Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа
Итак, подводя итог всему ранее сказанному, перед тем, как окончательно поставить точку, хочется еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет.
1.Краткая история и предмет экология
2.Общие закономерности их действие на живые организмы
2.1Принципы лимитирующих факторов. Закон толерантности
3. Концепция экосистемы. Изучение экосистем. Стабильность (гомеостаз) экосистем.
4. Энергия в экологических системах. Жизнь как термодинамический процесс. Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.
5.Эволюция биосферы. Теория большого взрыва как гипотеза зарождения Вселенной. Теория Опарина как гипотеза возникновения жизни на планете. Большой биологический взрыв как гипотеза перехода от неживой природы к живой в форме организации материи.
6. Структура и основные типы биогеохимических циклов.
7. Кислотные дожди. Формирование состава и кислотности атмосферных осадков и поверхностных вод. Основные кислотообразующие газы в атмосфере.
7.1. Тропосферные реакции диоксида серы: фотохимическое и инициированное фотохимическое окисление, окисление в жидкой фазе. Фотохимические реакции оксидов азота в тропосфере.. Вклад хлористого водорода.
8. Принципы рационального использования природных ресурсов.
9. Экозащитная техника и технологии.
Основные промышленные методы очистки сточных вод (механические, химические, физико-химические, биохимические, термические).
Технологические схемы очистки и применяемое оборудование.
10. Административная ответственность за экологические правонарушения. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
11. Международное сотрудничество в области окружающей среды.
10. Список использованной литературы
Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака — нарушения экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы — это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три вышеперечисленных признака объективной стороны.
В предусмотренных законом
С субъективной стороны могут иметь
место две формы вины: умышленная
или неосторожная. Признание лица
виновным — это установление того,
что экологическое
В Уголовном Кодексе РФ предусматривается
деление умысла на прямой и косвенный
(ст. 25 УК РФ), а неосторожности —
на легкомыслие и небрежность (ст.
26 УК РФ). Форма вины в конкретных
экологических преступлениях
В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц: административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.
Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения:
1) дисциплинарную (включая материальную);
2) административную;
3) гражданско-правовую (имущественную);
4) уголовную.
Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.
Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», так и с иными законами: Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Административная
Административная
К примеру, Федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признаны утратившими силу с 1 июля 2002 г.:
п. 1 ст. 36 Федерального закона РФ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»;
ст. 62 Федерального закона РФ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»;
п. 2 и 4 ст. 66, п. 2 ст. 73 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
ст. 56 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Существенной новеллой КоАП РФ является
привлечение к административной
ответственности юридических
Известно, что в процессе работы над проектом КоАП РФ вопрос включения в институт административной ответственности юридических лиц был довольно дискуссионным. В конечном итоге и теоретики, и практики, которые участвовали в разработке Кодекса, пришли к единому мнению о необходимости привлечения юридических лиц к ответственности за административные правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение
административного наказания
Административная ответственнос
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 75);
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 55);
Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74);
Лесным кодексом РФ;
Водным кодексом РФ;
Законом РФ «О недрах» (ст. 49);
Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 31);
Федеральным законом «О животном мире» (ст. 55) и др.
В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
группирует экологические правонарушения
в гл. 8 «Административные
Ст. ст. 8.16—8.20 предусматривают
Ряд норм направлен на охрану атмосферного
воздуха — выброс вредных веществ
в атмосферу, выпуск в эксплуатацию
и эксплуатация механических транспортных
средств с превышением
Значительная часть
Ст. ст. 8.33—8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.
Охрана и использование
Ст. 8.40 предусматривает
Ст. 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Административная
Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.
За совершение административных правонарушений
могут устанавливаться и
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия
совершения или предмета
4) конфискация орудия совершения
или предмета
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.);
6) административный арест;
7) административное выдворение
за пределы Российской
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Причем в отношении
Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.
В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.
КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях, которые будут указаны в постатейном комментарии к Кодексу.
Протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).
Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.
Вред, причиненный природным объектам
и комплексам, подлежит возмещению
в соответствии с утвержденными
в установленном порядке
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.
11. Международное сотрудничество в области окружающей среды.
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.
В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий.
Примером может служить Африка в районах наступления Сахары. Когда-то эта пустыня возникла на месте саванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется со скоростью нескольких километров в год. Население и животный мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются переместиться на еще пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровавые столкновения.