Механизм охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:24, реферат

Описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


РАЗДЕЛ I. Экологоправовой механизм охраны окружающей среды

1.1 Понятие и структура экологоправового механизма охраны окружающей природной среды

1.2 Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды

1.3 Экономический механизм охраны окружающей природнойсреды

1.4 Экологическая экспертиза


РАЗДЕЛ II. Экологическое управление и контроль в Украине

2.1 Система экологического управления и контроля

2. 2 Роль эколого-правового механизма окружающей природной среды в предпринимательстве

2.3 Общественное экологическое движение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

косовская.docx

— 41.92 Кб (Скачать документ)

Во всех перечисленных  случаях законодательно предусматривается  сочетание экологических интересов  с экономическими, путем установления соответствующих стандартов и нормативов, исключение составляют зоны чрезвычайных экономических ситуаций и особо охраняемые природные территории и объекты. 

По мнению Петрова  В.В., первая категория территорий образуется для предотвращения идущей деградации природной среды, восстановления, если это возможно, потерь в природной  среде. Вторая - для сохранения природной  среды от отрицательного воздействия  экономического воздействия ( ст.60-64), поэтому для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду. 

“Несмотря на диаметральную  противоположность в части состояния  окружающей среды, правовой режим этих территорий имеет одну общую черту - полный или частичный запрет хозяйственной  или иной деятельности, противоречащей целям и задачам охраняемой территории”1. 
 

  

1.3. Если экологические  стандарты и нормативы являются  мерой сочетания экологических  интересов с экономическими, то  экономический механизм охраны  окружающей природной среды призван  создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработать у субъектов права отношения к ней с позиции - не навреди. Он включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков. 

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, - по мнению зам. министра охраны окружающей природной среды Украины В.Шевчука, - стать органической составной системой управления и регулирования экономики. 

При этом главным  составным экономического механизма, - считает он, - должно быть: 

- плата за специальное  использование природных ресурсов; 

- плата за загрязнение  окружающей природной среды; 

- система финансирования  и кредитования природоохранных мер (государственный и местный бюджеты, природоохранительные фонды, банки, средства предприятий, иностранные инвестиции и т.д.)1 . 

Финансирование мероприятий  по охране окружающей природной среды  на территории города, района, области, республики Законом Украины “Об  охране окружающей природной среды” (ст.ст. 42, 47) предусматривается республиканскими и местными внебюджетными фондами  охраны окружающей природной среды, а также за счет республиканского бюджета Украины, Республики Крым и  местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, добровольных взносов и личных средств. 

Местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной  среды образуются в пределах единого  внебюджетного фонда соответствующего Совета народных депутатов за счет: 

а) платежей за загрязнение  окружающей природной среды; 

б) денежных взысканий  за нарушение норм и правил охраны окружающей природной среды, санитарных норм и правил и ущерб, причиненный  нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в  результате хозяйственной или иной деятельности, сверхлимитное использование  природных ресурсов; 

в) целевых и иных добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций и граждан; 

г) поступлений от реализации конфискованного в соответствии с законодательством имущества, которое было предметом экологического правонарушения. 

Республиканский внебюджетный фонд охраны окружающей природной среды  образуется за счет: 

а) отчислений из местных  внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды, размер которого определяется Верховным Советом Украины; 

б) добровольных взносов  предприятий, учреждений, организаций, граждан и других поступлений. 

Средства местных  и республиканских внебюджетных фондов охраны окружающей природной  среды могут использоваться только для целевого финансирования природоохранных  и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований, а также мер для снижения воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения. 

В 1993 году Генеральная  прокуратура Украины проверила  выполнение требований законодательства относительно создания, формирования, и использования таких фондов и установила, что еще не во всех областях страны они имелись. Часто  при сельских Советах их создают  лишь при вмешательстве прокуратуры. Из-за этого средства, взысканные за нарушение природоохранных законодательств  и для возмещения убытков, поступали  на счета райфинотделов или оставались в пользовании контрольных органов. В 1991-1993 годах в целом по Украине только по этой причине в экологические фонды не поступило как минимум 100 млн. карбованцев. 

В других местах платежи  предприятий зачисляли в районный внебюджетный фонд. 

В Перевольском районе Луганской области такой фонд создали не при райсовете, а при райгосадминистрации. Выявляются случаи, когда платежи поступают не по “адресу”: Лисичянский нефтеперерабатывающий завод, перечисляя ежегодно пять миллионов во внебюджетный фонд горсовета, не платил ни копейки Белогородскому, Малорязанцевскому и Волчеяровскому поселковым Советам, на чьих землях он размещен. Однако в первую очередь именно им завод должен компенсировать вредное влияние на земли, водоемы и воздух. 

И очень часто  на местах “забывают”, что платежи  за загрязнение окружающей природной  Среды должны поступать именно в  городские и сельские Советы, а  районные и областные могут получить только часть платежей за использование  природных ресурсов.1  

Негативные факторы  экономического стимулирования связаны  с изъятием части средств хозяйствующих  субъектов. Центральным звеном здесь  является система платежей за специальное  использование природных ресурсов. Согласно ст. 41 Закона платежи подразделяются на два вида: специальное использование  природных ресурсов (землей, недрами, водами, лесами, животным миром) и за загрязнение окружающей природной  седы (выбросы, сбросы, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия). 

Порядок и размер платежей за специальное использование  природных ресурсов устанавливается  специальным законодательством. Плата  за использование земли, например, устанавливается  на уровне закона (Закон Украины  “О плате за землю”, Закон Республики Крым “Оплате за землю”), а пресных  водных ресурсов - Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1994 года N75.2  

Порядок определения  платы и взимания платежей за загрязнение  окружающей природной среды утвержден  постановление Кабинета Министров  Украины от 13 января 1992 г., N18 и от 7 июля 1992 г., N373 за: 

- выбросы в атмосферу  загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; 

- сбросы загрязняющих  веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние  морские воды, а также подземные  горизонты, в том числе сбросы, производимые предприятиями через  систему коммунальной канализации; 

- размещение отходов  в окружающей природной среде. 

Платежи за выбросы  и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взымаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. 

Размеры указанных  платежей устанавливаются Правительством Крыма, облисполкомами, Киевской и Севастопольской  городской администрацией на основании  лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов  и нормативов платы за них. 

Учитывая местные  условия, Совет Министров Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская  городская государственная администрации  могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно  допустимых выбросов и сбросов. 

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками  устанавливаются на основании нормативов платы за эти выбросы и количества использованного горючего. 

Министерсство охраны окружающей природной Среды Украины устанавливает общие по территории Крыма, областей или отдельных районов, а также городов республиканского подчинения лимиты: 

- выбросов загрязняющих  веществ в атмосферный воздух  от стационарных источников загрязнения; 

- сбросов загрязняющих  веществ в территориальные и  внутренние морские воды, а также  поверхностные воды республиканского  значения. 

Лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источников загрязнения, сбросов загрязняющих веществ в  территориальные и внутренние морские  воды, поверхностные воды республиканского значения, а также размещения отходов, приводящих к загрязнению природных  ресурсов республиканского значения, устанавливаются для предприятий  органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины в  форме выдачи разрешений на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. 

Лимиты сбросов  загрязняющих веществ в поверхностные  воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению  природных ресурсов, кроме отнесенных к ресурсам республиканского значения, устанавливаются для предприятий  по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды  Украины в порядке, определенном Верховным Советом Крыма, областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов. 

Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ  и размещения отходов устанавливаются  на один год и доводятся до предприятий  не позднее 1 июля предыдущего года. 

Нормативом платы  за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества. 

За выбросы и  сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных  лимитов устанавливаются базовые  нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические  особенности. 

Указанные нормативы  и коэффициенты разрабатываются  и утверждаются Министерством охраны окружающей природной среды по согласованию с Министерством экономики и  Министерством финансов Украины. 

За сверхлимитные  выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. 

Коэффициенты кратности  платы за сверхлимитные выбросы  и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливаются Советами народных депутатов базового уровня в пределах от 1 до 5. 

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном  порядке лимитов выбросов и сбросов  загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взымаются как сверхлимитные. 

Спад производства в Украине существенно сокращает  вредные выбросы и “по мере обновления промышленного капитала, - считает В.Шевчук, - большинство  веществ, загрязняющих воздух, могут  быть стабильными или даже уменьшены  при условии быстрого экономического развития. В меньшей степени перестройку  в промышленности будут затрагивать  сбросы в воду, источником которых  в большинстве является сельское хозяйство, домашние хозяйства и  коммунальные службы. Поэтому основное внимание в долгосрочной перспективе  будет смещаться с воздуха  на воду”1. 

Кроме платы за специальное  использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую природную среду, размещение отходов закон предусматривает  и возмещение убытков предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами за экологические правонарушения. 
 

  

1.4.Большую роль  в обеспечении экологической  безопасности страны призвана  сыграть экологическая экспертиза, проведение которой является  обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды. Объекты экспертизы необъятны. Статья 27 Закона Украин “Об охране окружающей природной Среды” называет их лишь в общем виде. Это не только проекты, предплановая и предпроектная документация, технико-экономические обоснования и расчеты, но и техника, технология, сырье, материалы, продукция, химикаты, предназначенные для применения в хозяйстве, технические нормы и стандарты, объектом экспертизы могут быть и правовые акты. Они в проектной стадии должны анализироваться на предмет соблюдения и учета в них соответствующих экологических требований, соответствия их Закону “Об охране окружающей среды”. 

Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды