Экологическая компетентность учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:04, курсовая работа

Описание

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ особенностей эколого-образовательной деятельности в начальной школе и рекомендовать наиболее эффективные практические пути реализации образовательных стандартов второго поколения в учебной и внеклассной работе с младшими школьниками.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Экологическое образование и
воспитание младших школьников ………………………………………………………………………………………………4
2.1. Содержание
экологического воспитания …………………………………………………………………………………………………………4
2.2. Основные принципы экологического
образования и воспитания ……………………………………………………………………………………………………………8
2.3. Экологическое воспитание ……………………………………………………………………………………………10
3. Экологическая компетентность учащихся …………………………………………………………………11
3.1. Сущность экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………11
3.2. Содержание и структура
экологической компетентности …………………………………………………………………………………………………27
3.3. Уровни экологической
компетентности ………………………………………………………………………………………………………………………………………38
3.4. Дидактические аспекты обучения
решению экологических проблем ………………………………………………………………………………………………41
4. Приложение …………………………………………………………………………………………………………………………………………54
4.1. Использование экологических понятий и
представлений при изучении курса природоведения ………………………………………………54
4.2. Организация экологического обучения
в курсе природоведения …………………………………………………………………………………………………………………59
4.3. Экологическое обучение на
уроках природоведения ……………………………………………………………………………………………………………………60
4.3.1. План урока …………………………………………………………………………………………………………………………60
4.4. Экскурсия как форма
экологического обучения ………………………………………………………………………………………………………………63
4.4.1. План экскурсии ………………………………………………………………………………………………………………64
4.5. Внеклассная работа и её
роль в формировании экологических понятий ………………………………………………………………65
4.6. Программа факультативного
курса «Экология для младших школьников» ……………………………………………………………………66
5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………………76
6. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………78

Работа состоит из  6 файлов

дипломная эклогическое воспитание школьников 1.doc

— 494.00 Кб (Скачать документ)

вторая часть курсовой работы .docx

— 111.53 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

третья часть курсовой.docx

— 194.29 Кб (Скачать документ)

Документ Microsoft Word (2).doc

— 1.26 Мб (Скачать документ)

часть курсовой работы.docx

— 95.16 Кб (Скачать документ)

Экологическое обучение

  на  уроках природоведения 

  Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более  интересна для учащихся своей  свободной формой, а классная –  несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.

  Работа по системе «Зелёный дом», разработанной  А.А. Плешаковым, предусматривает формирование у младших школьников представление  об экологии как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: «Что такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие). 

  Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).

  Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых  существ с окружающей средой. Воспитывать  любовь к природе и бережное отношение  к ней.

  Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин природы.

  План урока.

        1. Проверка домашнего задания.
        2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее изученного).
        3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.
        4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.
        5. Задание на дом.

  Ход урока.

  Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами и кошками  повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о ней по рисунку учебника, провести повторное  построение модели на магнитной доске.

  Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове  ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не учли, что разные живые существа тесно связаны  между собой. Эти и подобные им связи изучают экологи.

  З  
атем проводится систематизация изученных учащимися экологических связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком. Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя стрелками разного направления (рис. 8).

  Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой  природы для живой?», «Как живая  природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и«логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме»Экология – наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).

    

  Три маленьких  круга, в каждом из которых один объект – животное (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён  большим, обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду для берёзы, для зайца, для человека.

  После этого  учащиеся самостоятельно попробуют  сформулировать определение экологии, а затем прочитают определение  из учебника:

  Экология  – это наука  о связях между  живыми существами и  окружающей их средой, между человеком  и природой.

  В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами: «Согласен ли ты с  тем, что экология – увлекательная  наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся предлагается продолжить размышления над этими  вопросами. 

  Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).

  Цель урока: Создать у детей яркое представление  об удивительном многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать представление о Красной книге, о рациональном использовании природы; воспитывать бережное отношение  к природе.

  Оборудование: Карта природных зон России, Красная  книга Краснодарского края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны природы, выставка детских рисунков «Планета заболела», запись «Голоса  птиц», динамическая модель «Лес и человек».

  Ход урока.

  1. Подготовка  к путешествию.

  Сегодня предстоит  совершить замечательное путешествие  в природную зону нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном  друге, его обитателях, о нас с  вами. Нет на земле человека, чья  жизнь так или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон лесную зону).

  2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

  1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников).
  2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова, мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).
  3. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение», 4 класс).

  Казалось  бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете? (ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни человека.

  3. Роль лесов  в природе и жизни человека.

  Д  
ети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Природоведение 4 класс» на стр. 70 (рис. 10).

  4. Правильно  ли мы используем леса?

  Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение  факторов негативного воздействия  на лес и соответствующие меры охраны, условные обозначения. Правила  поведения в лесу.

  5. Чтение  экологического вестника (заметки  из газет и журналов).

  Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать  редкие растения (используется красная  книга). Что грозит этим растениям?».

  Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

  6. Решаются  экологические задачи: «В путешествие  отправились 26 человек. Сколько  погибнет цветочков, если каждый  сорвёт по 3 цветка?».

  7. Чтение  сочинений на тему: «Что нам  сказали бы цветы, если бы  умели говорить?».

  Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов, растительного  мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

  8. Итог урока.

  Как люди борются  за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок научил? А над  чем этот урок заставил задуматься?

  9. Домашнее  задание: «Охрана природы».

Экскурсия как форма экологического обучения

 

  Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет проводить  наблюдения, а также непосредственно  изучать различные предметы, явления  и процессы в естественных или  искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Моя задача – донести до ума и сердец младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и природы, и человека.

  В 1 и 2 классах  четырёхлетней начальной школы  экскурсии направлены на формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой (Программно-методические материалы, 1999) предусмотрены следующие экскурсии: при изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе; при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей, с поверхностью и водоёмами края.

  В курсе  «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы «Природа и мы» (1999) предусмотрены следующие экскурсии: природа вокруг нас (объекты живой  и неживой природы); изменения  в природе под влиянием человека; охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа).

  В 4 классе при  изучении темы «Сохраним природу  своего края» экскурсии: растения и  животные леса; растения и животные луга; растения и животные водоёма.

  Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

  В своей  практике провожу экскурсии, в основном, во внеурочное время. Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки  в город-герой Новороссийск, дельфинарий на мыс Большой Утриш, наблюдения за растениями и животными в парках и скверах города Краснодара. На уроках труда дети изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а в зимнее время – подкармливают птиц.

  Например, в  ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической тропе, проходящей вблизи реки Кубань в микрорайоне  Гидростроителей города Краснодара, где находится школа. Приведём пример экскурсии: 

  Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».

  Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным  признакам; выяснение влияния близости города на лесной массив и реку Кубань; определение правил экологически грамотного поведения.

  План экскурсии.

  Главные остановки  во время экскурсии:

        1. «Стражи ворот» (ива, клён, ясень).
        2. «Травянистые растения».
        3. «Памятник природы» (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия «Три сестры», «Неразлучницы», «Змей Горыныч Трёхголовый»).
        4. «Старожил» (липа).
        5. «Смешанный лес» (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).

  Дети делают остановки у разных природных  объектов, с помощью атласа-определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются  в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать  их по листьям, веточкам, коре. Задачей  экскурсии является не только запоминание  растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь  большого числа людей: сломанные  деревья, вытоптанные дорожки и  полянки, мусор, выжженные места  от разведения костров. Устанавливаются  соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой  экскурсии дети описывают свои впечатления  от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками. 

  С учётом того, что у младших школьников ведущим  видом деятельности является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся дидактические игры во время экскурсий (Мойснер, 1999).

курсовая работа отредактированная.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Экологическая компетентность учащихся