Формирование эстетических чувств у детей средствами природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:02, реферат

Описание

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологии.docx

— 38.99 Кб (Скачать документ)

  Само  собой разумеется, что ребенок  должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать  «заразности» животных.

   Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

    Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в  эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит  педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.  С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Наиболее эффективная последовательность работы:

    -непосредственное восприятие природы,

    -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

    Детям дошкольного возраста важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитывать в них эстетическую зоркость и заинтересованность, научить понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.

    Важно научить детей открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой.

    Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

  -сочетание  метода наблюдения с методом  активных действий во время  работы на опытном участке.

  В настоящее время, когда с такой  осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе  эстетического воспитания.

  Многое  в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

  В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного  возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

  У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами. Этот интерес  побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к  природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить  рыб, ухаживать за голубями.

  Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация  отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет  мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

  Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

  Только  организовав потребности, мотивы и  цели деятельности своего ребенка соответственной  той задаче, какую вы ставите в  воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

  Задача  педагога состоит в том, чтобы  направить появившийся интерес  в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте  родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно  и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

  В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется  не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

  Эстетическое  восприятие - это способность создавать  или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.

  Содержание  и богатство чувств, вызванных  непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости  от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные  запасом представлений и объемом  жизненного опыта детей.

  Старшие дошкольники, как правило, не могут  верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

  Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

  В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».

  Да, доброта по сей день становится в  ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты  требуется немалое мужество и  храбрость. Для доброго дела часто  нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

  Необходимо  обучать детей доброте через  сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

  Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие  к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную  лечебницу».

  Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются  сочувствием к своим маленьким  питомцам. Но внимательная забота о  них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к  тому, что в сердце ребенка просыпались  тепло и жалость к беззащитному существу.

  Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

  Домашние  животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими  животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство  долга и т.п.

  Мы  отвечаем за живое - и за животное/ и  за растение - перед природой, перед  обществом, перед собственной совестью.

  Анализ  теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет  сделать следующие выводы:

  1.Эстетическое  воспитание - формирование в человеке  эстетического отношения к действительности  и активизации его до творческой  деятельности по законам красоты.

  2.Природа  - один из важных факторов эстетического  развития личности.

  З.В  основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

  4.Эстетическая  установка доминирует в детской  душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии  эстетической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование экскурсии  в природе как  средства эстетического  воспитания детей старшего дошкольного возраста     

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет  метод целевых экскурсий в  природу. Экскурсии дают хороший  материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.     

Наблюдая  различные природные явления  в естественных условиях, дети приобретают  знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях Ю. Коринца, С. Маршака и др.     

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.     

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического  отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.      

Ставятся  вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать  по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они  получили необходимые знания.     

Важны в воспитательном отношении такие  проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?     

Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить  свой рассказ, используя следы жизнедеятельности  животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.            

 Рассмотренные  выше приемы и методы обучения  делают экскурсионные занятия  по ознакомлению с окружающим  миром не только полезными,  но и интересными, привлекательными  для детей. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование эстетических чувств у детей средствами природы