Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:53, творческая работа
Содержание программы. Расширять и обобщать представления детей о весенних явлениях природы. Устанавливать последовательность в наступлении явлений и связи между ними. Подводить к формированию понятия «весна». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ознакомление детей старшей группы с природой весной
Содержание программы. Расширять и обобщать представления детей о весенних явлениях природы. Устанавливать последовательность в наступлении явлений и связи между ними. Подводить к формированию понятия «весна». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Детей следует знакомить с сельскохозяйственным трудом (подготовка земли к посеву, посев, посадки) и учить пользованию лопатой и граблями, правильному проведению посева.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. В конце зимы и ранней весной во время прогулки надо обращать внимание на увеличение дня (солнце дольше светит, дни стали длиннее), чаще производить осмотры всего участка с детьми. Ранней весной (во время таяния снега) проводится экскурсия по участку.
В теплый ясный день воспитатель предлагает обойти весь участок и посмотреть, что там изменилось. Дети отмечают: снег стал очень рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель. Вместе с воспитателем они устанавливают причины этих явлений.
Дети слушают журчание ручьёв, ищут место, откуда они начинаются, прослеживают, куда текут. Пустив щепку или лодочку в ручеек, воспитатель спрашивает: .«Куда она плывет, почему плывет в эту сторону?» Подобные наблюдения помогают детям сделать вывод, что лодочка плывет в ту сторону, в какую течет ручеек, вода движет лодочку.
Во время ледохода проводят экскурсию на возвышенный берег реки, чтобы проследить, как стекают в нее весенние потоки. Дети слушают, как трещит лед. Следует пояснить, что во льду появились трещины и он тронулся. Дети наблюдают, как плывут льдины, и отвечают на вопросы: все ли льдины плывут одинаково? Где льдины плывут быстрее: у берега или на середине реки? Есть ли какие-нибудь предметы на льдинах?
Заканчивается экскурсия небольшим пояснением воспитателя: «Сейчас мы смотрели, как по реке идет лед. Когда теплые лучи солнца растопят его, он превратится в воду. Вода в реке будет подниматься и затопит берега, начнется половодье».
В местах, где нет близко водоема, можно показать иллюстрации о ледоходе.
Проводят экскурсию на водоем и после ледохода. Придя к реке (озеру, пруду), надо задать примерно такие вопросы: что вы видите на реке (озере, пруду)? Что вы видели здесь зимой? Что дети делали на льду? Куда девался лед? Почему он растаял?
Ознакомление с явлениями в живой природе. С образованием проталин пробуждаются насекомые, зимовавшие в земле, прилетают скворцы, грачи, которые кормятся ими.
Наблюдая за птицами, появляющимися на участке детского сада или поблизости от него, дети устанавливают время их прилета. В начале весны в их присутствии вывешивают скворечники, дети наблюдают за поселившимися в них птицами. Воспитатель спрашивает: «Куда и зачем летают скворцы? Что приносят в скворечник? Как и чем кормят своих птенцов?»
С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления в живой и неживой природе, воспитатель ежедневно обходит с детьми участок, обращая внимание их на изменения, происходящие с деревьями, кустарниками, появление насекомых, птиц, позже предлагает самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на клумбах, грядках всходов, рост растений).
Для наблюдения за весенними изменениями в живой природе проводят экскурсию в парк или рощу, где имеются гнезда грачей.
Программный материал. Весенний прилет из теплых стран грачей. Внешний вид грачей, их гнезда.
Подготовка к экскурсии. Перед выходом на экскурсию нужно рассказать детям, что грачи, улетевшие осенью на юг, вернулись к своим старым гнездам. Теперь птицы их чинят и будут выводить птенцов.
Ход экскурсии.
По дороге к грачевнику надо обратить внимание детей на небо (оно стало как будто бы выше, бегут белые облака, ярко светит солнце), на землю (дорожки почернели, текут ручейки); остановившись неподалеку от грачевника, предложить детям посмотреть на деревья, понаблюдать за грачами, послушать их. Можно увидеть, как птицы с прутиком или тряпкой.в клюве летят к гнездам, отнимают друг у друга ношу, услышать шум, гам, громкие крики грачей.
Следует пояснить детям, что тряпки, вата и шерсть, которые грачи кладут в гнездо, делают его мягким и теплым. Надо обратить внимание на внешний вид грача (перья черные, блестят); спросить, на какую птицу он похож, сравнить грача с вороной.
Закончить экскурсию можно загадкой: «Черный, проворный, кричит «крак», червям враг».
Ранней весной хорошо провести экскурсию в парк, чтобы познакомить детей с обрезкой деревьев. На этой экскурсии можно собрать ветки и поставить их в воду в уголке живой природы,
Рассматривание веток тополя с почками (примерный конспект занятия)
Программный материал. Почки тополя (величина, форма, запах, расположение)
Ход занятия.
«У меня в руках,― говорит воспитатель,― ветка тополя. На столе у каждого из вас такие же ветки. Возьмите их в руки. На ветках есть почки, вот они. (Показывает.) Найдите почки на ваших ветках. Покажите их. (Вызывает несколько детей.) Посмотрите, какие почки у тополя. Они длинные, остренькие. (Показывает.) Потрогайте почку пальцем. (Показывает.) Она приклеивается к пальцу. Почка клейкая. Понюхайте пальцы, которыми вы трогали почки. Почки тополя душистые, поэтому пахнут и ваши пальцы. Посмотрите, как расположены почки на ветке: наверху―близко друг от друга, внизу ― дальше».
Воспитатель вызывает нескольких детей и спрашивает у них: «Какая почка у тополя? Как ты узнал, что почка клейкая? Как ты узнал, что почка душистая?»
В заключение воспитатель говорит: «Теперь дежурный соберет все ветки. Мы поставим их в воду и будем наблюдать в уголке природы, как из почек появятся листья».
Наблюдения весной над ветками, поставленными в воду, знакомят детей с одним из очень ярких явлений в жизни растений ― появлением листьев из почек. Эти наблюдения значительно повышают интерес детей к изменениям, происходящим в природе. Когда на ветках в уголке природы разовьются листья, дети зарисовывают их. После этого надо про-, вести занятие, чтобы подытожить наблюдения детей, поставив примерно такие вопросы: ветки какого дерева вы наблюдали? Что вы видите на ветках? Какие листья на ветках? Что было на этих ветках, когда их принесли в комнату? Какие были почки у тополя? Откуда появились листья на ветках?
Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. Наловив этих насекомых, надо провести занятие по ознакомлению с ними. При рассматривании насекомого воспитатель называет его, обращает внимание детей на внешний вид жука (короткий, толстый, с твердыми крыльями), предлагает посмотреть, как он ползает по земле (перебирает тонкими ножками), как летает (приподнимает твердые и распускает мягкие прозрачные крылья), как гудит во время полета. После рассматривания надо посадить нескольких насекомых в садок и поставить его в уголке природы. Дети будут наблюдать, как жуки едят листья деревьев, и сделают вывод о вреде этих насекомых.
Надо понаблюдать за бабочками, как они порхают с цветка на цветок. Дети очень любят ловить насекомых, нужно приучать их делать это осторожно. После того как посаженная в садок бабочка рассмотрена и названа, ее следует выпустить.
Воспитание трудовых навыков. В сельской местности для ознакомления детей с сельскохозяйственным трудом проводят экскурсию в полезна огород или в сад, чтобы показать подготовку земли к посеву и посев, посадку деревьев.
В городских условиях организуют
экскурсию в парк, на сквер или
бульвар или выводят детей
на земельный участок детского сада.
Во время экскурсий у них
Когда работники детского сада вскапывают землю на огороде, дети посильно помогают им в приготовлении грядок. Для этого группу делят на две подгруппы, одной из них дают лопаты, другой ― грабли. Детей первой подгруппы надо поставить так, чтобы, копая, они могли отступать назад. Взяв большую лопату, следует показать, как надо держать ее, как копать (наступить на металлическую часть, поднять на ней землю и сбросить вниз). Вторая подгруппа идет вслед за первой. Ей надо напомнить, как держать грабли (не поднимать высоко, не взмахивать ими), как рыхлить землю (равномерно прочесывать ее, разбивая комья).
В процессе работы нужно подходить к детям, которые не справляются с ней, и показывать, что следует делать. Через каждые 10―15 минут устраивается перерыв, после которого подгруппы меняются орудиями труда.
Приводим план занятия, на
котором детям прививаются
Посев семян на земельном участке (примерный план занятия)
Программный материал. Уметь посеять крупные семена.
Ход занятия.
Воспитатель делает на приготовленных заранее грядках борозды (через 20―25 см): для гороха глубиной 5 см, а для свеклы ― 3 см.
Поставив на грядке несколько блюдец с семенами, воспитатель предлагает назвать последние и сказать, что из них вырастет; затем он показывает, на каком расстоянии следует класть семена в борозду, дает детям палочки» мерки.
Позже по такому же плану проводят занятия, на которых дети сеют цветочные семена настурции, ноготков и бобов. Методика занятия та же, только при рассматривании семян следует показывать изображения растений на картинке.
Посевы можно производить с небольшими группами, по 8―10 детей, по 4―5 с каждой стороны грядки. Двое из них раскладывают семена, двое засыпают борозды землей, остальные поливают»
Для ухода за огородом и цветником организуют дежурства. Дежурные смотрят за порядком и чистотой на участке: выдают и собирают лейки, ведра, лопаты, грабли; наблюдают за изменениями, происшедшими с растениями. Воспитатель следит за выполнением дежурными их обязанностей.
С появлением всходов культурных растений и сорняков детей привлекают к прореживанию и прополке. Объяснив, что эти операции необходимы для лучшего роста растений, воспитатель показывает, как их производят у различных культур. Позднее эту работу поручают дежурным или отдельным группам детей.
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с природой весной