Механизм охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:24, реферат

Описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


РАЗДЕЛ I. Экологоправовой механизм охраны окружающей среды

1.1 Понятие и структура экологоправового механизма охраны окружающей природной среды

1.2 Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды

1.3 Экономический механизм охраны окружающей природнойсреды

1.4 Экологическая экспертиза


РАЗДЕЛ II. Экологическое управление и контроль в Украине

2.1 Система экологического управления и контроля

2. 2 Роль эколого-правового механизма окружающей природной среды в предпринимательстве

2.3 Общественное экологическое движение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

косовская.docx

— 41.92 Кб (Скачать документ)

ТЕМА: МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

  
 

  

ПЛАН 
 

  

ВВЕДЕНИЕ  

РАЗДЕЛ I. Экологоправовой механизм охраны окружающей среды

1.1 Понятие и структура  экологоправового механизма охраны окружающей природной среды

1.2 Стандартизация  и нормирование в области охраны  окружающей природной среды

1.3 Экономический механизм охраны окружающей природнойсреды

1.4 Экологическая  экспертиза 

РАЗДЕЛ II. Экологическое  управление и контроль в Украине

2.1 Система экологического  управления и контроля

2. 2 Роль эколого-правового  механизма окружающей природной  среды в предпринимательстве

2.3 Общественное экологическое  движение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  
 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство  при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом  как будущее государственного строя  Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. 

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение  государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ  Украины. Но государство и право  имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие  свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной  власти", решительные действия по экономическому, политическому и  социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для  таких действий". 
 
 

  

  

РАЗДЕЛ I. Экологоправовой механизм охраны окружающей среды 
 

1.1 Закон Украины  “Об охране окружающей природной  среды” определяет эколого-правовой  механизм охраны окружающей природной  среды, как совокупность организационно-управленческих, экономических, административно-правовых  методов, с помощью которых  практически и реализуются основные  принципы данного Закона (ст. 3). 

К организационно-управленческим методам Закон (ст. 16) относит определение  основных направлений охраны окружающей природной среды путем наблюдения за ее состоянием в целом или отдельных  природных ресурсов, исследования, экологической экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности. 

Реализуются они  в повседневной жизни органами государственного управления в области охраны окружающей среды в процессе осуществления  своих полномочий. К этим органам  относятся Кабинет Министров  Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым и распорядительные органы, а также специально уполномоченные на то государственные органы по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов и другие государственные органы в соответствии с законодательством Украины. 

Противостояние экономики  и экологии - одна из узловых проблем  охраны окружающей природной среды. До сих пор ее пытались решить в  основном путем применения административно-правовых методов: запретов и ограничений, административных и уголовных наказаний. Это не принесло ожидаемого эффекта. 

Закон Украины “Об  охране окружающей природной среды” (раздел Х) сглаживает это противоречие путем включения в механизм регулирования  экологических отношений основного  принципа экономического стимулирования - охрана окружающей природной среды  только тогда будет надежной, когда  станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда она будет экономически выгодна хозяйствующему субъекту. 

Для достижения такого положения в сфере охраны окружающей природной среды законодательно предусматривается ведение учета  и социально-экономической оценки природных ресурсов; планирование и  финансирование мероприятий и программ по охране окружающей природной среды; предоставление хозяйствующим субъектам  права эксплуатации природных объектов на основании лицензий; установления лимитов использования природных  ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещения отходов на платной основе и т.д.  

Совокупность перечисленных  мер и составляет экономический механизм охраны окружающей природной среды.  

Вместе с тем  в настоящее время законодатель не отказывается и от административно-правовых методов, поскольку они призваны сыграть большую роль в обеспечении  экологической безопасности страны. 

Экологическая безопасность - это такое состояние окружающей природной среды, при котором  гарантируется предупреждение ухудшения  экологической обстановки и возникновения  опасности для здоровья людей (ст.50). Достигается она путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной  среды, использованию природных  ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов (ст.ст. 32, 33), а также  привлечения виновных к юридической  ответственности за экологические  правонарушения. 

Кроме рыночных и  административных методов в литературе выделяют еще один - согласительный, появившийся в процессе реализаций положений экологического законодательства в практику. 

“Согласительные механизмы  основаны на расширении круга организаций  и лиц, участвующих в разработке и принятии решений, на вовлечение в  этот процесс тех, кто по административной иерархии вовсе не должен был бы в нем участвовать. 

...Основная структура,  через которую в России идет  этот процесс, - констатирует министр  природы Российской Федерации  В.И. Данилов-Данильян, - Совет уполномоченных руководителей территориальных природоохранительных органов... Члены Совета взаимодействуют постольку, поскольку заставляет жизнь. А поскольку все они соседи, то общих проблем у них - уйма”.1  

В Украине пока таких  неформальных органов нет, но необходимость  в них несомненно уже появилась давно, хотя бы, например, при решении экологических проблем Азово-Черноморского бассейна. 
 

1.2. Современное состояние  окружающей Среды свидетельствует  о том, что экологические проблемы  обусловлены двумя основными  факторами: расточительным использованием  природных ресурсов, которое снижает  продуктивность биосферы, и загрязнением, которое угрожает всему живому, в первую очередь благополучию  человека и его здоровью2 . 

Мерой сочетания  экологических интересов в здоровой и благоприятной для жизни  природной среде с экономическими интересами общественного прогресса  Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” (ст.ст.31-33) называет экологические стандарты и нормативы. 

Цель экологической  стандартизации и нормирования - это  установление комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной Среды, использованию  природных ресурсов и обеспечению  экологической безопасности (ст. 31). 

Государственные стандарты  определяют понятия и термины, режим  использования и охраны природных  ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по предотвращению вредного воздействия загрязненной окружающей природной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с охранной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов (ст.32). 

В соответствии с  Декретом Кабинета министров Украины  “О стандартизации и сертификации” (ст.4) нормативные документы по стандартизации делятся на: 

- государственные  стандарты Украины; 

- отраслевые стандарты; 

- стандарты научно-технических  и инженерных обществ и союзов; 

- технические условия; 

- стандарты предприятий. 

Правила применения стандартов на территории Украины устанавливает  Государственный комитет Украины  по стандартизации, метрологии и сертификации. 

Исполнение экологических  стандартов является обязательным и  охраняется действующим законодательством. Так, за выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушений  требований стандартов, санитарных норм, является опасной для жизни и  здоровья людей, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости выпущенной или реализованной продукции1 . 

Экологические нормативы  представляют собой систему и  включают: 

а) нормативы экологической  безопасности (предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ  в окружающей природной среде, предельно  допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного воздействия на окружающую природную  среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания; 

б) предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного воздействия  физических и биологических факторов. 

Законодательством Украины могут устанавливаться  также нормативы использования  природных ресурсов и другие экологические  нормативы. 

Центральное место  среди перечисленных экологических  нормативов занимают нормативы предельно  допустимых концентрации (ПДК) вредных  веществ в атмосфере, водоемах, почвах, и нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения. 

Если первый вид  экологических нормативов дает характеристику экологической обстановки в республике, области, городе, районе без указания источника воздействия, то второе - предполагают конкретный источник такого воздействия. 

“Нормативные ПДВ  вредных веществ в атмосферу, водоемы, почву, недра и вредных  иных химических, физических, биологических  воздействий на окружающую природную  среду устанавливаются для каждого  стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия, для каждой модели транспортных и  других передвижных средств и  установок. ПДВ определяются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и иные вредные воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению ПДК, действующих в данном районе”1 . 

Экологические нормативы  разрабатываются и вводятся в  действие Министерством охраны окружающей природной среды, Министерством  здравоохранения и другими уполномоченными  на то государственными органами в  соответствии с законодательством  Украины. 

На базе экологических  стандартов и экологических нормативов Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” предъявляет к  хозяйствующим субъектам следующие  экологические требования (ст.51-56): 

- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу  в строй и эксплуатации предприятий,  сооружений и других объектов; 

- при применении  средств защиты растений, минеральных  удобрений, токсических веществ  и иных препаратов; 

- от неконтролируемого  и вредного биологического воздействия:  акустического, электромагнитного,  ионизирующего и иного вредного  воздействия физических факторов  и радиоактивного загрязнения; 

- от загрязнения  производственными, бытовыми, иными  отходами; 

- к экологической  безопасности транспортных средств. 

Специальные экологические  требования Закон предусматривает  также при проведении научных  исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем; относительно военных, оборонных  объектов и военной деятельности; при размещении и развитии населенных пунктов. 

Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды