Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:23, дипломная работа
В эпоху после «холодной войны» Россия, а вместе с ней все бывшие республики Советского Союза - осколки единого государства, выступают с ослабленных и от того уязвимых позиций. По этому передел мира по итогам «холодной войны» сводится к дележу советско - российского наследства. Итак России предстоит развиваться в весьма специфическом мире, который явно не предоставит ей благоприятных условий.
Введение
Глава I. Геополитическая стратегия России в отношении стран Западной Европы.
1. Геополитические последствия развала СССР.
Геополитика, безопасность, национально-государственные интересы.
Глава II. Военно-политические интересы России по отношению к Западной Европе.
1. Отношение России к расширению НАТО на Восток.
2. Достойный выход из недостойной ситуации.
Глава III. Экономические отношения России и стран Западной Европы в 90-е годы 20-го века.
Национально-государственные интересы России в отношении с Западной Европой.
2. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР.
3. Европейский Союз (ЕС) и Россия: партнерство и сотрудничество.
Заключение.
Список источников и литературы.
Страны Восточной и Центральной Европы настаивают на вступление в ЕС, в то время как страны СНГ нацелены на открытие рынков, включая создание зон свободной торговли. Первой реакцией ЕС было предоставить щедрую помощь, но сохранять сдержанность, когда речь заходила об открытии рынка. Здесь особую роль играла Германия. Она больше всех страдала от раздела Европы, линия которого проходила прямо по средине страны, соответственно, она и больше всех выиграла от ликвидации барьеров.
21 декабря 1989 г. Советским Союзом и Европейским сообществом было заключено соглашение о торговле и сотрудничестве вступившее в силу 1 апреля 1990 г. Во многих областях Соглашение о партнерстве продолжает линию, уже начатую договором 1989 г. С помощью этого договора ЕС намеревалось окончательно вникнуть в дух перестройки, установить нормальные отношения с Советским Союзом и стимулировать процесс реформ начатый М.Горбачевым. Договор мыслился как своего рода ответ на предложения М.Горбачева о строительстве « Общего европейского дома «, предусматривающий длительную перспективу расширения европейского экономического пространства. Все ожидали, что Советский Союз станет важным фактором производства и растущим рынком. Договором предусматривалось предоставление Советскому Союзу статуса наибольшего благоприятствования и постепенного снятия всех количественных ограничений на импорт. Дополнительными мерами в поддержку реформ были и продовольственная помощь ЕС в 1991-1992 гг., и программа технической помощи - ТАСИС -принятая в декабре 1991 г. и рассчитанная на 400 миллионов экю.
Однако вскоре стало ясно, что договор о торговле и сотрудничестве не соответствовал новому качеству отношений между ЕС и Советским Союзом к концу 1990 г. Европейский Совет поручил Комиссии «попытаться найти возможности широкого соглашения между Сообществом и СССР, которое включало бы политический диалог и все аспекты тесного экономического, а также культурного сотрудничества».33 В основе этого поручения., с распадом Советского Союза утратившего смысл, лежало намерение ЕС дать понять СССР, что заключение намеченных соглашений с Польшей, Венгрией и Чехословакией не направлено на изоляцию СССР, а будет сопровождаться усилиями по включению СССР в процесс европейского сотрудничества. Подобный сигнал особенно отвечал интересам объединившейся Германии, на территории которой в это время оставалась большая часть 400 тысячной советской Западной группы войск. В то же время мандат подчеркивал решимость ЕС быть не только экономической, но и политической силой. Обе эти цели были весьма существенны при выработке позднее Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Исходным пунктом курса ЕС на заключение всеобъемлющего соглашения с Москвой было понимание того, что и в дальнейшем Россия будет играть выдающуюся роль на международной арене. Без ее участия мировые и особенно европейские политические, экономические структуры и структуры безопасности могут быть серьезно нарушены или даже парализованы. Нестабильность в России потенциально опасна для всей Европы и вызывает острое беспокойство. К тому же государства Центральной и Восточной Европы и Прибалтики еще интенсивней добиваются скорейшего приема ЕС в НАТО.В результате процесс консолидации внутри недавно расширившийся сферы европейской интеграции может быть серьезно нарушен.
С другой стороны, позитивное развитие в России значительно увеличивает ее потенциал сотрудничества с ЕС. Это включает взаимовыгодные экономические отношения, а также активный вклад Москвы в мирный баланс интересов на пространстве бывшего Варшавского Договора и в новую структуру безопасности в Европе. И потому чрезвычайно важным представляется тесно связать Россию с процессами европейского сотрудничества и дать ей почувствовать уверенность в том, что после ухода из Центральной Восточной Европы она не окажется в политической изоляции и не подвергнется экономической дискриминации. Имея в виду тесное партнерство в развитии и преобразованиях, следует поддерживать все те силы, которые работают на продолжение процесса реформ. В свете этого Соглашения и его мерами экономического стимулирования вовсе не является выражением одностороннего благородства Запада, а представляет собственный и очень хорошо понимаемый интерес ЕС. При успехе российских реформ выиграет вся Европа. Их провал обойдется гораздо дороже предоставляемой по соглашению помощи. Таковы некоторые важнейшие мотивы в пользу заключения ЕС и его членами данного соглашения, в чем их активно поддерживает Европейский Парламент.
Главным политическим резоном в пользу Соглашения было намерение закрепить Россию в европейском пространстве как его неотъемлемую часть и кому же привязать ее к СБСЕ, к европейским нормам и ценностям. В то же время Европейский Союз хотел - как и Европейское сообщество договором 1989 г. - показать, что Россия не должна оставаться в изоляции. Это представлялось необходимым после того, как ЕС в июле 1994 г. заключил соглашения о свободной торговле с балтийскими странами, а также вышеупомянутые договоры об ассоциированном членстве со странами Центральной Восточной Европы. Интересно отметить, что Соглашение о партнерстве по своей структуре подобно этим договорам, что же касается содержания, то если его условия будут полностью выполнены, у России появится хороший шанс завязать тесные отношения с ЕС. Если внимательно всмотреться в положения Соглашения, становится ясно, что они намечают будущее развитие событий, при котором такие отношения фактически могут стать весьма близки к формальному членству. Например, по требованию России в Соглашении, как и в договоры об ассоциированном членстве, де-факто включены в качестве отдаленной цели «четыре свободы». Эти свободы в области товаров, социальных услуг, капитала и труда ( но только для России исключается настоящая свобода перемещения работополучателей). Возможно, прежде всего благодаря такому развитию на двух параллельных уровнях - договоры об ассоциированном членстве с центрально-восточноевропейцами и Соглашение о партнерстве с Россией - Москва не протестовала против намеченного вхождения стран Вышеградской группы в ЕС. (Исключением стало предложение российского министра иностранных дел Козырева к маршалу сейма Олексы в марте 1994 г. отказаться от усилий Польши стать членом ЕС).
Наконец, есть еще одно соображение: с предусмотренным в начале 1995 г. присоединения Финляндии к ЕС последний приобретает общую границу с Россией протяженностью более 1300 км., приближаясь к северо-западному центру России Санкт-Петербургу. При договорно закрепленном партнерстве это может создать благоприятные условия для регионального сотрудничества.
Экономически ЕС хотел поддержать реконструкцию российской экономики и помочь установлению в стране надежных правовых и финансовых структур. Помимо стабилизации российской экономики ЕС стремится также внести вклад в создание условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций. Что касается торговли, то обе стороны пытаются и дальше открывать свои рынки, даже если в этом отношении Брюссель довольно нерешителен. Конечно, ЕС не упускает из виду тот огромный потенциальный рынок, который в перспективе в случае успеха реформ может предложить Россия с ее 150-миллионным населением. Главным мотивом соглашения об открытии рынков было - лишить оснований обвинения со стороны Москвы в том, что Запад блокирует экспорт из России и тем самым лишает ее возможности самой зарабатывать твердую валюту, необходимую для импорта.
Как же были воплощены в Соглашении цели ЕС?
1. Политическое измерение. При сопоставлении Соглашения о партнерстве с договором о торговле и сотрудничестве бросается в глаза, что в первом упор делается на политические отношения между ЕС и Россией. Это отражает усилия ЕС выступать в качестве глобального политического автора и таким образом наполнить живым содержанием Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 г. Специфической целью Маастрихта было усилить идентичность ЕС на международной арене, развивая общую внешнюю политику и политику безопасности. Среди задач этой политики, как следует из соглашения - «обеспечить мир и укрепить международную безопасность», развивать и углублять демократию и верховенство закона, а также уважение прав человека и основных свобод.34 В соглашении детально разработаны эти задачи. Россия признает ЕС равным действующим лицом мировой политики. Повестка дня будущих встреч на высшем уровне включает как вопросы глобальной политики, так и проблемы, возникающие в непосредственной близости от России.
Далеко идущие последствия имеет то, что в Соглашении особо подчеркнуто значение общих ценностей. Европейцы отмечают свое намерение интегрировать Россию в сообщество западных ценностей; с российской же стороны это подтверждает решимость продолжать курс реформ, чтобы оказаться в состоянии интегрировать в сообщество основных ценностей. Эти ценности определены в Соглашении, где указано, что верховенство закона и уважение прав человека и в частности прав меньшинств, установление многопартийной системы со свободными и демократическими выборами имеют первостепенное значение.
Строительство социальной рыночной экономики и соблюдение демократических правил, связь с общими ценностями рассматривается Соглашением о партнерстве как единое целое. Экономическое сотрудничество ставится в зависимость от соблюдения основных политических принципов. Существует определенный шанс, что ЕС мог бы оказать влияние на развитие событий в России: чем больше экономической выгоды страна может извлечь из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, тем выше барьеры, предохраняющие от поворота назад, к недемократическому образу действий. Короче: меньше сотрудничество - меньше выгода.
Политическая воля Брюсселя влиять на развитие в постсоветском регионе проявляются и в таком аспекте: в Соглашении о партнерстве заявлено о намерении развивать сотрудничество между республиками бывшего СССР. В той части Соглашения, где речь идет о торговой политике, ЕС учел особые отношения России со странами СНГ - шаг, который, вероятно, подтолкнул Россию на то, чтобы в конце концов принять общую формулу сотрудничества. Россия имеет право предоставить этим государствам преимущества перед ЕС во время переходного периода и таким образом отклониться от положения о статусе наибольшего благоприятствования. В будущем Россия станет «доминирующей экономикой» в СНГ, тем более что ЕС может оказывать этому региону лишь умеренное содействие. С другой стороны, это является, без сомнения, сигналом российским элитам о том, что ЕС не намерен отсекать страны СНГ от России в угоду «геополитическому плюрализму», - в чем время от времени Москва обвиняла Запад. Напротив, ЕС хотел бы поддержать более тесные отношения между старыми партнерами на основе рыночно ориентированных экономических структур. Эта линия отражает изначальную надежду ЕС увидеть, как СНГ развивается в новое сообщество и таким образом превращается в партнера Брюсселя. С другой стороны ЕС, несомненно, воспротивился бы попыткам России поглотить те или иные государства в ходе неоимперской экспансии. В конце 1991- начале 1992 г. была признана независимость этих государств с ними ЕС заключил соглашения, или намерен это сделать.
Большое политическое значение имеет тот факт, что Брюссель дал российской стороне ряд обещаний на случай вступления в ЕС ряда государств. Это касается, например, отношений России с Австрией, Финляндией и Польшей, которые в прошлом, хотя и по-разному входили в число важнейших торговых партнеров России.
Положения, касающиеся политического диалога, подчеркивают намерения установить очень тесное партнерство. В частности: ежегодно должны проходить по две встречи российского президента с председателями Европейского Совета и Европейского Союза; предусмотрены годичные встречи министров в рамках Совета по сотрудничеству для проверки соблюдения Соглашения и внесения рекомендаций при постоянной поддержке высшими должностными лицами Комитета по сотрудничеству. Создан парламентский комитет по сотрудничеству с участием представителей Европарламента и Совета Федерации РФ. Общее направление политической части это соглашение совершенно особого характера. По содержанию оно перекрывает все соглашения, которые Россия до сих пор заключала с западными странами - свидетельство того, что Москва придает своим отношениям с ЕС и входящими в него государствами приоритетные значения.
Возможно, не случайно подписание Соглашения и программы НАТО «Партнерство ради мира» происходили так близко во времени: министр иностранных дел Козырев поставил свою подпись под натовской программой всего за два дня до того, как Ельцин подписал документ на Корфу. Это, как представляется, подчеркивает усилие России достичь партнерства в сферах политики, экономики и безопасности одновременно и в рамках общеевропейской архитектуры.
2.Торговая политика. То, что Россия придает своим отношениям с ЕС приоритетное значение, вполне понятно: в глобальном масштабе ЕС - крупнейший торговый партер России и как таковой открывает ей путь к включению в мировое разделение труда. В 1993 г. экспорт России в ЕС достиг 14,8 млрд. ЭКЮ при импорте в 11,5 млрд., т.е. баланс в пользу России составил 3,3 млрд. ЭКЮ. Почти 40% ее экспорта, помимо экспорта в страны СНГ, направляются в страны ЕС.
Характеристика России как «переходной экономики» может быть интерпретирована как признание фактора, что страна далеко ушла в процессе реформ и тем самым создала предпосылку для будущей интеграции в мировую экономику. Участники Соглашения совместно рассмотрят в 1998 г. вопрос о том, сложились ли условия для начала переговоров о создании зон свободной торговли. Если России в 1998 г. окажется в состоянии исполнять правила Всемирной Организации Торговли, результат рассмотрения будет положительным. Это сильный стимул для России последовательно проводить курс на рыночную перестройку экономики.
Партнеры по Соглашению
гарантируют друг
другу общий статус
наибольшего
Россия настойчиво просила включить в соглашение право в случае необходимости временно ограничивать импорт из ЕС для защиты своей промышленности в процессе реконструкции. Оно действует для создающихся производств и обновляемых секторов, а также для отраслей, сталкивающихся с серьезными социальными проблемами и тех, в которых доля российских компаний исчезает или резко сокращается.
В
целом часть Соглашения,
посвященная торговой
политике, представляет
собой компромисс,
показывающий. Итак,
ожидать серьезных
конфликтов в этой
области не приходится,
тем более что
обмен товарами носит
скорее дополняющий,
чем конкурентный
характер. Энергия, сырье
и металлы составляют
около 58% российского
экспорта в ЕС, на продукцию
же, могущую вызвать
разногласия (сталь,
текстиль, расщепляющиеся
материалы, алюминий),
приходится лишь 11%.
ЕС поставляет в основном
станки и электронику
(30%), транспортные средства (11%)
и продовольствие (16%).35
Информация о работе Геополитические интересы России и Западной Европы в 90-е годы