Шпаргалка по "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:23, шпаргалка

Описание

шпора по экологическому праву

Работа состоит из  1 файл

шпоры по ЭП.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

19. Государственные кадастры природных ресурсов.

Учет  и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций гос экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах. Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса. Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных,    качественных   и иных  характеристик   природных ресурсов, а также для учета объема, характера и режима их использования. Кадастры пр. ресурсов выполняют двоякую роль:1) явл. организационно-прав. формой  кол-но-кач-но стоимостного учета пр. ресурсов;2) своеобразной информационной базой, в кот. хранятся рассматриваемые сведения и по мере необходимости могут предоставлять гос. органам для принятия соотв. решений, заинтересованным юр. и физ. лицам. В РБ ведутся следующие   государственные кадастры  природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов. Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют  Министерство  природных  ресурсов  и ООС РБ и иные специально уполномоченные республиканские органы гос управления.

20.Мониторинг окружающей среды.

Представляет собой сис-му непрерывного наблюдения за ее состоянием с целью выявления негативных изменений для их своевременной ликвидации. Он осущ-ся метеорологическими станциями, пожарной службой  МЧС, др. организациями. Основными задачами мониторинга явл.: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния пр. среды, выявление факторов и источников антропогенного воздействия на окр. среду. Выделяют виды мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический и экологический. Национальный мониторинг Беларуси в наст. время включает 3 вида мониторинга: а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой сис-му наблюдений за изменениями биосферы под влиянием антропогенных изменений б) эколог. мониторинг, представляющий собой сис-му наблюдений за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения состояния биосферы вследствие ее загрязнений, за изменениями экосистем в результате с/х-го использ-я земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. в) климатический мониторинг, охватывающий в отличие от эколог-го климатическую сис-му (атмосферу, поверхность суши и др. формирующие климат элементы экосис-м).Все виды мониторингов включают 3 основные функции: наблюдение за состоянием окр. среды, оценку и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окр. среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнед-ти населения. Оценка предполагает выявление 3 групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окр. среду; определение пр. резервов для использ-я их в интересах ч-ка; определение оптимальных способов челов. д-ти как с экологических, так и с экономических позиций. Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия предупредительных мер для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окр. среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.Гос экологическая экспертиза.

Гос. эколог. экспертиза представляет собой комплекс действий гос. органов и спец. экспертных комиссий по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной. нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологий, материалов и в-в с позиций их соответствия эколог-им нормам, правилам и нормативам, соблюдение кот-х в соотв. с з-вом необходимо на той или иной стадии хоз. д-ти. Принципы гос. экспертизы: профилактическая направленность, независимость, научная обоснованность, оперативность, приоритет эколог. требований при вынесении экспертных оценок; приоритета охраны жизни и здоровья человека; законности, научной обоснованности и гласности; комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности. Субъектами гос экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии). Заказчиками выступают лица осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории РБ. Экспертами выступают должностные лица Министерства природных ресурсов и ООС РБ и его территориальных органов. Для проведения гос эколог экспертизы наиболее сложных проектных решений планируемой хоз и иной деятельности могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов. Объектами гос экологической экспертизы являются: концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация. Порядок проведения экспертизы предусматривает три этапа. 1-ый этап - представление на экспертизу соответствующей документации или объектов. Основаниями представления могут быть: а) прямое указание об обязательности экспертизы в законе, например, при отсутствии утвержденных эколог. правил, норм и нормативов для данного вида документации или необходимости отступления от них; б) решение компетентного органа о проведении экспертизы; в) требования общественности или населения и др. 2-ой этап - исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленной документации или объекта, их соответствия установленным эколог. и другим спец. нормам, правилам и нормативам. На 3-ем этапе дается оценка документации или объектов с этих позиций, выносятся заключения экспертов, групп экспертов и на этой основе - соответствующее Сводное заключение, кот. содержит оценку уровня эколог. опасности планируемой хоз. или иной д-ти и выводы о целесообразности (нецелесообразности) ее реализации. Срок проведения гос экологической экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня представления всех необходимых документов. В исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц. Положительное заключение гос экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Споры разрешаются Министерством природных ресурсов и ООС, а также судами.

22.Правовое регулирование экономического обеспечения прир/пол-ия и охраны ОС.

В условиях формирования рыночной экономики при  осуществлении функций гос экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального прир/пол-ия и охраны окружающей природной среды. Представляется, что экономическим механизмом явл. закрепленная в з-ве сис-ма мер имущественного хар-ра, направленных на создание благоприятных условий пр.польз-я и ООС. В наиболее общем виде эконом. механизм пр.польз-я и ООС включает элементы: разработку гос. прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использ-я пр. ресурсов и ООС; финансирование программ и мероприятий по рациональному использ. пр. ресурсов и ООС; создание фондов охр. природы;-установление платежей за пр.польз-е; проведение эконом. оценки пр. объектов; проведение эконом. оценки воздействия хоз. и иной д-ти на окр. среду; установление мер эконом. стимулирования в обл. пр.польз-я и ООС; экологическое страхование; занятие эколог-им предпринимательством; пожертвования, гуманитарная (благотворительная) помощь. Помимо перечисленных элементов в указанный механизм законодателем включается возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окр. среду, с чем нельзя согласиться, т.к. оно выходит за рамки создания благоприятных условий рассматриваемых видов д-ти, из-за того, что явл. видом юр. отв-ти, а не экономико-правовой  мерой обеспечения. Основными плановыми актами по финансированию д-ти в обл. пр.польз-я и ООС явл. ежегодные законы о бюджете РБ, кот-ми  предусм-ся объем финансирования пр. охранных мероприятий, поступления доходов от использ-я пр. ресурсов, размер отчислений в бюджет. фонд природы и направление его расходования, перечень местных налогов и сборов, взимаемых за пр.польз-е. Бюджетные фонды ООС формир-ся на республ., областном, районном и городском уровнях. Доходную часть их составл. штрафы, уплачиваемые нарушителями эколог. з-ва по адм., эконом. и уг. делам.

23.Организационно-правовое обеспечение прир/пол-ия и ООС.

организационным обеспечением прир/пол-ия и ООС является система мер неимущественного характера, направленная на создание благоприятных условий для осуществления этих видов деятельности. В основных чертах организационное обеспечение прир/пол-ия и ООС включает: нормативно-техническое и метрологическое обеспечение прир/пол-ия и ООС (введение стандартов, нормативов и правил); установление нормативов предельно допустимых концентраций  загрязняющих веществ и микроорганизмов, вредных физических воздействий и уровня радиационной безопасности окружающей среды; экологическая сертификация и санитарно-гигиеническая регламентация товаров работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды; лицензирование деятельности в области прир/пол-ия и ООС; информационное обеспечение использования природных ресурсов и ООС; экологический аудит - производится путем проведения независимой проверки хозяйственной и иной деятельности для обеспечения ее экологической безопасности, определения минимизации риска вредного воздействия этой деятельности на окружающую среду; экологические просвещение, воспитание и образование; научное обеспечение прир/пол-ия и ООС.

24.Правовая ООС при осуществлении хозяйственной деятельности.

В процессе жизнедеятельности людей, осуществления  ими хозяйственной и иной деятельности образуются бытовые и промышленные отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду  и ее отдельные компоненты и элементы. Для минимизации этого вреда установлен порядок переработки, а в случае невозможности ее осуществления, захоронения отходов. Их утилизация в зависимости от способа образования и токсичности производится на полигонах твердых бытовых отходов и полигонах токсичных промышленных отходов. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, не обладающих радиоактивными и токсичными свойствами. Оборудование полигона производится таким образом, чтобы уровень грунтовых вод был на 1 м ниже днища котлована. Лучшими для размещения полигона по гидрологическим условиям являются участки, подстилаемые глиной или тяжелыми суглинками и уровнем воды находящейся на глубине свыше 2 м. Размер санитарно-защитной зоны, определяемый от жилой застройки до границ полигона должен составлять не менее 500 м. Места под размещение полигонов, предназначенных для захоронения токсичных отходов выбираются на обособленных, свободных от застройки, хорошо проветриваемых территориях, не затопляемых ливневыми, паводковыми и талыми водами, которые допускают осуществление инженерных решений, исключающих возможное загрязнение населенных пунктов, зон массового отдыха, источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, подземных вод. Полигон, как правило, размещается не ближе 200 м от сельскохозяйственных угодий и транзитных дорог. Накопители промышленных отходов представляют собой специально подготовленные емкости, дно и откосы которых оборудуются противофильтрационными устройствами, в целях защиты от загрязнения почвы, подземных и поверхностных вод.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25.Общие положения о юридической ответственности за нарушение законодательства в области окружающей среды.

Юр ответственность  за ЭП, явл. составной частью гос. принуждения  призванного обеспечить подчинение субъектов гос воле. Юридической ответственностью является применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер гос принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Представляется, что экологическим правонарушением, лежащим в основе ответственности, является виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный порядок прир/пол-ия или ООС и причиняющее вред окружающей среде, ее компонентам и элементам (природным объектам и комплексам), а в результате негативного воздействия на окружающую среду - жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, либо создающее угрозу причинения такого вреда, предусмотренное и запрещенное под угрозой наказания экологическим и другим законодательством. Функциями эколого-правовой отв-ти м.б.: стимулирующая, направленная на соблюдение з-ва; компенсационная (восстановительная)-заключается в обязательном возмещении вреда; превентивная (предупредительная)-направлена на предотвращение экол. п/наруш-й впредь; карательная заключается в наказании виновного лица. Юр. отв-ть бывает: 1)дисциплинарная; 2)материальная;  3)имущественная; 4)адм.; 5)угол.; 6)спец.(эколого-правовая).

26.Административная ответственность.

Субъектами  административной ответственности  могут быть физические, (в т. ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного его работника, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение организацию. Исчерпывающий перечень видов административных взысканий приведен в ст.23 КоАП: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные работы; административный арест.

К экологическим  правонарушениям, наказуемым в административном порядке, относятся следующие общественно вредные деяния: НПА в области ООС; Нарушение требований экологической безопасности; Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих гос экологической экспертизе; Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, в части нарушения правил транспортировки, хранения или применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов их роста или других препаратов; Несоблюдение зоологических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов; Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране; Нарушение законодательства РБ об отходах; Нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов.

27.Уголовная ответственность.

К преступлениям  против экологической безопасности и природной среды относятся  общественно опасные деяния направленные на причинение вреда окружающей среде, а также в результате вредного воздействия - на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц предусмотренные УК. Субъектами уголовной ответственности являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. К лицам, совершившим экологические преступления могут применяться следующие виды уголовных наказаний…( не заб доп наказ). К преступлениям против жизни и здоровья граждан, их экологических прав и свобод, окружающей среды, относятся такие как: экоцид; преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов; деяния относящиеся к экологической безопасности:. нарушение требований экологической безопасности; прием в эксплуатацию экологически опасных объектов; непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства; сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды; нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами. К преступлениям против природной среды относятся: порча земель; самовольное занятие земельного участка; уничтожение либо повреждение торфяников; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засорение вод; нарушение правил водопользования; загрязнение атмосферы;. загрязнение леса;. уничтожение либо повреждение леса по неосторожности; незаконная порубка деревьев и кустарников; нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений; незаконная добыча рыбы или водных животных; незаконная охота; нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных; нарушение ветеринарных правил; умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов; незаконная охота на территории заповедника, национального парка, заказника; порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами, совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; незаконная охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экология"