Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:10, реферат
Gредставления о характере контактов между особыми этническими культурами, или “культурными мирами”, о возможных результатах этих контактов и об особенностях интеграции отдельных локальных культур в более крупные многокомпонентные сообщества.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Критерии еврейства …………………………………………..…… 5
2. Возвращение евразийства ……………………………………….... 7
3. Евразийская теория культуры и проблема межкультурных контактов ………………………………………………………………… 9
4. “Еврейская демократия” и “русская душа” …………………… 11
5. Мессианская идея евразийцев …………………………………… 13
6. Коммунизм, расизм и национальная доктрина евразийства .... 17
7. Неоевразийство: эволюция культуры и “пассионарность” ….. 22
8. “Химеры”, “мигранты” и “торгаши” …………………………… 25
Заключение ………………………………………………………….…… 28
Список использованных материалов ………………………………… 33
Впрочем, как уже отмечалось, сами евразийские установки были изначально обременены разительными противоречиями, что открывало путь к весьма различным решениям одних и тех же проблем. Так, если Гумилев выступал категорически против включения евреев в евразийский мир, как носителей принципиально чуждой культуры, то Трубецкой и Карсавин не видели в таком включении ничего противоестественного. В то же время сами они кардинально расходились между собой: Трубецкой стоял за смешанные браки и ассимиляцию, а Карсавин выступал их решительным противником. Иначе говоря, что-то было неладно с самой методологией евразийства, которая не позволяла получать сколько-нибудь однозначные выводы. И это, вопреки, кстати, стремлению обожателей Гумилева сделать из него создателя новой синтетической науки, ставит евразийство поодаль от магистрального пути развития научной мысли. Это “что-то” заключалось в присущем евразийству радикальном этноцентризме, попытке связать абсолютную истину с мировоззрением данного конкретного (читай: русского) народа. Здесь-то и находилась западня, в которую неизбежно попадает сторонник “патриотической” ориентации в науке. Ведь последняя заставляет мыслителя решать конкретную проблему, исходя прежде всего из того, насколько это решение соответствует сиюминутным или более отдаленным интересам данного народа, а точнее, из его собственного понимании этих интересов. Иными словами, такое решение будет неизбежно иметь изрядный налет субъективизма и вызовет полемику даже внутри данной национальной школы, не говоря уже об иноэтнических коллегах. Действительно, само классическое евразийство было заидеологизировано в не меньшей мере, чем синхронные ему коммунистический и фашистский режимы. Теоретики евразийства это хорошо сознавали, что выразилось в их теории “идеократии”, которая заслуживала бы специального анализа.
О
том, к каким кардинальным противоречиям
ведет откровенно националистическая
методология евразийства — та
методология, которую пытался развивать
и Гумилев,— свидетельствует
и следующее. В последние годы
последователи Гумилева неоднократно
выступали против идеи предопределения,
избавляющей людей от моральной ответственности.
Некоторые из них даже пытались возводить
корни этой идеи к Ветхому Завету, противопоставляя
ей христианское понимание свободы воли.
Остается только удивляться, как они сумели
проглядеть заложенное в учении Гумилева
положение об “отсутствии категории вины
и ответственности” в динамике этногенеза.
А ведь это означает оправдание любой
агрессии, любых кровавых межнациональных
конфликтов, любых несправедливостей
по отношению к этническим меньшинствам,
которые теория Гумилева объясняет именно
с позиций предопределения, иначе говоря,
объективным характером этногенетического
процесса, “созидательной” деятельностью
пусть и жестоких, но делающих конструктивную
этническую работу “пассионариев”. Более
того, как и предполагали критики, концепция
Гумилева ныне активно используется радикальными
русскими националистами для отстаивания
так называемых геополитических интересов.
Но как сторонники, так и критики Гумилева
упустили из виду, одно обстоятельство,
которое уже неоднократно отмечалось
выше, а именно то, что его методология
находится в ближайшем родстве с исконным
евразийством. А последнее ставило своей
целью оправдание русской революции, а
также и многих последующих мероприятий
советской власти как объективно необходимых,
полностью отвлекаясь от каких-либо этических
оценок. Как уже отмечалось в начале настоящей
работы, единственным критерием оценки
каких-либо действий или событий для евразийцев
было созвучие идее целостности Российского
государства, то есть российский (“евразийский”)
национализм. И именно эту центральную
идею сохраняет современное неоевразийство.
Оно остается столь же антидемократичной
идеологией, как и породившее его классическое
евразийство, и это прежде всего выражается
в его отношении к евреям.
Список использованных материалов