Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Скачать документ)

Формирование  основных экологических

  представлений и понятий

  при изучении курса природоведения

Основные  экологические представления

  в курсе природоведения 

  Средством воспитания и образования младших  школьников начальных классов в  курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научится понимать окружающий мир и понимать цену и  смысл своим поступкам и поступкам  окружающих людей. Детям младшего школьного  возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет  говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.

  На  основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой, разработана система экологических  знаний (Тарасова, 2000).

  В эту систему знаний вошли два  блока:

  1. Блок опорных экологических знаний:

  а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

  б) экологические знания о биологических  системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к  ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

  в) знания о ценности, значимости изучаемых  объектов в жизни природы и  человека;

  г) знания о труде людей по использованию  природных богатств.

  Блок  опорных экологических знаний изучается  младшими школьниками в курсе  природоведения, что создаёт необходимые  условия для изучения другого  блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе природоведения, но и при изучении других предметов.

  1. В блок собственно природоохранных знаний входят:

  а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых  младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые  становятся редкими; исчезающие, находящиеся  под угрозой исчезновения виды растений и животных;

  б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические  мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические  мотивы («мотивы доброты»), гражданские  мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические  мотивы («мотивы здоровья»);

  в) знания о мерах охраны природы. Эта  группа знаний включает знания о законах  и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании  природных богатств в трудовой и  хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения  людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды  их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают  участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.

Использование экологических понятий

  и представлений при  изучении курса природоведения 

  Формирование  экологических понятий у младших  школьников в курсе природоведения происходит на основе расширения экологических  представлений, их конкретизации, иллюстрирования  значительным числом ярких, доступных  примеров.

  С самых первых уроков природоведения человек, природа и общество рассматриваются  в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом  раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

  На  уроках «Ознакомления с окружающим миром» в 1-ом и 2-ом классах дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную  деятельность. В 3-ем и 4-ом классах на урока природоведения продолжается формирование знаний о предметах  и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между  обществом и природой, пути его  разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса  природоведения у младших школьников формируются понятия: экология, экологические  цепочки (пищевые связи между  организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

  В третьем (втором) классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить  уже имеющиеся у детей представления  о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением  в курс. Далее, при изучении тем  «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических  проблемах, вставших перед людьми. К  таки проблемам относятся:

  • защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
  • сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;
  • охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

  Применительно к каждому компоненту рассматриваются  его особенности, значение в природе  и жизни человека, охрана данного  природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных  взаимосвязей в природе: внутри живой  природы (между растениями и животными, между различными животными и  другие), а также между природой и человеком.

  При изучении темы «Будем беречь здоровье формируется представление о  человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности  нашего организма и о влиянии  на неё окружающей среды.

  В конце года изучается тема «Что такое  экология?», в которой даётся понятие  науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические  связи, окружающая среда, прямые и косвенные  связи в природе, экологические  цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая  катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у младших  школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную  отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

  В четвёртом (третьем) классе курс открывается  темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с  экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой «Сбережём  природу России», которая знакомит учащихся с природными зонами нашей  федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной  работой в них. При изучении темы «Сохраним природу своего края»  изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические  знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

  Формирование  экологических понятий у младших  школьников осуществляется с помощью  заданий, которым целесообразно  придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к  родной и социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный  поиск, учиться прогнозировать последствия  поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

    
На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так далее) (рис. 2), природа и отношения с ней – приоритетный и важный предмет изучения в начальной школе.

  Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных  взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой (рис. 3), на открытии ребёнком этих связей и зависимостей. 

  С  
истемное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

  На  уроках природоведения детям часто  приходится делать выводы, устанавливать  взаимосвязи. Например, сделать вывод  о том, что без своей среды  обитания – своего дома живые организмы  жить не смогут, что они в таком  случае обречены на гибель.

  Конечно, можно предложить данный вариант  экологической связи в готовом  виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений  ребёнка. Но если школьник шаг за шагом  исследует проблему «Могут ли белка  и крот поменяться квартирами?», «Дупла – квартиры лесных обитателей» (рис. 4, 5) и сделают соответствующий  вывод – результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы  из их среды обитания, а тем более  разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью  данным организмам (Симонова, 1998).

  Большая роль на уроках природоведения принадлежит  игровым моментам, которые выполняют  познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в  игре. Особую ценность в этом плане  приобретают учебные задания  типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых  знаниях (рис.6).

  Часть уроков проводится в виде заочных  путешествий (Колесникова, 1998). Дети выступают  в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

  На  итоговых уроках дети пишут сочинения  о свеём отношении к уроку  экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные  предложения типа: 

  Дидактическая карточка.

  Дупла – квартиры лесных обитателей (Симонова, 1998) 

  Задание 1. Ответь на вопрос, кто живёт в  дуплах деревьев? 

  Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?

  _________________________________________________

  _________________________________________________ 

  Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

  _________________________________________________

  _________________________________________________

  Сделай  вывод:

  _________________________________________________

  _________________________________________________ 

  Рис. 4

 
 

  Дидактическая карточка.

  Могут ли крот и белка поменяться квартирами? (Симонова, 1998) 

  Задание 1. Рассмотри рисунок, подпиши названия животных.

  Обрати  внимание на места обитания этих животных.

  Задание 2. Прочти текст:

  Люди  нередко меняются своими квартирами, преезжая из дома в дом, с этажа  на этаж. А могут ли поменяться местами  жительства (квартирами) лесные жители?

  Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. 

  Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опускаться под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

  _________________________________________________

  _________________________________________________ 

  Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных  ниже, называют лесными

  волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.

  _________________________________________________

  _________________________________________________ 

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся