Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:48, курс лекций
Природопользование в широком смысле — это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование — это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.
Такой вариант погашения
долга был предложен странами-
Гранты, безусловно, привлекательны для любой компании. Однако, наличие у правительства ограниченных ресурсов означает, что не всем компаниям удастся воспользоваться такой схемой поддержки. Теоретически правительственные организации будут стремиться выбрать наилучший имеющийся природоохранный проект, который и будет непосредственно финансироваться. Однако, на практике множество политических факторов и требование обеспечения социальной справедливости приводят к «размыванию» суммы грантов по многим грантополучателям, что не позволяет реализовать наиболее эффективные экологические проекты.
Кредиты также привлекательны для компаний, но способность возврата полученных средств может зависеть от возможности ввести новый порядок платности за природопользование, что обычно означает увеличение уже существующих платежей или введение новых сборов.
При выделении субсидируемых займов (погашение части процентной ставки) органы управления различного уровня не всегда оказываются в состоянии осуществить полный контроль за целевым использованием кредитов. Это чаще всего касается тех компаний, в которых происходят различные организационные преобразования или изменение формы собственности.
Обеспечение гарантированных закупочных цен на продукцию в обмен на инвестиции для внедрения новых экологически прогрессивных технологий имеет место в ряде секторов (например, в сельскохозяйственном секторе) некоторых стран. Подобная схема позволяет снизить риски неплатежеспособности.
Использование большинства
форм финансовой помощи может сопровождаться
значительными искажающими
В предыдущих разделах было рассмотрено взаимодействие правительственных органов и компаний в виде системы "донор-реципиент (получатель)". Альтернативным вариантом может быть правительственными органам, компаниями и неправительственными организациями или группами лиц.
Важным инновационным механизмом, который должен быть разработан органами управления различного уровня, является наиболее эффективное комбинирование государственных и частных инвестиций, выделяемых на осуществление природоохранных проектов. Решение о совместном финансировании экологических проектов должно приниматься с учетом интересов других секторов сферы услуг (прежде всего здравоохранения и образования).
Первым шагом при разработке схемы совместного (государство - частные компании) финансирования природоохранных проектов должна быть классификация природоохранных услуг с учетом их потенциальных возможностей для привлечения частных инвестиций. Одним из конкретных примеров решения подобной проблемы (см. ниже) может служить сбор мусора в одном из городов Польши. Основными позитивными результатами этого опыта являются:
Финансирование природоохранных проектов
Принципы "загрязнитель платит" и "пользователь платит"
Непосредственное применение принципа "загрязнитель платит" позволяет получить 80% всех поступлений в российские экологические фонды, которые обеспечиваются за счет платежей за загрязнение.
Эффективное использование платежей за пользование природными ресурсами (для наглядности будем иметь в виду плату за водоснабжение и водоотведение) на основе принципа полного возмещения затрат сдерживается прежде всего слабостью институциональной инфраструктуры. Сюда относится отсутствие должным образом разработанных контрактов между водоканалами и потребителями, выполнение которых может гарантировано. Кроме того, отсутствие контроля со стороны пользователей за качеством предоставляемой услуги сдерживает готовность пользователей платить. Платежи за пользование водными ресурсами не компенсируют затрат водоканалов и не обеспечивают их развитие их материальной базы
Если принимать во
внимание коммерческие кредиты и
запасы собственных средств предприяти
Официальная статистика по Российской Федерации свидетельствует о следующем распределении средств на инвестиции в природоохранные мероприятия по источникам в % (данные 1996 года): федеральный бюджет – 6; бюджеты субъектов федерации – 22,8; собственные средства предприятий – 67, 6; экологические фонды – 3,0 и другие источники – 6,0.
Данное распределение не учитывает в полной мере систему зачета платежей за загрязнение, то есть записывает расходы экофондов в собственные средства предприятий.
Однозначный вывод можно сделать об уменьшении (абсолютном и относительном) финансирования из федерального бюджета. В среднем по России материальные затраты системы Госкомэкологии были профинансированы на 24,3 % от заявки. Остаток покрывался за счет территориальных экологических фондов и местных бюджетов.
Внутренние (национальные) источники в 1997 году предоставляли 93% всех средств на природоохранные инвестиции в России. Практически все эти инвестиции были направлены на реализацию "коричневых" проектов.
Маловероятно, что "коричневые" проекты, которые малопривлекательны для национальных инвесторов, привлекут внимание иностранных инвесторов. Большая часть неинституционального международного финансирования, то есть финансирования не связанного с международными финансовыми институтами типа Всемирного Банка, представляется неправительственными организациями, и она направляется главным образом на реализацию "зеленых" проектов. Примером могут служить обмены "долги на природу" – приобретение неправительственной экологической организацией типа Всемирного фонда дикой природы части внешнего долга страны (со значительной скидкой) за обязательство этой страны выполнять "зеленые" проекты.
В ряде случаев отдельные лица и организации покупают или арендуют районы, имеющие экологическую ценность, для защиты видов, представляющих особый интерес. Одним из примеров может служить американская организацию по спортивной охоте на уток ("Дакс анлимитед"), которая приобрела большие по площади участки болотистой территории в Канаде, чтобы обеспечить безопасное разведение пернатых. Другим примером может быть инвестиционная группа в Дании, которая закупила лесные массивы в Шотландии, чтобы обеспечить безопасное воспроизводство редких птиц.
В 1997 году денежные средства, предоставляемые международными финансовыми организациями, составляли менее 10% всех инвестиций, выделяемых в Российской Федерации на природоохранные проекты. Однако международные финансовые организации финансируют почти полностью проекты, связанные с сохранением биоразнообразия (т.е. "зеленые" проекты), а также свыше 70% затрат на проекты, связанные с веществами, истощающими озоновый слой
В условиях экономической и финансовой нестабильности и хронического дефицита ресурсов большую позитивную роль в финансировании природоохранных мероприятий играют международные финансовые организации и непосредственно страны-доноры. За последнее десятилетие более 1 млрд. долларов было израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов из внешних источников финансирования.
Если речь идет не о
заявке на выделение грантов, а о
необходимости получения
Ключевой функцией международных финансовых учреждений (МФУ) является мобилизация на международных рынках капиталов ресурсов и направление последних в виде займов странам-получателям, в частности, тем странам, где существует высокая степень кредитного риска для частных финансовых учреждений. МФУ предоставляют займы на более привлекательных условиях и с более благоприятными сроками выплаты, чем те, которые предлагают на коммерческой основе. Кроме того, некоторые МФУ обеспечивают долевое финансирование на безвозмездной основе (ЕБРР, НЕФКО), выдают гарантии (ЕБРР, МБРР и Многостороннее агентство по гарантированию капиталовложений (МАГК)), и все они предоставляют консультативные услуги и техническую помощь странам-получателям.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся частью группы Всемирного банка, действует только на основе правительственных гарантий, т.е. кредиты выдаются экономическим агентам, которые поддерживаются правительственными гарантиями. Около 75% кредитов Всемирного банка выдаются под специальные проекты. Проект должен быть технически осуществим, иметь достаточно высокий процент окупаемости и способствовать экономическому росту и развитию страны (предоставляется срок до 15 лет, льготный период - до 5 лет).
МБРР принимает активное участие на всех стадиях работы по обоснованию и предоставлению кредита. Работа ведется по схеме так называемого проектного цикла, включающему идентификацию проекта, подготовку, оценку, проведение переговоров, внедрение, контроль и определение результатов. Подготовительные фазы могут занять от 1 до 2 лет, однако известны и исключительные случаи, как, например, ситуация с разливом нефти в Республике Коми, когда МБРР оперативно предоставил кредиты Правительству Российской Федерации на устранение последствий экологической катастрофы. В России кредиты банка проходят через Российскую программу организации инвестиций. Обычные условия - 11-12,5% годовых в валюте сроком на 8 лет, льготный период - 3 года (беспроцентный). Средний размер кредита составляет порядка 3-4 млн. долларов, и предприятие также должно привлечь не менее 30% средств из других источников. Официальным гарантом возврата кредита выступает Министерство финансов России.