Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Скачать документ)

  Рис. 5

 

    

  На  итоговых уроках дети пишут сочинения  о своём отношении к уроку  экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные  предложения типа:

  На  уроках экологии мы читали рассказы о…

  Экология  – это…

  Больше  всего мне понравились  рассказы о…

  В них говорится…

  В природе всё связанно и, если…

  Я думаю, что когда  я вырасту…

  Очень интересны и показательны эти  маленькие письма-сочинения. Вот  примеры нескольких из них:

  «Мы читали рассказы о  природе. Мне больше всего понравились  рассказы о воде и  воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные  дожди. Человеку приносит пользу природа. Я  думаю, что когда  вырасту, то буду охранять природу» (Юля С.).

  «Экология – это наука  о связи живых  существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым  фабрик и заводов  загрязняет воздух. Я думаю, что, для  того, чтобы воздух был чистым, надо придумать специальные  фильтры» (Серёжа К.).

  Таким образом, младший школьник высказывает  и своё отношение к экологическим  изменениям в окружающей среде. описываемых  в рассказах и наблюдаемых  в жизни.

  Изучение  природоведения способствует формированию у младших школьников убеждения  в необходимости в охране природы  как в своём крае, так и в  стране, на всей планете. Учащиеся приобретают  также определённые умения, позволяющие  им участвовать в практической деятельности по охране природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация экологического обучения

  в курсе природоведения 

  Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая  различным условиям её проведения (в  классе, на природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения (Пакулова, Кузнецова, 1990). В  связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми  в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные  формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

  Реализация  задач экологического состояния  требует пересмотра форм и методов  обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным  Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой (1998):

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

  Преподавание  основ экологии в младших классах  обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в общем весьма «сухое»  научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в  том, что сейчас существует необходимость  формировать правильное экологическое  мышление и поведение в более  раннем возрасте, а экологические  знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и  многих других наук, с которыми младшие  школьники мало знакомы. Поэтому  для эффективного преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между  относительной неподготовленностью  учеников к восприятию материала  и потенциальной сложностью самого материала (Пахомов, 1998).

  Ведущие методы преподавания – наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного  учебного предмета: экскурсии, уроки  с раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

Роль  межпредметных связей

  в экологическом образовании  младших школьников 

  В содержании экологического образования различают  два компонента: связанные с формированием  мировоззренческих и нравственных качеств; конкретные экологические  знания и умения.

  Интегральный  характер содержания экологического образования  обуславливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение.

  Э  
кология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на международной основе. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и предметы. Возможны три модели: однопредметная, многопредметная и смешанная (рис. 12).

  Чётко выраженная экологическая направленность курса  природоведения, который в наши дни  именуется традиционным, создала  определённую установку на его место  в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной. Основная причина этого в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников с природой и социальной средой не может.

  Уже в середине семидесятых годов на повестку дня  встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процессе школьников. Возникла идея многопредметной или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой (Симонова, 1998). Но заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.

  Современные тенденции развития экологического образования в отечественной  и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности  для становления экологической  культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, – вспомогательная. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к многопредметной и смешанной. Но поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

  Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных  связей) в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов  раскрытия способов, принципов и  законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях  экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

  В настоящее  время в нашей стране и за рубежом  существуют попытки создать интегрированные  курсы, направленные на экологическое  образование школьников. Так, в современные  учебные планы начальной школы  уже включен предмет «Окружающий  мир», составляющий базу для дальнейшего  развития знаний учащихся о природе  и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом  образовании признана на современном  этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности (Тарасова, 2000).

  Для решения  задач экологического образования  в начальных классах на межпредметном  уровне необходимо: формирование целостного представления о природном и  социальном окружении как среде  жизни, труда и отдыха человека; развитие учения воспринимать окружающий мир  посредством органов чувств и  познавательного интереса и способности  к причинному объяснению при анализе  фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методом  познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного  отношения к среде жизнедеятельности  человека.

  Выполнению  этих требований способствует максимальная координация функций каждого  предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных  связей и обеспечение межпредметных  подходов.

  Учитывая  возрастные особенности младших  школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и  необычному), учитель имеет возможность  осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как  изучение материала о жизни природы  на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами  и прозаиками вызывают и стимулируют  у детей интерес к наблюдениям  за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления  с впечатлениями литераторов. Это  способствует более глубокому и  тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его  неповторимой красоте и разнообразию.

  Программа начальной школы даёт возможность  осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном  из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь  этих предметов позволяет эффективно осуществлять воспитание экологической  культуры младших школьников.

  Процесс преподавания предметов естественно-математического  цикла (природоведение, математика, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленная на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

  При проведении тематических бесед на уроках трудового  обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники  приходят к более глубокому пониманию  значения природы в хозяйственной  и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных  богатств.

  Большие возможности  для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным  предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость  проведения которых заложена в учебных  программах. Такие экскурсии позволяют  более детально изучать отдельные  объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить  последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения  и так далее.

  В своей  практической деятельности учителя  начальной школы разрабатывают  интегрированные курсы. Например, группой  учителей средней школы № 70 города Краснодара разработан интегрированный  курс «Природоведение – развитие речи». Приведём пример урока этого  курса по теме «Грибы – особое царство  природы». 

  Тема: Грибы – особое царство природы.

  Цель: Познакомить  с видами грибов, как одним из представителей «сообщества леса»; научить различать съедобные, несъедобные  и ядовитые грибы; познакомить с  исчезающими грибами Кубани; упражнять  детей в письменной речи.

  Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные  грибы»; муляжи "Грибы"; образцы  гриба.

  Ход урока.

  1. Организация урока.
  2. Сообщение темы урока:

  Тему нашего урока мы узнаем отгадав загадку: «Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка» (гриб). Правильно, сегодня  мы будем говорить о грибах.

  III. Работа  над новой темой.

  Где вы собирали грибы? (Значит грибы – представители  природного сообщества «лес»). Какие  вы знаете грибы, как их различаете? Какие грибы называются съедобными, несъедобными, ядовитыми? Какими ядовитыми  грибами лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). Какой  гриб страшнее кобры? (бледная поганка). Противоядие от бледной поганки  – не трогать её и не брать  в руки! Как вы понимаете пословицу, применительно к грибам: «Пока  змее на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся