Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курс лекций
Для курса лекций автором выбраны наиболее актуальные темы и проблемы современного экологического права. Это прежде всего общеметодологические, культурологические положения, без знания которых трудно представить юриста-эколога XXI века и невозможно двигаться вперед в освоении конкретных правовых институтов. Сюда входят понятие, история, источники, принципы экологического права; каждой из этих тем можно посвятить не одну лекцию, характерную тесной связью науки и практики. Достаточно, например, напомнить о значении принципов, отраженных в законодательстве, которые получают, таким образом, обязательную силу и должны учитываться в административной и судебной практике.
Введение
Общая часть
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические
правоотношения. Источники экологического права. Принципы
экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты
и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей
среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Особенная часть
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные
объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных
органов, участвующих в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Континентальный шельф
| 1. |Кавказский биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 2. |Окский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 3. |Сихоте-Алинский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 4. |Центрально-Черноземный
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 5. |Приокско-Террасный
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 6. |Астраханский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 7. |Кроноцкий
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 8. |Лапландский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 9. |Печеро-Илычский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 10. |Саяно-Шушенский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 11. |Сохондинский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 12. |Воронежский биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 13. |Центрально-лесной
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 14. |Баргузинский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 15. |Байкальский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 16. |Центрально-Сибирский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 17. |Черные земли
- биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 18. |Таймырский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 19. |Убсунурская
котловина - биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 20. |Даурский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 21. |Тебердинский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 22. |Катунский биосферный заповедник | 2000 | 151,7 |
|—————|———————————————————————
| 23. |Неруссо-Деснянское полесье (Брянский лес - заповедник и его| 2001 | |
|
|охранная зона, заказники)
|—————|———————————————————————
| 24. |Висимский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 25. |Водлозерский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 26. |Командорский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 27. |Дарвинский
биосферный заповедник
|—————|———————————————————————
| 28. |Нижегородское заволжье (Керженский заповедник) | 2002 | 46,8 |
|—————|———————————————————————
| 29. |Смоленское
поозерье - национальный парк
|—————|———————————————————————
| 30. |Угра - национальный
парк
—————————————————————————————
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение устанавливает, что в систему источников права Российской Федерации входят также нормы международного права, которые при этом обладают приоритетом перед нормами внутригосударственного права Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что к правовой системе Российской Федерации относятся не все существующие международные договора, а только те, в которых участвует Российская Федерация.
Основным источником права международных договоров является Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (далее - Венская конвенция 1969 г.). В свою очередь право международных договоров является предметом изучения и регулирования международного публичного права, при этом представляющая собой самостоятельную отрасль международного права. Международный договор является источником международного права, который заключают субъекты международного права (государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица) в письменной форме. Международный договор может иметь различные наименования и вид, например соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами и нотами, договор и др. (Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 1998. С. 92, 159).
О правоспособности государств на предмет заключения международных договоров Венская конвенция 1969 г. гласит: каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6). Способами выражения согласия на обязательность договора в соответствии с Венской конвенцией 1969 г. являются: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились (ст. 11). Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (Pacta sunt servanda) (ст. 26). Территориальная сфера действия договоров определяется тем, что если иное не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории (ст. 29).
СССР присоединился к Венской конвенции 1969 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1986 г. N 4407-XI. Указанная Конвенция вступила в силу для СССР 29 мая 1986 г. Поскольку Российская Федерация обладает правопреемством бывшего СССР в отношении прав и обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных СССР, действие норм Венской конвенции 1969 г. для Российской Федерации является обязательным.
"Российская
Федерация продолжает осуществл
Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.
В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР" (письмо Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 11/Угп).
Сегодня в Российской
Федерации действует также
1) межгосударственные договоры - договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
2) межправительственные
договоры - договоры, заключаемые от
имени Правительства
3) межведомственные договоры - договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Практически в
любом внутригосударственном