окружающим миром.

Содержание уроков трудового  обучения способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов в жизни  человека (древесина, песок, глина и  др.). На этих уроках развиваются представления младших школьников о разнообразной трудовой деятельности, о ее роли в жизни человека и общества. Первые представления о труде способствуют профессиональной ориентации учащихся - это одна из важнейших задач уроков труда в начальной школе. Уроки трудового обучения являются важным средством развития действенного отношения к окружающей природной среде, формирования умений и навыков рационального обращения с предметами и объектами природы. Приведу пример календарно-тематического планирования по трудовому обучению с элементами экологического воспитания.

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет  сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления  экологического образования учащихся. В содержании предметов гуманитарного цикла раскрываются экологические понятия, знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды [8; 54].

Межпредметные связи, равно  как и межпредметный подход в  целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной  работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического  циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [2; 15].

Таким образом, вся работа по экологическому образованию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома - планеты    Земля. 
         Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: состояние экологического образования в современной школе призвано обеспечить формирование всех сторон ответственного отношения младших школьников к природе. Учебные предметы помогают изучению природы как единого целого, установлению связей и взаимосвязей между отдельными ее элементами и явлениями. Экологизация учебного процесса способствует решению образовательно-воспитательных задач и формированию экологического сознания младших школьников.

 

5. Внеклассная  работа и её роль  в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов

Внеклассная работа – форма разнообразной  организации  добровольческой работы учащихся вне  урока  под  руководством  учителя  для  возникновения  и проявления  их  познавательных  интересов  и  творческой   самостоятельности [2; 90].

 Внеклассная работа  определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе  интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологических понятий младших школьников является ведущим.

Информация о работе Формирование экологических понятий у младших школьников