Механизм охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:24, реферат

Описание

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


РАЗДЕЛ I. Экологоправовой механизм охраны окружающей среды

1.1 Понятие и структура экологоправового механизма охраны окружающей природной среды

1.2 Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды

1.3 Экономический механизм охраны окружающей природнойсреды

1.4 Экологическая экспертиза


РАЗДЕЛ II. Экологическое управление и контроль в Украине

2.1 Система экологического управления и контроля

2. 2 Роль эколого-правового механизма окружающей природной среды в предпринимательстве

2.3 Общественное экологическое движение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

косовская.docx

— 41.92 Кб (Скачать документ)

Экологическая экспертиза подразделяется на государственную и общественную. 

Государственная экологическая  экспертиза проводится экспертными  подразделениями или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны окружающей природной среды  Украины и его органов на местах. 

Для участия в  проведении государственной экологической  экспертизы могут привлекаться соответствующие  органы государственного управления Украины, представители научно-исследовательских, проектно-конструкторских, других учреждений и организаций, высших учебных заведений, общественности, эксперты международных  организаций. 

Органы, осуществляющие экологическую экспертизу, вправе требовать  предоставления на экспертизу любых  материалов, имеющих значение для  всесторонней и объективной оценки проектируемой деятельности, отклонять  предоставляемые на экологическую  экспертизу материалы, не соответствующие  экологическим нормам и правилам, возвращать для последующей доработки  проектную документацию, содержащую ошибки в расчетах, обоснованиях,и другие нарушения, исправление которых не требует дополнительных исследований, поисковых работ или выделения дополнительных капиталовложений1. 

Результаты заключения государственной экологической  экспертизы после утверждения Министерством  охраны окружающей природной среды  Украины является обязательным для  выполнения. 

Основанием для  открытия финансирования всех программ и проектов является положительное  заключение Государственной экологической  экспертизы, при отрицательном заключении - реализация их запрещается. 

Общественная экологическая  экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных объединений, а также  местных органов власти за счет их собственных средств или на общественных началах. 

Выводы общественной экологической экспертизы носят  рекомендательный характер и могут  учитываться органами как осуществляемыми  государственную экологическую  экспертизу, так и заинтересованными  в реализации проектных решений. 

“Экологическая  экспертиза хозяйственной или иной деятельности может осуществляться также предприятиями, целью деятельности которых в соответствии с их Уставами является оказание эколого-экспертизных услуг. Указанные предприятия на договорной (контрактной) основе осуществляют экологическую экспертизу по инициативе заказчика, которому необходима предварительная оценка проектной документации перед представлением ее на государственную экологическую экспертизу или экологическая оценка действующих хозяйственных объектов2”. 
 

  

  

РАЗДЕЛ II. Экологическое  управление и контроль в Украине 
 

2.1. Управление охраной  окружающей природной среды - это осуществление наблюдений, исследования, экологической экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной  деятельности. 

Цель управления - реализация законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной Среды, рациональному использованию природных ресурсов, достижению согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной Среды (Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” ст.16). 

Осуществляется Кабинетом  министров Украины, Советами народных депутатов и их исполнительными  и распорядительными органами, а  также специально уполномоченными  на то государственными органами по охране окружающей природной среды и  использованию природных ресурсов и другими государственными органами в соответствии с Законодательством  Украины. 

Специально уполномоченными  государственными органами управления в области охраны окружающей природной  среды и использования природных  ресурсов являются Министерство охраны окружающей природной среды, Министерство охраны окружающей природной среды, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства и другие государственные  органы, к компетенции которых  законодательством Украины и  Республики Крым отнесено осуществление  указанных функций. 

Полномочия органов  управления охраны окружающей природной  среды определены статьями 17 - 21 Закона Украины “Об охране окружающей природной  среды” , постановлениями Кабинета министров Украины и другими правовыми актами. Свои полномочия данные органы управления реализуют, используя систему государственного мониторинга окружающей природной среды и данные кадастров природных ресурсов. 

Ведут государственный  мониторинг государственные органы, определенные постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1993 года N7851. К ним относятся: Министерство природы, НКАУ, Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Госкомгидромет, Госкомводхоз, Госкомгеологии, Госкомземли, Госжилкоммунхоз и другие. 

Основными задачами системы государственного мониторинга  окружающей природной среды являются: 

- наблюдение за  состоянием окружающей природной  среды; 

- анализ состояния  окружающей природной среды и  прогнозирование ее изменений; 

- обеспечение органов  Государственной исполнительно  власти систематической и оперативной  информацией о состоянии окружающей  природной Среды, а также прогнозами  и предупреждениями о возможных  ее изменениях; 

- разработка научно  обоснованных рекомендаций для  принятия управленческих решений. 

Предприятия, учреждения и организации, ведущие наблюдение за состоянием окружающей природной  седы, обязаны собирать и бессрочно  хранить первичные данные о состоянии  окружающей природной седы, обрабатывать, обобщать и бесплатно предоставлять  дополнительно к формам статистической отчетности данные наблюдений и другую информацию по требованию органов исполнительной власти. 

Ведение мониторинга  осуществляется сетью наблюдений и  аналитических лабораторий органов  государственной исполнительной власти, пунктов наблюдений предприятий, учреждений и организаций. 

По каждому виду природных ресурсов ведется свой мониторинг, порядок ведения которого определяется постановлением Кабинета Министров Украины. Так, мониторинг земель осуществляется на основании  постановления Кабинета Министров  Украины от 20 августа 1993 г. N6611, согласно которому объектом мониторинга земель является весь земельный фонд независимо от формы собственности на землю. Обеспечивает ведение мониторинга  земель Госкомзем c участием Минприроды, Минсельхозпрода, Украинской академии аграрных наук, Национального космического агентства и других заинтересованных министерств и ведомств. 

Информация, полученная при наблюдении за состоянием земельного фонда, обобщается по районам, городам  областям, Республики Крым, а также  по отдельным природным комплексам и передается в пункты сбора автоматизированной информационной системы областных, Киевского и Севастопольского городских  управлений земельных ресурсов, Комитета по земельным ресурсам и земельной  реформе Республики Крым. 

По результатам  оценки состояния земельного фонда  составляются доклады, прогнозы рекомендации, представляемые в местные органы государственной исполнительной власти, органы местного и регионального  самоуправления и Госкомзем для принятия мер по предотвращению и ликвидации последствий негативных процессов. 

На основании данных мониторинга проводится краткосрочное  и долгосрочное прогнозирование  окружающей природной среды, которые  должны учитываться при разработке и выполнении программ и мер по экологическому и социальному развитию республики (ст.22 Закона Украины “Об  охране окружающей природной Среды”). 

Не менее важная роль в системе управления охраны окружающей природной Среды отводится  и государственным кадастрам  природных ресурсов, поскольку они  необходимы для правильной оценки и  учета природных ресурсов, в целом  состояния охраны окружающей среды. 

Единого кадастра всех природных ресурсов нет и его  нельзя создать, так как природные  ресурсы неодинаковы, различны по качественным, количественным характеристикам и  подразделяются на виды. В результате государственный учет их осуществляется по каждому природному ресурсу отдельно. 

Существуют кадастры государственный земельный, водный, лесной, животного мира. Ведется  также государственный учет полезных ископаемых, заповедных и других особо  охраняемых объектов (памятников природы, заказников, национальных природных  памятников и т.д.). 

Государственный кадастр  того или иного природного ресурса - это важный и сложный документ. Он состоит из книг учета, диаграмм, схем, карт и ведется начиная с конкретного природопользователя (совхоза, коллективного сельскохозяйственного предприятия и т.д.) в районах, областях, республике. Кадастр содержит совокупность достоверных сведений о количественном и качественном состоянии природного ресурса. 

Порядок их ведения  определяется Кабинетом министров  Украины ( ст. 23 Закона Украины “Об охране окружающей природной Среды”). 

Кроме государственных  органов в управлении охраны окружающей Среды участвуют и общественные объединения, организации, если такая  деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины. 

Что касается системы  государственного контроля за состоянием природы, строительства и деятельностью объектов и т.п., то вряд ли можно считать ее сформированной на территории Украины. Сегодня это - Госатомнадзор, Минприроды, частично Минчернобыль, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Государственный комитет по геологии и использованию недр, некоторые другие ведомства. Все они входят в состав Кабинета Министров Украины. 

Чтобы усовершенствовать  систему государственного контроля в области охраны окружающей природной  среды и использованию природных  ресурсов, постановлением правительства  Украины от 13 августа 1993 года1 образована Государственная экологическая  инспекция Министерства охраны окружающей природной среды (Главэкоинспекция), инспекция охраны Черного и Азовского морей и экологический инспекций Республики Крым, областей г.г.Киева и Севастополя, соответствующих территориальных органов министерства. 

Инспекция обязана  контролировать использование природных  ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную  среду с соблюдением установленных  лимитов. В ее компетенцию входят также контроль за соблюдением экологических требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении (складировании) химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов. 

Установлено, что  Главэкоинспекция и ее структурные органы являются специальными подразделениями Министерства охраны окружающей природной Среды, работники которых наделяются правом ношения формы установленного образца и огнестрельного оружия. 

“Контроль за соблюдением экологоправовых норм и требований вправе осуществлять и общественные инспектора охраны окружающей природной среды. Законом “Об охране окружающей природной среды” (ст.36) им предоставлено право участвовать совместно с работниками органов государственного природоохранного контроля в рейдах и проверках соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями норм и требований экологической безопасности, а также самостоятельно проводить соответствующие проверки и составлять протоколы об экологических правонарушениях и передавать их в органы государственного контроля в области охраны окружающей природной Среды и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности”1 . 

  

2.2. По действующему  законодательству Украины субъекты  предпринимательства должны осуществлять  свою деятельность с учетом  обеспечения охраны окружающей  природной среды, санитарного  и эпидемического благополучия  населения. 

В обязанности предприятия  входит проведение природоохранных  мероприятий, в т.ч. рекультивация  земель и восстановление лесов после  их использования, способствующих уменьшению вызванных производством отрицательных  воздействий. Предприятие отвечает за рациональное использование всех природных ресурсов и возмещает  затраты на восстановление и охрану природных ресурсов ( ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве”). 

За причиненный  ущерб и убытки предприниматель  несет имущественную и иную, установленную  законом ответственность (Там же, ст.10). 

Деятельность, связанная  с потенциальной опасностью для  здоровья людей, подлежит лицензированию. Перечень такой деятельности дается в ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве” и ст.13 Закона Украины “Об обеспечении  санитарного и эпидемического благополучия населения”. 

Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды