Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:23, шпаргалка
шпора по экологическому праву
1.Понятие
и значение ЭП. ЭП
явл. составляющей, входящей в сис-му национального
права и одновременно самостоятельной,
молодой развивающейся комплексной отраслью
права. О его самостоятельности свидетельствует
то, что ЭП имеет отдельные отличные от
применяемых в др. отраслях права предмет,
метод прав. регулирования, принципы и
источники права. Новационность ЭП обусловлена
тем, что в самостоят. отрасль оно оформилось
недавно. Появлением ЭП обязано научно-технич.
революции, в рез-те кот. У общ-ва существенно
возросли потребности в прир. ресурсах,
а появивив. Новые технологии значительно
усилили негативные последствия на окр.
среду. Комплексность проявляется в: 1.
ЭП объед 2 консолидированные прав отрасли:
природоресурсное право и право ООС; 2.
наряду с 1 регулирует соц связи возникающие
по созданию благопр усл для осущ-ия этих
видов деят в виде гос упр, эк и орг обеспеч,
ответственности; 3. исп-ет нормы др правовых
отраслей: КП, АП, УП и др.; 4. исп-ся достижения
естественных и технич наук. Термин ЭП
применяется для названия отрасли права,
отрасли юр. науки и учебной дисциплины.
ЭП как отрасль права представляет собой
сис-му прав. норм и институтов, регулирующих
общественные отн-я в обл. прир/пол-ия и
ООС. ЭП как наука изучает процессы функционирования
и развития ЭП. ЭП как учебная дисциплина
обучает студентов знаниям о появлении
перспективы развития отрасли ЭП, природоресурсного
и з-ва в обл. ООС. Предмет
ЭП. Предмет ЭП ни в одном из его
источников полностью не сформулирован.
Анализ действующего природоресурсного
и з-ва об ООС позволяет определить круг
общественных отн-й составляющих предмет
отрасли ЭП: это обществ. отн-я, возникающие
в сфере прир/пол-ия и ООС, связанные с
ними отношения по созданию благоприятных
условий для осуществления этих видов
д-ти, а также отношения по охране экол.
прав граждан и их объединений. Метод
ЭП. В ЭП под методом понимается совокупность
путей, средств воздействия на участников
п/отн-я. Общепринято выделять 2 основных
метода регулирования - это: императивное
регулирование, осуществляемое на властно-императивных
началах; и диспозитивное регулирование,
на ход и процесс кот-го влияет активность
участников регулируемых обществ. отн-й.
В ЭП с учетом специфики предмета прав.
регулирования для упорядочения обществ.
отн-й по охр. жизни, здоровья граждан,
имущества физ. и юр. лиц, отношений по
охране природы по управлению природопользованием
и охраной окр. среды применяется императивно-диспозитивный
метод. Для упорядочения отн-й по природопользованию
- диспозитивно-императивный метод. Т.о.,
сочетание императивно-диспозитивных
и диспозитивно-императивных начал и составляет
метод прав. регулирования ЭП.
2. Принципы экологического права. Термин «принцип» в праве обозначает основные руководящие начала, в кот-х в сжатом, концентрированном виде выражена его сущность, сформулированы главные св-ва и особенности и отражена социальная направленность. ЭП содержит общеправовые и отраслевые принципы. Отраслевые принципы присущи его общей и особенной части. Общеправовые принципы изложены в Конст. РБ: народовластия, социальной справедливости, законности, равноправия всех форм собственности на природные ресурсы и др. Принципами общей части ЭП м. б. основные начала: а) приоритет охр. жизни и здоровья чел. – заключ. в том, что при осуществлении прир/пол-ия не должно причиняться вреда жизни и здоровью людей, в случае причинения ущерба либо создания реальной или потенциальной угрозы причинения вреда, природопользование должно быть приостановлено либо прекращено; б) приоритет охр. среды проживания населения (терр-й поселений) по отн-ю к эконом. эффекту (прибыли), извлекаемой из прир/пол-ия и др. видов д-ти; в) научно обоснованное сочетание социальных, эконо-х и эколог-х интересов граждан, общества и гос-ва направлено на сбалансированное решение социально-эконом. задач и эколог. проблем путем осуществления рационального прир/пол-ия и охр. природы; г) плановости использования природных ресурсов и ООС — освоение прир. ресурсов, проведение мероприятий по охр. природы осуществляются в соответствии с планами, программами и прогнозами социально-эконом-го развития республики, в кот-х предусматривается сис-ма эконом. и организационных мер по обеспечению указанных процессов; д) междун. сотрудничество в обл. изучения природы, освоения общечеловеческих ресурсов и ООС. Принципы особенной части ЭП закреплены в спец. природоресурсных и природоохранных НПА и представляют собой приоритеты, создающие преимущества одной части (элементу) прир. объекта перед другой при его использовании и (или) охране. Например, приоритет охраны земель с/х назначения в земельном праве, приоритет охраны источников питьевого водоснабжения в водном праве, охраны необщераспространенных ресурсов.
3.
Сис-ма ЭП. Под сис-мой ЭП поним-ся объединение
прав. норм, регламентирующих порядок
прир/пол-ия и ООС, в отрасль ЭП и распределение
их по общей, особенной и специальной части
этой отрасли. Общая часть ЭП включает
нормы и институты: права прир/пол-ия; отчуждения
права прир/пол-ия; ООС; отдельных ее компонентов,
их элементов; гос. упр-я, эконом. и организационного
обеспечения процессов прир/пол-ия и ООС;
юр. отв-ти за нарушение з-ва. Особенная
часть ЭП состоит из норм и институтов,
регулирующих порядок охраны и использования:
1) простых прир. объектов и их отдельных
элементов - земель включая почвы; недра
и др.; 2) сложных (комплексных) объектов
природы — особо и спец. охраняемых прир.
тер-й и экологически неблагополучных
тер-й; 3) прир. явлений (климата) и состояний
- естественных эколог. сис-м и прир. ландшафтов.
Спец. часть ЭП включает вопросы прав.
регулирования междун.-прав-го сотрудничества
в обл. изучения, освоения и ООС.
Сис-ма эколог. з-ва.
а) Конституционные
основы ЭП. Конституция — явл. основным
Законом РБ. Конституция имеет высшую
юр. силу, прямое действие и применяется
на всей тер. Беларуси. Законы, декреты,
указы и иные акты гос. органов издаются
на основе и в соответствии с Конституцией
РБ. Как основной Закон страны Конституция
РБ регламентирует права, свободы и обязанности
граждан. В ней изложены все важнейшие
принципы развития нашего общества, определены
основные задачи и ф-и гос-ва, закреплено
юр. равенство всех форм и видов собств-ти.
ст.46 - каждый имеет право на благоприятную
окр. среду и на возмещение вреда, причиненного
нарушением этого права. Гос-во осуществляет
контроль за рациональным использованием
прир. ресурсов в целях защиты и улучшения
условий жизни, а также охр. и восстановления
окр. среды. При этом каждому гарантируется
(ст.34) право на получение достоверной
информации о состоянии окр. среды. Вместе
с тем конституционно установлено, что
охрана природной среды — долг; каждого
(ст.55). б) Международные
договоры РБ в обл. прир/пол-ия
и ООС. Междун. договоры, соглашения
и конвенции в обл. прир/пол-ия и ООС, в
кот-х участвует Бел., традиционно явл.
источниками национального ЭП. РБ явл.
участницей 27 многосторонних междун. соглашений
(договоров, конвенций, протоколов) по
вопр., касающимся ООС. в) Законы
РБ, декреты и указы
Президента. 26 ноября 1992 г. Верх. Совет
РБ принял Закон "Об
охране окр. среды",
кот. заложил основы прогрессивного развития
ЭП с учетом изменившихся полит., эколог.,
эконом. и социальных условий развития
общества на соврем. этапе. Закон возглавляет
сис-му эколог. з-ва и определяет задачи
всей природоохранительной деятельности.
Они включают: регулирование отн-й в сфере
взаимодействия общества и природы с целью
сохр. прир. ресурсов и естественной среды
обитания ч-ка; предотвращение экологически
вредного антропогенного воздействия;
обеспечение эколог. безопасности общества;
определение прав. и эконом-их основ ООС
в интересах настоящего и будущих поколений
людей (ст. 1). Наряду с Законом "Об ООС",
в Республике действуют 4 кодекса, определяющие
порядок и условия использования, а также
охраны прир. объектов: Кодекс РБ о земле
от 4 янв. 1990 г., Кодекс РБ о недрах от 15 дек.
1997 г., Водный кодекс от 15 июня 1998 г., Лесной
кодекс от 21 июня 1979г.
г) Подзаконные акты
исполнительных органов
власти, а также решения
местных органов власти
и упр-я, принятые по
эколог. вопросам. д) Вспомогательные
нормативно-прав. акты.
4.Нормативные правовые акты как формы права окружающей среды.
К нормативным правовым актам относятся: 1. обладающие высшей юридической силой законодательные акты - Конституция, законы РБ, декреты и указы Президента РБ; 2. акты законодательства: постановления палат Парламента; нормативные распоряжения Президента РБ, постановления Правительства РБ, акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального Прокурора, постановления Национального, акты министерств, иных республиканских органов гос управления, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. К общерегулятивным нормативным правовым актам, прежде всего относятся Конституция РБ, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РБ, Гражданский кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, и др. К специальным нормативным актам, прежде всего, относятся: природоресурсное законодательство: Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, закон «Об охране атмосферного воздуха». Воздушный кодекс, Лесной кодекс, закон «О растительном мире», закон «Об охране и использовании животного мира», и законодательство в области ООС: закон «Об охране окружающей среды»; «О гос экологической экспертизе» и другие нормативные акты. Специальными актами Правительства являются постановление Совета Министров «О государственных кадастрах природных ресурсов «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ (НСМОС)», и иные акты. Специализированными актами, содержащими нормы экологического права являются: законы. «О свободных экономических зонах»; «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности» «О промышленной безопасности и опасных производственных объектах» и другие.
6.Правоотношения. Под ЭПО понимаются урегулированные нормами ЭП соц связи возникающие в области прип-пол и ООС. Они представляют собой сложное прав явление т.к. состоят из неск элементов, осн из которых явл: субъекты, объекты, содержание. Возникновение правоотношений. Многообразие конкр жизненных ситуаций возникающих по поводу прир/пол-ия и ООС порождает нал шир круга ЭПО. Однако их можно сгруппировать проводя классификацию по неск осн. В зависимости от содержания: экономические и экологические. К экономическим относятся ПО возникающие в сфере специального прир/пол-ия, возмещения ущерба, изъятия ресурсов для общественных и гос. нужд. К экологическим относятся ПО возникающие в области общего прир/пол-ия, ООС, жизни и здоровья граждан. По способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные и обязательственные. В вещных отношениях закрепляется принадлежность прир. Ресурса определенному лицу на праве собственности, пожизненного владения, постоянного пользования, врем. Пользования и аренды. Обязательственными отнош опосредуется переход вещных прав на прир. рес. от одного лица др. По хар. Содержания: регулятивные и охранительные, регулятивные закреп статусы субъектов и правовые режимы объектов ЭП, охранительные – меры юр ответственности за наруш эк зак-тва.
5.Международные договоры РБ.
Международные договоры, соглашения и конвенции в области прир/пол-ия и ООС традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В законах РБ содержится формула: если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Являются частью действующего на территории республики законодательства и имеют силу такого правового акта, каким выражено согласие Беларуси на обязательность для нее соответствующего международного договора. К международным актам относятся договоры, соглашения, конвенции, пакты, протоколы, подписанные, ратифицированные Беларусью в области окружающей среды со странами СНГ и государствами «дальнего зарубежья. РБ явл. участницей 27 многосторонних международных соглашений (договоров, конвенций, протоколов) по вопр., касающимся ООС. Первое из них - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке, Женева, 1957 г. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, ее целью явл. охрана ч-ка и окр. его среды от загрязнения воздуха, стремление к ограничению и, насколько это возможно, постепенному сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния. В 1984 г. Белоруссия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно долгосрочного финансирования совместной Европейской программы мониторинга и оценки переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния (ЕМЕП). Целью протокола было обеспечение после 1984 г. долгосрочного финансирования путем обязательных взносов, которые производят все договаривающиеся стороны, находящиеся в пределах географических границ ЕМЕП. 22 марта 1985 г. БССР подписала Венскую конвенцию об охране озонового слоя. Участниками ее явл. свыше 60 гос-в. Главная цель — охрана здоровья ч-ка и окр. среды от пагубного воздействия изменений озонового слоя. 5 июня 1992 г. подписана Конвенция о биологическом разнообразии. Целями ее явл. сохр. биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. Кроме перечисленных конвенций и протоколов РБ, будучи самостоятельным членом ООН, участвовала в многосторонних соглашениях по вопр. ООС. РБ явл. участницей Конвенции об оценке воздействия на окр. среду в трансграничном контексте (25 февраля 1991 г., Финляндия) и Конвенции об изменении климата (5 июня 1992 г. Рио-де-Жанейро). Учитывая глобальный хар-р эколог. проблем и сознавая свою отв-ть за сохранение и оздоровление окр. среды, будучи убежденной в том, что сотрудничество в обл. ООС взаимовыгодно и способствует дальнейшему развитию и укреплению дружественных отношений м/у народом, выражая готовность к двустороннему сотрудничеству в этой обл., РБ в 1994 г. подписала ряд межправительственных соглашений. Подписаны также межведомственные соглашения о сотрудничестве в обл. ООС.
7. Субъекты и объекты.
Под объектом в юриспруденции понимается все то, на что направлены действия сторон, что составляет предмет их интересов: окружающая среда, ее компоненты и их элементы; природные состояния; экологические работы и услуги; экологические права и обязанности физических и юридических лиц. Подраздесляются на две группы: предметы мат мира (компоненты окр среды) и природные состояния. Мат объект должен обладать 3 признаками: иметь естественное происхождение, находится в экологической взаимосвязи с др. компонентами окр среды, выполнять экол, экон, и др функции в жизнеобеспечении, в случ утраты (усыхание дерева) перест быть объектом ЭП. В общем смысле объектами явл окр среда, в уском –окр среда в пределах тер РБ, а также ее компоненты, простые и комплексные прир объекты. Простые подразделяются на объекты живой и неживой природы, к нежив относ земля, недра, воды, атмосфера, к живым – леса, раст и жив мир. Комплексными явл особо охраняемые прир объекты в виде…, экологически неблагопол тер). К экологическим состояниям принадл: климат (сост прир за опр период свойственный определенной местности), экологические системы в виде опр территорий где образ устойчивая связь жив организмов, естественные прир ландшафты – стр-ра местности. Разделение прир/пол-ия и охраны природы получило свое отражение в формировании двух различных понятий - природный объект и природный ресурс. Первое понятие выражает предмет правовой охраны природы, а второе - предмет так называемых природоресурсовых отраслей права (отражает потребительскую ценность). Его юридическое и фактическое обособление в качестве объекта пользования и охраны производится путем указания местоположения, размера и границ, участков (частей) компонентов окружающей среды. Природный ресурс должен обладать следующими качествами: являться компонентом природной среды либо его элементом; иметь естественное или антропогенное происхождение, но при этом выполнять функции природного объекта; эксплуатироваться в настоящее время или обладать возможностью быть использованным в ближайшем будущем в качестве источника энергии, средства производства или предмета потребления; иметь потребительскую ценность. Природные ресурсы принято подразделять на: реальные (открытые) и потенциальные (еще не открытые); невозобновляемые, относительно возобновляемые и возобновляемые; на исчерпае-мые и неисчерпаемые.
8.Понятие права прир/пол-ия
Совокупность прав. норм, регулирующих отн-я по использованию прир. богатств для удовлетворения эконом-х, эколог-х и иных интересов общ-ва, называется правом прир/пол-ия. В юр. лит-ре право прир/пол-ия рассматривается в 3 аспектах. Во-первых, как объективное, т.е. как совокупность НПА и прав. норм о природопользовании. Они закрепляют основные принципы права прир/пол-ия, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возн. и прекращения, порядок и условия прир/пол-ия и т.д. Во-вторых, как субъективное, т.е. как совокупность прав и обязанностей субъектов права прир/пол-ия. В-третьих, как п/отн-е прир/пол-ия, кот. служит механизмом реализации объективного и субъективного права прир/пол-ия. Роль права прир/пол-ия состоит в том, что посредством его реализуются правомочия гос-ва и др. субъектов отн-й прир/пол-ия, касающихся земли и др. прир. ресурсов. Таким путем обеспечиваются, взаимодействие м/у этими субъектами, лучшее использование прир. ресурсов, реализуются эконом., эколог., оздоровительная, эстетическая и др. формы права прир/пол-ия. Право прир/пол-ия м.б. подразделено на те или иные виды, исходя из различных критериев.