Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................
19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………
19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………
30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................
49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ГОУ ВПО «ЧелГУ»)
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной и клинической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование личностных свойств у детей с заиканием
Выполнила:
студентка II курса
группы ПС-201
Наймушина Н.И.
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии, к.п.н., Теплякова Е.Р.
Челябинск 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические вопросы формирования
личности...................... |
5 |
§1.1. Психологическая структура
личности...................... |
5 |
§1.2. Формирование личностных свойств
в онтогенезе.................... |
12 |
Выводы по первой главе......................... |
17 |
Глава 2. Особенности формирования
личностных свойств у детей с заиканием..................... |
19 |
§2.1. Психолого-педагогическая
и клиническая характеристика детей с
заиканием……………………………………………………… |
19 |
§ 2.2.Особенности формирования личностных
свойств у детей с заиканием……………………………………………………… |
30 |
Выводы по второй главе……………………………………………………… |
40 |
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием……….. |
42 |
§ 3.1. Диагностика личностных свойств
у детей с заиканием..................... |
42 |
§ 3.2. Организация и содержание работы
по формированию личностных свойств у
детей с заиканием..................... |
49 |
Выводы по третьей главе................. |
54 |
Заключение.................... |
55 |
Список литературы............. |
57 |
Приложения…………………………………………………… |
60 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения, и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной. Эффективная коррекция заикания не возможна без учета особенностей личности заикающихся.
Рассмотрение личностных свойств детей с заиканием является актуальной проблемой, так как заикание существенно отражается на формировании личности. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой заикания занимались такие ученые как Кочергина В.С., Хватцев М.Е., Волкова Г.А., Ковалев В.В., Асатиани Н.М.; Драпкин Б.3., Белякова Л.И. и др.
Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствия этих психических недостатков.
Объект исследования: личностные свойства детей с заиканием.
Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении раскрывается актуальность и значимость курсовой работы. Определяются основные характеристики курсовой работы - цель, объект, предмет, задачи. Основная часть работы разделена на три главы. В первой главе дается теоретическое обоснование проблемы формирования личностных свойств в онтогенезе. Вторая глава посвящена вопросам формирования личностных свойств детей с заиканием. В третьей главе описаны методы диагностики и программа формирования личностных свойств у детей с заиканием. В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы. Список литературы содержит перечень источников, использованных при подготовке и написании курсовой работы. В приложениях содержится стимульный материал, интерпретация, обработка результатов диагностических методик, описанных в третьей главе и процедуры проведения игр и упражнений, используемых в программе.
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности
§1.1. Психологическая структура личности
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Психология личности стала
экспериментальной наукой в первые
десятилетия нашего века. Ее становление
связано с именами таких
Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжался вплоть до начала ХIХ века. В первые десятилетия ХIХ века наряду с философами и писателями, проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.
В первые десятилетия прошлого столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов в состоянии человека. Этот период совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом.
В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.
Теоретической основой исследования различных аспектов проблемы формирования личности послужили труды П.Бергера, Т.Лумана, У. Дюркгейма, Л.Г.Ионина, П.Монсона, З.Фрейда, Э.Фромма, Дж.Мида и других ученых.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. На вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Все теории о психологической структуре личности основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. В рамках данной работы невозможно охватить их все.
В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности. Структура личности - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействия окружающей действительности. К ним относятся:
Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием