Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курс лекций
Для курса лекций автором выбраны наиболее актуальные темы и проблемы современного экологического права. Это прежде всего общеметодологические, культурологические положения, без знания которых трудно представить юриста-эколога XXI века и невозможно двигаться вперед в освоении конкретных правовых институтов. Сюда входят понятие, история, источники, принципы экологического права; каждой из этих тем можно посвятить не одну лекцию, характерную тесной связью науки и практики. Достаточно, например, напомнить о значении принципов, отраженных в законодательстве, которые получают, таким образом, обязательную силу и должны учитываться в административной и судебной практике.
Введение
Общая часть
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические
правоотношения. Источники экологического права. Принципы
экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты
и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей
среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Особенная часть
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные
объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных
органов, участвующих в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Континентальный шельф
|
|
|
|водными объектами;
| | | |государственный мониторинг водных| | |
|
|
|
|объектов;
| | | |государственный учет поверхностных и| | |
| | | |подземных вод и их использования в| | |
| | | |порядке, установленном| | |
|
|
|
|законодательством РФ;
| | | |планирование рационального| | |
|
|
|
|использования водных
|
|
|
|установление лимитов водопользования|
|
|
|
|(водопотребления и
| | | |бассейнам рек, для субъектов РФ и| | |
| | | |водопользователей по водным объектам,| | |
| | | |находящимся в федеральной| | |
|
|
|
|собственности;
| | | |разработку и согласование нормативов| | |
| | | |предельно допустимых вредных| | |
| | | |воздействий на водные объекты по| | |
| | | |бассейну водного объекта или его| | |
| | | |участку, утверждение нормативов| | |
| | | |предельно допустимых сбросов вредных| | |
| | | |веществ в водные объекты для| | |
| | | |водопользователей в порядке,| | |
|
|
|
|установленном
| | | |представляет в органы исполнительной| | |
| | | |власти субъектов РФ предложения по| | |
| | | |установлению для водопользователей| | |
| | | |лимитов водопользования по водным| | |
| | | |объектам, находящимся в собственности| | |
|
|
|
|субъектов РФ;
| | | |устанавливает режимы специальных| | |
| | | |попусков, наполнения и сработки| | |
| | | |водохранилищ, пропуска паводков на| | |
| | | |водных объектах, находящихся в| | |
| | | |федеральной собственности; | | |
|
|
|
|предоставляет в
| | | |федеральным органам государственной| | |
| | | |власти, органам государственной власти| | |
| | | |субъектов РФ, органам местного| | |
| | | |самоуправления, юридическим лицам и| | |
| | | |гражданам данные государственного| | |
|
|
|
|водного кадастра РФ и др.;
|——————————————|——————————————
|6. Федеральная|Положение "О|Федеральная служба по|разработка и принятие нормативных|Имеет свои|Правительству|
|служба
по|Федеральной |экологическому,
|правовых актов в установленной сфере|территориаль-|РФ.
|экологическо-
|службе по|технологическому
и|деятельности.
|му, технологи-|экологическому, |атомному надзору|Осуществляет контроль и надзор: | | |
|кому
и|технологическому|является
федеральным|за соблюдением
|атомному
|и атомному|органом
исполнительной|использования
|надзору. |надзору", утв.|власти, осуществляющим|условиями действия разрешений| | |
| |постановлением |функции по принятию|(лицензий) на право ведения работ в| | |
|
|Правительства РФ|нормативных
|
|от 30 июля|актов,
контролю и|за ядерной,
|
|2004 г. N 401. |надзору в сфере
охраны|и пожарной
|
|
|окружающей среды
в|использования атомной
| | |части, касающейся|за физической защитой ядерных| | |
|
|
|ограничения негативного|
|
|
|техногенного
|пунктов хранения ядерных
| | |воздействия (в том|радиоактивных веществ, за системами| | |
| | |числе в области|единого государственного учета и| | |
| | |обращения с отходами|контроля ядерных материалов,| | |
| | |производства и|радиоактивных веществ, радиоактивных| | |
|
|
|потребления),
|отходов; за выполнением
| | |безопасного ведения|обязательств РФ в области обеспечения| | |
|
|
|работ, связанных с|безопасности
при использовании атомной|
| | |пользованием недрами,|энергии; за соблюдением требований| | |
| | |охраны недр,|промышленной безопасности при| | |
| | |промышленной |проектировании, строительстве.| | |
|
|
|безопасности,
|Эксплуатации, консервации и ликвидации|
| | |безопасности при|опасных производственных объектов,| | |
| | |использовании атомной|изготовлении, монтаже, наладке,| | |
| | |энергии (за исключением|обслуживании и ремонте технических| | |
| | |деятельности по|устройств, применяемых на опасных| | |
| | |разработке, |производственных объектах,| | |
|
|
|изготовлению,
|транспортировании опасных
| | |испытанию, эксплуатации|опасных производственных объектах; | | |
| | |и утилизации ядерного|за соблюдением в пределах своей| | |
| | |оружия и ядерных|компетенции требований| | |
|
|
|энергетических
|законодательства РФ в
| | |установок военного на- |окружающей среды (государственный| | |
|
|
|значения), безопасности|экологический
| | |электрических и|соблюдением в пределах своей| | |
| | |тепловых установок и|компетенции требований| | |
| | |сетей (кроме бытовых|законодательства РФ в области охраны| | |
|
|
|установок и сетей),|атмосферного
воздуха; за соблюдением в|
| | |безопасности |пределах своей компетенции требований| | |
| | |гидротехнических |законодательства РФ в области| | |
| | |сооружений на объектах|обращения с отходами; и др. | | |
| | |промышленности и|Осуществляет лицензирование| | |
| | |энергетики, |деятельности: по размещению,| | |
| | |безопасности |сооружению, эксплуатации и выводу из| | |
| | |производства, хранения|эксплуатации ядерных установок,| | |
|
|
|и применения взрывчатых|
|
|
|материалов
|хранения ядерных материа
| | |промышленного |лов и радиоактивных веществ, хранилищ| | |
| | |назначения, а также|радиоактивных отходов; | | |
|
|
|специальные функции в |по
обращению с радиоактивными
| | | области|при их хранении, переработке,| | |
|
|
|государственной
|транспортировании и
| | |безопасности в|по эксплуатации химически опасных| | |
|
|
|указанной сфере.
|производственных объектов;