Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78
представлений и понятий
при изучении курса природоведения
в
курсе природоведения
Средством
воспитания и образования младших
школьников начальных классов в
курсе природоведения является знакомство
с элементарной целостной картиной
мира. Человек должен научится понимать
окружающий мир и понимать цену и
смысл своим поступкам и
На
основе исследований И.Д. Зверева, А.Н.
Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя
из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой,
разработана система
В эту систему знаний вошли два блока:
а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;
б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
г) знания о труде людей по использованию природных богатств.
Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе природоведения, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе природоведения, но и при изучении других предметов.
а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;
б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);
в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
и
представлений при
изучении курса природоведения
Формирование
экологических понятий у
С самых первых уроков природоведения человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.
На
уроках «Ознакомления с окружающим
миром» в 1-ом и 2-ом классах дети узнают
об изменениях в природе, происходящих
под воздействием человека, убеждаются
в необходимости охраны природы,
вовлекаются в посильную
В
третьем (втором) классе в начале учебного
года изучается тема «Природа и мы»,
которая даёт возможность обобщить,
систематизировать и расширить
уже имеющиеся у детей
Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие), а также между природой и человеком.
При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.
В
конце года изучается тема «Что такое
экология?», в которой даётся понятие
науки экологии, конкретизируются основные
экологические понятия: экологические
связи, окружающая среда, прямые и косвенные
связи в природе, экологические
цепочки, цепь питания (пищевая цепь),
экологическая пирамида, экологическая
катастрофа, экологические прогнозы.
Экологические понятия у
В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережём природу России», которая знакомит учащихся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.
Формирование
экологических понятий у
На этапе начального обучения преобладающую
роль играю задания, отражающие экологические
взаимодействия в природной среде (приспособленность
к среде обитания, пищевые, информационные
связи и так далее) (рис. 2), природа и отношения
с ней – приоритетный и важный предмет
изучения в начальной школе.
Задания
по экологии направлены на систематизацию,
обобщение знаний о природных
взаимосвязях и взаимоотношениях человека
с природой (рис. 3), на открытии ребёнком
этих связей и зависимостей.
С
истемное построение заданий позволяет
ребёнку увидеть конкретные среды обитания
живых организмов – их дома и квартиры,
многосторонние связи со средой обитания
и между собой, что позволяет ребёнку открывать
для себя многие экологические закономерности.
На уроках природоведения детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.
Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», «Дупла – квартиры лесных обитателей» (рис. 4, 5) и сделают соответствующий вывод – результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам (Симонова, 1998).
Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях (рис.6).
Часть уроков проводится в виде заочных путешествий (Колесникова, 1998). Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».
На
итоговых уроках дети пишут сочинения
о свеём отношении к уроку
экологии и прочитанным рассказам.
В помощь детям предлагаются незаконченные
предложения типа:
Дидактическая карточка.
Дупла
– квартиры лесных обитателей (Симонова,
1998)
Задание
1. Ответь на вопрос, кто живёт в
дуплах деревьев?
Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?
____________________________
____________________________
Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?
____________________________
____________________________
Сделай вывод:
____________________________
____________________________
Рис. 4
Дидактическая карточка.
Могут
ли крот и белка поменяться квартирами?
(Симонова, 1998)
Задание 1. Рассмотри рисунок, подпиши названия животных.
Обрати внимание на места обитания этих животных.
Задание 2. Прочти текст:
Люди нередко меняются своими квартирами, преезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться местами жительства (квартирами) лесные жители?
Представь
себе, что белка захотела бы поменяться
своей квартирой с кротом.
Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опускаться под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?
____________________________
____________________________
Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных ниже, называют лесными
волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.
____________________________
____________________________