Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Челябинский государственный  университет» (ГОУ ВПО «ЧелГУ»)

Институт психологии и  педагогики

Кафедра специальной и  клинической психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Формирование  личностных свойств у детей с  заиканием

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса

группы ПС-201

Наймушина Н.И.

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии, к.п.н., Теплякова Е.Р.

 

 

 

 

Челябинск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................

5

§1.1. Психологическая структура личности....................................................

5

§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................

12

Выводы по первой главе....................................................................................

17

Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

 

19

§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

 

19

§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

 

30

Выводы по второй главе………………………………………………………

40

Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..

42

§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................

42

§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

 

49

Выводы по третьей главе...................................................................................

54

Заключение..........................................................................................................

55

Список литературы.............................................................................................

57

Приложения……………………………………………………………………

60


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время такой  формой нарушения речевого общения  как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения, и, несмотря на большое  число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции  заикания продолжает оставаться актуальной. Эффективная коррекция заикания не возможна без учета особенностей личности заикающихся.

Рассмотрение личностных свойств детей с заиканием является актуальной проблемой, так как заикание существенно отражается на формировании личности. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой заикания занимались такие ученые как Кочергина В.С., Хватцев М.Е., Волкова Г.А., Ковалев В.В., Асатиани Н.М.; Драпкин Б.3., Белякова Л.И. и др.

Многие исследования указывали, что первичными являются психологические  особенности, а физиологические  проявления при заикании - это лишь следствия этих психических недостатков.

Объект исследования: личностные свойства детей с заиканием.

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.

Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
  • определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
  • составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении раскрывается актуальность и значимость курсовой работы. Определяются основные характеристики курсовой работы - цель, объект, предмет, задачи. Основная часть работы разделена на три главы. В первой главе дается теоретическое обоснование проблемы формирования личностных свойств в онтогенезе. Вторая глава посвящена вопросам формирования личностных свойств детей с заиканием. В третьей главе описаны методы диагностики и программа формирования личностных свойств у детей с заиканием. В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы. Список литературы содержит перечень источников, использованных при подготовке и написании курсовой работы. В приложениях содержится стимульный материал, интерпретация, обработка результатов диагностических методик, описанных в третьей главе и процедуры проведения игр и упражнений, используемых в программе.

 

 

Глава 1. Теоретические  вопросы формирования личности

§1.1. Психологическая структура личности

Существует много различных  теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Психология личности стала  экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление  связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в  истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три  периода: философско-литературный, клинический  и собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжался вплоть до начала ХIХ века. В первые десятилетия ХIХ века наряду с философами и писателями, проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.

В первые десятилетия прошлого столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов в состоянии человека. Этот период совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и  Р.Кеттелом.

В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.

Теоретической основой исследования различных аспектов проблемы формирования личности послужили труды П.Бергера, Т.Лумана, У. Дюркгейма, Л.Г.Ионина, П.Монсона, З.Фрейда, Э.Фромма, Дж.Мида и других ученых.

В психологической науке  категория «личность» относится  к числу базовых понятий. На вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности.

Каждое из определений  личности, имеющихся в научной  литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Все  теории  о психологической структуре  личности основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. В рамках данной работы невозможно охватить их все.

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии  и психогенетики актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности. Структура личности - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:

  1. индивидуально-психологического;
  2. мировоззренческого;
  3. социально-психологического.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействия окружающей действительности. К ним относятся:

  • Ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям.
  • Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
  • Внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
  • Память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
  • Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
  • Мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.
  • Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием