Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:15, реферат
В первой главе «Крещение Киевской Руси» рассматриваются предпосыл-ки принятия христианства Киевской Русью и крещение князя Владимира, дает-ся краткая информация о поклонении древних славян.
Во второй главе «Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью» рассматривается значение принятия христианства для Киев-ской Руси и роль церкви в государственном управлении.
Введение
1. Крещение Киевской Руси
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси
1.2. Крещение князя Владимира
Вывод по главе 1
2. Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью
2.1. Формирование церковной юрисдикции
2.2. Действия церкви в государственном управлении
Заключение
Вывод по главе 1
Вывод по главе 2
Источники и литература
К главе 1
К главе 2
Содержание
Введение
1. Крещение Киевской Руси
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси
1.2. Крещение князя Владимира
Вывод по главе 1
2. Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью
2.1. Формирование церковной юрисдикции
2.2. Действия церкви в государственном управлении
Заключение
Вывод по главе 1
Вывод по главе 2
Источники и литература
К главе 1
К
главе 2
Введение
Принятие христианства с его многообразными последствиями представ-ляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв.
Принятие на
Руси христианства как государственной
религии определя-лось рядом причин.
Возникновение в VIII – IX вв. классового
раннефеодально-го строя явилось
результатом связанных друг с
другом процессов. Это было пе-рерастание
родовой и племенной знати
поздних этапов первобытнообщинного
строя в местных князей, союзов
племен – в государственные
Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древ-нерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, – требовало и изменений в идеологической области, в религии.
До принятия
христианства Киевская Русь была языческой.
Но дело в том, что языческая религия
предполагала старый образ жизни. Она
была уместна для патриархального
строя, но серьезно тормозила формирование
новых произ-водственных
К тому же Киевская
Русь не могла стать в один ряд
с передовыми страна-ми Европы и
Востока, не могла выйти, говоря нынешним
языком, «на уровень мировых
В данной работе рассмотрен вопрос о роли церкви в управлении государ-ством.
Работа состоит из двух глав.
В первой главе «Крещение Киевской Руси» рассматриваются предпосыл-ки принятия христианства Киевской Русью и крещение князя Владимира, дает-ся краткая информация о поклонении древних славян.
Во второй главе «Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью» рассматривается значение принятия христианства для Киев-ской Руси и роль церкви в государственном управлении.
Цель курсовой
работы «Роль церкви в управлении
государством Киевская Русь» – изучить
становление православия в «
Задачи курсовой работы:
1. Показать становление христианства в Киевской Руси.
2. Изучить верования
славян до принятия
3. Показать роль
церкви в управлении
Проблема курсовой работы заключается в исследовании роли церкви в государственной и общественной деятельности.
Актуальность данной темы в том, что история церкви неотделима от ис-тории государства и права, от истории общества. И, зная историю христианст-ва, мы в полной мере пополним наши знания о истории России.
Источниками наших знаний являются:
1. «Повесть временных
лет» – ее автором традиционно
считается Нестор, монах Киево-Печорского
монастыря, древне-русский
2. «Сказ Илариона»
– написана древне-русским
3. «Слово о
полку Игореве» – в нем
В работе была использована литература:
1. Бурдовиц Е.У.
Общая политическая мысль
2. Платонов А.Н.
Полный курс лекций − в
3. Как была
крещена Русь – книга
4. Кулаков А.Е.
Религии мира – книга дает
подробную характеристику
5. Клибанов А.И.
Русское православие: вехи
6. Громов Ф.Д.
Киевская Русь – в книге
рассказывается о Киевской
7. Рыков О.М. Русская церковь в IX веке – дается описание церкви в IX веке.
8. Любавский
М.К. Лекции по древней
9. Введение христианства
на Руси – в книге
10. Вернадский Г.В. Киевская Русь − книга посвящена периоду от прихо-да варягов до монголо-татарского нашествия.
1. Крещение Киевской
Руси
1.1. Социальные
предпосылки крещения Руси
В конце X в. ориентация влиятельных социальных групп Киевской Руси на христианство, усилилась и завершилась принятием этой религии в качестве официальной, государственной, хотя до ее господства над умами всего населе-ния страны было еще далеко. В IX в. у славянских племен, намечается конец первобытнообщинной формации и одновременно начало феодальной. Наступил ранний феодализм, продолжавшийся до конца XI столетия. Ранний феодализм вместе с поздней первобытностью составляет единый период − подобные пе-риоды в историческом материализме и марксистской философии истории при-нято обозначать как переходные. Как и всякое переходное социальное состоя-ние, этот период характеризовался остротой противоречий, неустойчивостью, разнонаправленными тенденциями общественной жизни. Феодальный способ производства формировался еще в первобытнообщинной формации − в течение VI−VIII вв. С IX в. ведущая роль в экономике, а следовательно, и в системе производственных отношений перешла к нему. Но во времена раннего феода-лизма он не был единственным способом производства. Наряду с ним сущест-вовали и активно функционировали также первобытнообщинный и рабовла-дельческий, возникший, как и феодальный, в недрах первобытного общества. Подобно поздней стадии первобытнообщинной формации, ранняя ступень фео-дальной оставалась многоукладной, но ведущую роль при этом стал играть феодальный уклад. Борьба между различными укладами не прекращалась, и успех, которого добился феодальный уклад, не был пока что ни полным, ни окончательным. Сложись условия неблагоприятно для феодального уклада, − и общество могло бы быть отброшено назад, к первобытности, либо развиваться путем разрастания и усиления рабовладельческого уклада.
Классическим вариантом формационной смены был именно рабовладель-ческий путь развития. Социальный прогресс восточного славянства не был та-ковым, он отклонялся от столбовой дороги истории. Это стало возможным лишь потому, что на социальной арене имелась уже феодальная формация. К IX−X вв. феодальный мир охватывал огромную зону в Европе, Азии, Северной Африке. Он постоянно втягивал в свою орбиту все новые общности, социаль-ная зрелость которых позволяла им порывать связи с первобытностью.
Вместе с тем возможности развития к рабовладению у таких народов, ко-торые соседствовали с феодальным миром, сокращались. Для рабовладельче-ского общества необходим был постоянный приток рабочей силы извне из-за невыгодности воспроизводства ее внутри самого этого общества. Рабовладель-ческое общество и его окружение составляли поэтому определенное единство. Соседство феодального мира со свойственной ему государственной организа-цией отнюдь не способствовало что росту формирующегося рабовладельческо-го уклада.
Рабовладение у восточных славян, пополнявшееся за счет войн, сущест-вовало с VI в., оставаясь, однако, на уровне патриархального. Сформировав-шийся рабовладельческий уклад так и не стал ведущим в системе экономиче-ских и социальных связей, хотя и способствовал выделению и усилению знати.
Таким образом,
общие тенденции истории
Утверждение в
Восточной Европе феодальной формации
было ознамено-вано сдвигами не только
экономического, но и политического
порядка. Испод-воль складывавшиеся у
восточных славян элементы государственности
привели к образованию
Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси, просущество-вавшая около полутора веков, имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. Но отсутствовал третий существенный компонент формации − феодальная идеология. Взгляды, соответствующие фео-дальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Они не были оформлены идеологически, не представляли системы. Отдельные идеоло-гические установки, создававшие прецеденты, являлись все же не более чем неполноценными заменителями такой идеологии. Надобность в ней была вели-ка, что остро ощущалось в верхах общества.
Мог ли этот вакуум заполниться самопроизвольно, стихийно? И если нет, то что же препятствовало этому?
Известно, что
социальные изменения непременно влекут
за собой сдвиги в религиозном
сознании, приводят к его перестройке,
одну форму религии за-меняют другой,
находящейся в большем
К IX−X столетиям
славянское язычество пережило уже
многовековую ис-торию и успешно
преодолело один значительный исторический
барьер. Вместе с социальной дифференциацией,
выразившейся в появлении элементов
рабо-владения, произошло изменение
языческих религиозных
Новая форма религии складывалась, не отрицая, не разрушая прежнюю, а всего лишь перестраивая, вернее, достраивая ее. Новый комплекс верований, определявших теперь суть религии, составил ее верхний слой; прежний же комплекс не исчез, а сохранялся под ним. Олицетворения, свойственные перво-начальной стадии религиозного развития, продолжили свое существование в религиозном сознании на правах сущностей низшего порядка.
Следующий этап религиозных преобразований, связанный с генезисом феодализма, также не обошелся без наслоения одних верований на другие, но здесь явственно обнаружилось и иное явление религиозного развития − разрыв между старыми и новыми представлениями, отрицание одних другими.
Информация о работе Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века