Формирование экологических понятий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Содержание

Введение__________________________________________________________4
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников
1. Цель, задачи экологического образования младших школьников _________5
2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе______________________________________________________________6
3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________11
4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников___________________________________________________________18
5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов___________________________________________23
Заключение_____________________________________________________ 25
Библиография____________________________________________________27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Исследование  школьниками реальной жизни в  процессе внеклассной работы, экологическое  краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные понятия при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений  на основе полученных понятий и в  соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как  и где проложить тропу, оборудовать стоянку; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными. Внеклассное  изучение  природы  способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает  в  себя ряд мероприятий по охране природы:  подкормка  птиц  зимой,  изготовление  и развешивание  скворечников,  уборка  территории  школьного  участка  и   его озеленение, борьба с вредителями растений,  сбор  лекарственных  растений  и так далее.

По своему содержанию, формам  организации  и  методам  проведения внеклассная  работа   по   окружающему миру  очень   разнообразна.   Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной  работы.      Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические задачи: научить вести экологические наблюдения  в природе,  глубже  узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения,  применить теоретические знания на практике. С учётом того, что у младших  школьников  ведущим  видом  деятельности является игровая, для  лучшего  усвоения  экологических  понятий  проводятся дидактические игры во время экскурсий [9; 55].Система программных практических работ  на местности позволяет сформировать у учащихся  систему  экологических  понятий, показать  пути  и  возможности  практического  применения.  При  этом  важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.

 Углубить экологические понятия, дополнительно потренироваться в их  творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы.  В систему внеурочной работы, направленную на  развитие  экологических понятий,  входят школьные олимпиады, предметные недели,  праздники,  кружки  и  экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают:  конкурс  газет по экологической  тематике,  КВН  по  экологическому  краеведению,  школьные олимпиады [7; 35].Вопросы школьной олимпиады составляются  с  учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и  степени  обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического  характера,  опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

   Особое место среди всех  видов  массовых  внеклассных  мероприятий  по окружающему миру занимают натуралистические кампании: «Неделя  леса»,  «Неделя сада», «Праздник русской берёзки»,  «Праздник  цветов»,  «Праздник  урожая», «День птиц» и другие.  Проведение  этих  мероприятий  связано  с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников:  наблюдения  в природе,  постановка  простейших  опытов,  сбор  природного  материала   для выставок,  участие в озеленительных  работах на  территории  школы.   Вся подготовительная работа  должна  заканчиваться  организацией  праздника,  на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

 Внеклассная работа по окружающему миру открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она  позволяет  углублять и применять на практике  понятия,  предусмотренные программой,  воспитывать у младших   школьников   трудолюбие,   настойчивость,   формировать   бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в образовании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу - если систематически использовать различные формы, методы работы на уроках окружающего мира, если задания экологического содержания будут включаться в другие уроки, если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания, то процесс формирования экологических понятий у младших школьников будет эффективным.

      Формирование  экологических  понятий  у  младших  школьников  в  курсе окружающего мира  основывается  на  расширении  уже  имеющихся   экологических представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах  и  явлениях. Изучение окружающего мира в разных классах предполагает  поэтапное  знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения,  города,  края,  страны  и всей планеты. Через конкретные  объекты  и  явления  дети  составляют  общие представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

      Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с  помощью  заданий,  имеющих  экологическую  направленность,  и  отражающих взаимодействие организмов в природной  среде  и  взаимодействие  человека  с окружающей  природой.  Системные  задания   позволяют   младшему   школьнику составить общее представление об экосистемах и  роли  различных  факторов  в формировании экологического состояния данных систем.

Проделанная работа привела  к следующим выводам:

1. Экологическое образование  школьников – приоритетное направление  в работе школы, осуществляющееся  с учетом возраста учащихся.

2. Теоретические основы  экологического образования младших  школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Несмотря на оживление  работы по экологическому образованию  в школах, ее уровень, как правило,  остается достаточно низким.

4. Для систематизации  работы необходима программа  экологического образования младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. При проведении эксперимента  у школьников не только повысился  уровень экологических понятий,  но и в значительной степени  изменилась мотивация поступков  в природе, а также интересы  учащихся.

Подготовка данной работы убедила меня в большой важности разработанной специальной программы, направленной на повышение экологического образования учащихся начальных классах.

Широкие перспективы  открываются перед педагогами в  творческих поисках путей и форм экологического образования, многогранного ответственного отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  2. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
  3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания/ Начальная школа. – М.,1994, 2. – С. 32 - 33.
  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005,
  6. Головко О.С. Экологическая педагогика? Да! // Учитель № 2, 2000, с. 15-16.
  7. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996, с. 35-41
  8. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. Учебно-методическое пособие. – Изд. Дрофа. – М.: 2003, 234 с
  9. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001.
  10. Педагогический энциклопедический словарь. Издательство: Большая Российская Энциклопедия (М., 2003). Страниц: 528
  11. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. -2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2000, с.351-376
  12. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005 год.

 


Информация о работе Формирование экологических понятий у младших школьников