Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78
Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.
Дети, а как вы думаете, гриб – это растение или нет? Какие органы растения вам известны? (корень, стебель, ветки, лист, цветок, плод и семена). Попытайтесь найти их у грибов.
Строение гриба (рассматривается по таблице).
Грибы не растения,
они составляют особое царство природы.
Грибы в отличие от своих зелёных
собратьев не содержат чудодейственного
хлорофилла и поэтому не могут
добывать из воздуха питательные. углеводы.
Они вынуждены
Работа с муляжами грибов.
Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Рассмотрите внимательно муляжи и скажите отличаются ли внутренняя поверхность шляпок у белого гриба и у лисички? Чем? (дети сами делают выводы). Как вы думаете, где расположены семена (споры) у трубчатых и у пластинчатых грибов? Назовите теперь известные вам трубчатые грибы (белый гриб, подберёзовик, маслята, подосиновики, моховики). Назовите известные вам пластинчатые грибы (грузди, рыжики, волнушки, лисички, опята и так далее). Какую пользу приносят грибы?
а) Грибы употребляются в пищу животными, птицами и людьми;
б) Превращают пни и корни деревьев в трухлявые гнилушки и удобряют почву питательными веществами.
Какой вред
приносят грибы? Как приспосабливаются
грибы? (цвет, окраска шляпок). Грибы
не всегда имеют привычный, известный
вам вид. Есть грибы, как плесень
на продуктах, на гниющих деревьях.
Рассмотрите этот гриб. Где вы его
встречали? Правильно, на деревьях. А
как они туда попали, кто догадался?
Правильно, споры этих грибов-паразитов
переносятся ветром, они попадают
в дыры на стволах. Там они разбухают,
разрастаются внутри дерева. Дерево обречено
на гибель. Таким образом грибы-паразиты
приносят вред. Но оказывается из грибов
добывают вещества стимулирующие рост
растений. Всегда ли грибы приносят
пользу? Грибы способны впитывать
в большом количестве тяжелые
металлы, ядохимикаты, компоненты сточных
вод и выхлопных газов
IV. Итак, мы
с вами познакомились, с
Сообщения детей о грибах.
Записать названия грибов, занесённых в Красную книгу.
V. Подведение итога беседы:
Какие виды грибов вам известны? Какой вред приносят грибы? Какую пользу приносят грибы? Как приспосабливаются грибы в лесном сообществе?
VI. Работа по развитию речи.
Чтение текста на доске. Запись по памяти.
После дождя пахнет в лесу грибами. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы. Между стволами берез разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотистые лисички.
VII. Итог урока.
Домашнее
задание: Записать пословицы и приметы
грибников. Прочитать дополнительную
литературу о грибах.
Помимо разработки интегрированных курсов, проводятся и отдельные интегрированные уроки: природоведение и русский язык, природоведение и чтение, природоведение и математика, природоведение и трудовое обучение и другие. В результате проведения таких уроков у младших школьников процессы формирования и восприятия экологических понятий происходит намного активнее.
Учителя начальных
классов недостаточно обеспечены методической
литературой по вопросам осуществления
экологического образования на межпредметной
основе. Имеющиеся пособия и
В настоящей курсовой работе проанализированы различные курсы природоведения. Наиболее полно отвечают целям экологического образования и воспитания младших школьников система курсов «Зелёный мир» автора А.А. Плешакова. Эта система является традиционной обновлённой.
Система экологических знаний младших школьников включает в себя два блока:
1.Блок опорных экологических знаний (предметах и явлениях в природе, их свойствах и многообразии и связях между ними);
2.Экологические
знания о биологических
Формирование
экологических понятий у
Формирование
экологических понятий у
Конкретность мышления младших школьников определяет важность игровых моментов в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим большое внимание в работе уделяется методическим разработкам уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков. Это лишь небольшая часть тех методических разработок, применяемых автором в повседневной работе с младшими школьниками.
В дипломной работе представлены методические разработки:
Более эффективным методом экологического образования и воспитания младших школьников является использование межпредметных связей. Экологическая направленность курса природоведения позволяет применять многопредметные или межпредметные модели, в которых каждый учебный предмет (природоведение, русский язык, математика, чтение, труд, музыка и другие) раскрывает проблему взаимодействия человека с окружающей средой.
Курс природоведения сам по себе уже является интегрированным, так как в нём объединены начальные представления таких наук как география, физика, химия, биология и других. . но цели экологического образования будут достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном уровне. Приведена методическая разработка интегрированного урока «Грибы – особое царство природы». На примере этого урока показана межпредметная связь между природоведением и развитием речи.
В результате
изучения курса «Природоведение» по
системе «Зелёный мир» у младших
школьников расширяется кругозор, повышается
эффективность обучения. Дети получают
целостную картину окружающего
мира, у них формируются элементы
научного мировоззрения. Этот курс насыщен
творческими заданиями