Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:23, шпаргалка
шпора по экологическому праву
9.Принципы, формы и виды прир/пол-ия.
Одним
из основополагающих принципов прир/пол-ия
является— использование природных ресурсов
по целевому назначению. Экономический
аспект рациональности прир/пол-ия заключается
в получении наибольшей прибыли от эксплуатации
того или иного природного объекта. Экологически
рациональная - такая эксплуатация природного
ресурса, при которой ему причиняется
наименьший вред. Комплексность - заключается
в том, чтобы ...при эксплуатации одних
природных объектов как можно более полно
использовались полезные свойства других,
принцип устойчивости - длительном использовании,
платность. Природопользование производится
следующими основными способами: с извлечением
природного вещества из окружающей природной
среды и без извлечения; с размещением
в ней отходов производства и потребления
и без такового. Подразделяется на
следующие виды: землепользование, лесопользование,
недропользование, и др.; по порядку и условиям
пользования - на общее и специальное.
Основными признаками права общего прир/пол-ия
являются следующие: оно осуществляется
на основании закона; действует в отношении
неопределенного круга лиц; осуществляется
для удовлетворения личных физиологических
потребностей; бесплатно; без предоставления
обособленных частей (участков) природных
объектов; производится без получения
специальных разрешений (лицензий); является
естественным, личным, неотчуждаемым и
непередаваемым по наследству правом.
Признаки специального прир/пол-ия: оно
возникает и осуществляется при наличии
индивидуально-правового акта и (или) договора;
действует в отношении конкретных лиц;
осуществляется для удовлетворения хозяйственных
и иных потребностей; за плату; с предоставлением
определенных участков (частей) природных
объектов в пользование; производится
при наличии специальных разрешений (лицензий);
может отчуждаться и передаваться в порядке
общего правопреемства. По срокам пользования
на постоянное (бессрочное) и срочное (на
время), которое подразделяется долгосрочное
и краткосрочное. По характеру воздействия
на природный объект на непосредственное
и опосредованное пользование (в виде
передачи собственниками и другими владельцами
участков (частей) объектов природы в постоянное
или временное пользование иным лицам
за плату).
10.Содержание правоотношений по использованию природных ресурсов.
Содержание права прир/пол-ия включает правомочия пользователя по владению, пользованию и распоряжению (участком, частью) природного объекта. Содержание отношений прир/пол-ия составляют права и обязанности его субъектов (участников). В наиболее общем виде природопользователи имеют право: самостоятельно хозяйствовать в пределах (участка, части) природного объекта; иметь в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) произведенную (добытую) в ходе эксплуатации объекта природы продукцию и доходы от ее реализации; возводить в установленном порядке строения и сооружения, либо ограничивать такое строительство со стороны третьих лиц; получать возмещение затрат, произведенных на улучшение (участка, части) природного объекта; отчуждать в установленном порядке (участок, часть) природного объекта, передавать его в порядке общего правопреемства и предоставлять во временное пользование. Они обязаны: рационально, комплексно, по целевому назначению использовать (участки, части) природного объекта; своевременно вносить плату; в полном объеме проводить мероприятия по охране и защите (участков, частей) природных объектов; в ходе пользования не причинять вреда другим объектам природы, окружающей среде в целом, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. Права и обязанности природопользователей применительно как к отдельным природным ресурсам, так и к отдельным группам субъектов конкретизируются в соответствующем отраслевом законодательстве.
11.Вещноправовые титулы права прир/пол-ия поняте и содержание.
Право
пр.польз-я может осущ-ся на титулах
(предусмотренных з-вом
12.Договоры аренды и концессии природных ресурсов.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Под концессией понимается договор, заключаемый РБ (концессионным органом) и инвестором (концессионером) о передаче на возмездной основе на определенный срок права польз-я на тер-и республики объектами исключительной гос. собственности РБ. Собственники зем. участков имеют право передавать их в залог для обеспечении полученного ими банковского кредита. Такой залог назыв-ся ипотекой и оформляется договором.
13.Обязательственно-правовые титулы, регламентирующие отчуждение права прир/пол-ия и ООС.
Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться на титулах (предусмотренных з-вом основаниях) купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель. Природные объекты и комплексы, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога (ипотеки) и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных законодательством об охране и использовании земель Право частной собственности прекращается при отчуждении земельного участка иным лицам, а также в государственную собственность, добровольном отказе от права собственности, также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда: для государственных или общественных нужд; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного участка не по целевому назначению;
14.Понятие управления природопользованием и ООС.
Упр-е
в сфере взаимодействия общ-ва и природы
представляет собой совокупность осуществляемых
соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения
требований з-ва об окр. среде. Применительно
к предмету данной отрасли речь идет о
распоряжении природными ресурсами, об
обеспечении рационального использования
и воспроизводства природных ресурсов,
сохранения или восстановления благоприятного
состояния окружающей среды, соблюдения,
а также о защите экологических прав и
законных интересов физических и юридических
лиц. Управление природопользованием
и охраной окружающей среды призвано обеспечить
реализацию экологического законодательства.
Цель упр-я пр.польз-ем и ООС - предупреждение
негативного воздействия общественной
д-ти на окр. среду, кот. выходит за рамки
необходимого для общ-ва потребления природы.
Упр-е экологией явл. составной частью
управленческой д-ти гос-ва в целом. Вместе
с тем оно носит самост. хар-р и имеет свои
особенности, обусловленные спецификой
объекта упр-я: 1. Юр. основанием упр-я экологией
явл. преимущественное право гос. собственности
на пр. ресурсы и полит. суверенитет (право
территориального верховенства) гос-ва
на тер. расположения пр. ресурсов.2. Комплексный
хар-р упр-я. В силу взаимосвязанности
и взаимообусловленности пр. ресурсов
и пр. явлений упр-е пр. ресурсами и ООС
может осущ-ся только в комплексе. Это
означает, что распределение и перераспределение,
планирование и др. действия в отношении
пр. ресурсов в одном регионе должны осущ-ся
с учетом влияния этих мер на др. пр. ресурсы
в др. регионе, что использ-е пр. ресурсов
не может осущ-ся без одновременной их
охраны и наоборот. 3. Упр-е экологией осущ-ся
не только по адм.-территориальному (обл.,
регион) признаку, как это принято в отношении
др. объектов, но и по природно-географическому.
4. Устойчивая тенденция к разделению хоз-но-эксплуатационных
и контрольно-надзорных ф-й в обл. экологии.
Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют
пр. ресурсы, а др. -контролируют правильность
их эксплуатации. На практике такое разделение
имеет место. Так, одни мин-ва организуют
добычу, переработку и использ-е пр. ресурсов,
др., например, Мин-во пр. ресурсов, осущ-ют
контроль и надзор за правильным, рациональным
использ-ем пр. ресурсов и ООС.
15.Система органов гос управления природопользованием и ООС.
Государственное управление в области прир/пол-ия и ООС представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на организацию и упорядочение прир/пол-ия и ООС. К органам общей компетенции относятся: Президент, Правительство, а также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Органы отраслевой компетенции специализированы применительно к отдельным природным объектам и комплексам. В частности, Министерство природных ресурсов и ООС в лице департаментов и специализированных инспекций осуществляет управление водами, атмосферой, а совместно с Госгортехнадзором - недрами, Министерство лесного хозяйства - лесами, Комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии - землями, Гос инспекция по охране животного и растительного мира - животным и растительным миром, Управление делами Президента - заповедниками и национальными парками, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - территориями, загрязненными радионуклидами. Органы межотраслевой компетенции выполняют все или большинство функций в области прир/пол-ия и ООС. К органам межотраслевой компетенции относится Министерство природных ресурсов и ООС в целом. Органы внутриотраслевой (локальной) компетенции руководят (участком/частью) природного объекта или комплекса, находящимися в эксплуатации у подведомственных им юридических лиц либо переданными им в пользование: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; администрации и т. д.
16.Формы и методы гос управления природопользованием и ООС
Государственное управление использованием природы и охраной окружающей среды осуществляется в двух формах: правовой - связанной с изданием нормативных и индивидуально-правовых актов; и неправовой - выражающейся в форме обычаев, традиций, осуществляющейся в виде организационных действий - разработки программ, проведения совещаний и выполнения материально-технических действий в виде работы с информацией, исследований и разработок. Неправовая форма прямо не влияет на содержание правоотношений.
Под методами управления понимаются способы воздействия государственных органов на участников экологических правоотношений. К общим методам относятся: убеждение и принуждение; экономические и административные. Метод убеждения заключается в формировании массового и индивидуального экологического сознания, экологической культуры. Метод принуждения выражается в применении мер юридической ответственности к нарушителям норм экологического права. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности субъектов правоотношений, а административные состоят из безусловных запретов и обязываний. Специальные методы основаны на особенностях управления тем или иным природным объектом и представляют собой комбинацию вышеприведенных способов с преобладанием одного из них.
17.Общая характеристика функций гос управления природопольз. И ООС.
Содержание гос управления природопользованием и охраной окружающей среды составляют осуществляемые уполномоченными органами управленческие функции - относительно обособленные, самост. Основные виды д-ти органов гос. упр-я пр.польз-ем и ООС: планирование и прогнозирование; наблюдение за состоянием окружающей среды; ведение государственных кадастров природных ресурсов; распределение и перераспределение природных ресурсов; оценка воздействия на окружающую среду; разрешение споров в области прир/пол-ия и ООС. Прогнозирование, программирование и планирование осуществляются в форме национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на 15 лет, программы социально-экономического развития на 5 лет и годового прогноза социально-экономического развития РБ. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее в республике создана Национальная система мониторинга окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования. Распределение и перераспределение природных ресурсов заключается в предоставлении юридическим и физическим лицам обособленных участков (частей) природных объектов в пользование и изъятии их или аннулировании права прир/пол-ия в государственных или общественных интересах, либо за нарушение природоресурсного законодательства и законодательства в области ООС. Оценка воздействия на окружающую среду - экологическая экспертиза проводится в виде гос и общественной экспертизы в целях установления соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС. Споры в области прир/пол-ия и ООС разрешаются в административном и судебном порядке, соответственно органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а так же общими и хозяйственными судами.
18.Планирование, программирование и прогнозирование прир/пол-ия и ООС.
Государственное
прогнозирование социально-