Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:15, реферат
В первой главе «Крещение Киевской Руси» рассматриваются предпосыл-ки принятия христианства Киевской Русью и крещение князя Владимира, дает-ся краткая информация о поклонении древних славян.
Во второй главе «Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью» рассматривается значение принятия христианства для Киев-ской Руси и роль церкви в государственном управлении.
Введение
1. Крещение Киевской Руси
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси
1.2. Крещение князя Владимира
Вывод по главе 1
2. Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью
2.1. Формирование церковной юрисдикции
2.2. Действия церкви в государственном управлении
Заключение
Вывод по главе 1
Вывод по главе 2
Источники и литература
К главе 1
К главе 2
Второй период
начинается с рубежа XI и XII вв. и включает
XII и XIII вв. Он отмечен появившейся
и резко возрастающей церковной
земельной собст-венностью, которая
превратила организацию христианского
культа в привиле-гированного феодала.
Передача земель церковным учреждениям
сопровожда-лась запретом передачи, в
том числе перепродажи, их в другие
руки, который в благоприятных
условиях сохранял юридическую силу
в течение жизни многих поколений,
что расширяло церковную
Первоначальная
политическая и организационная
структура древнерус-ской церкви возникла
значительно раньше 1037 г − отмеченного
летописью времени закладки существующего
киевского Софийского собора, считающего-ся
по традиции датой возникновения
митрополии. Изучение византийского
Пе-речня митрополий около 1087 г., хорошо
информированного источника, пока-зывает,
что митрополия «Росиас» была основана
после 969−970 и до 997 г. Возможно, что
это произошло в 996 г. или летом
995 г . Анализ других сообще-ний −
«Слова о законе и благодати» митрополита
Илариона, хроники Титмара
Существование митрополии предполагало право на самостоятельную церковно-административную деятельность во внутренних делах своей епархии, право на учреждение епископских кафедр и рукоположения для них епископов и в то же время непосредственное подчинение ее Константинопольской патри-архии и императору.
В течение XII −
первой половины XIII в. структура церковной
организа-ции продолжала развиваться:
появились епископии в
Начало феодальной
раздробленности на Руси и установление
после смер-ти Ярослава триумвирата
князей: Изяслава в Киеве, Святослава
в Чернигове и Всеволода в
Переяславле − привели к
Создание двух новых митрополий на Руси было значительным политиче-ским успехом сыновей Ярослава, навстречу требованиям которых пошел Кон-стантинополь. Изменение в соотношении сил основных политических деятелей Руси после смерти Святослава в 1076 г. сделало раздробление церковной власти излишним и не отвечавшим интересам княжеской власти. Традиционные связи Всеволода с Византией помогли ему, когда он стал киевским князем, объеди-нить церковное управление на Руси в руках подвластного ему митрополита.
Попытка создания на Руси наряду с Киевской митрополией другой, про-тивопоставленной ей, была предпринята князем Андреем Боголюбским в 60-х гг. XII в. Однако эта попытка не удалась. Политика владимирского князя, стре-мившегося к объединению Руси и действовавшего в тесной связи с местным церковником, кандидатом в митрополиты, и не могла получить одобрения и признания со стороны императора и патриарха.
Среди русских
епископских кафедр XII − начала XIII
в. только новгород-ская получила титул
архиепископии. Возникновение этого
института можно, вероятно, связывать
с деятельностью владыки Ивана
Попьяна (1110−1130), ко-торый называется
архиепископом в летописных сообщениях
о его деятельно-сти. В годы пребывания
его на кафедре созревают условия,
которые вскоре привели к оформлению
республиканского строя Новгорода,
но очень правдо-подобна гипотеза
В. Л. Янина о том, что с этим
владыкой связана попытка по-лучения
новгородской кафедрой автокефалии, нашедшая
выражение в изобра-жении и
надписи на его печати. Судя по вынужденному
уходу архиепископа с кафедры, замене
его присланным из Киева Нифонтом
и запрету его поминания, эта
попытка оказалась неудачной. Однако
развитие Новгорода по республикан-скому
пути, которое было необратимо, не только
сохранило за местными вла-дыками новый
титул, но и привело к изменению
процедуры их поставления. Начиная
с наследника Нифонта Аркадия (1156),
новгородские иерархи избира-лись на
месте, а не назначались из Киева,
но митрополит сохранял право их хи-ротонии.
Не ясно, почему право на титул архиепископа
новгородские владыки получали не всегда
с поставления, но иногда после какого-то
времени епископ-ского
2.2. Действия
церкви в государственном
Выражением сотрудничества великокняжеской и церковной организации является формирование в первой половине XI в. широкой церковной юрисдик-ции, охватывающей дела о браках и разводах, взаимоотношениях в семье, кон-фликты, связанные с охраной чести, некоторые наследственные дела, внутри-церковные конфликты. Они осуществлялись епископскими чиновниками, через руки которых проходила вся масса бытовых дел семейной жизни, а также дела, обусловленные заменой традиционных общинных брачных норм и обычаев но-выми христианскими нормами классового общества.
Развитие общества
на Руси еще до принятия христианства
привело к воз-никновению классового
строя и государства, к возникновению
и развитию древнерусского права. Необходимость
защищать усиливающихся феодалов −
князей, их дружинников, подавлять выступления
против нового строя вызывала появление
соответствующих отраслей права
и норм, вошедших затем в Рус-скую
Правду или оставшихся в форме
обычая (ограничение и замена кровной
мести за убийство государственным
наказанием, ответственность за нарушение
прав собственности). Это была первая
ступень в формировании публичного
права феодализирующегося государства,
ограниченная нуждами и возможно-стями
сравнительно еще слабой экономически
и политически княжеской вла-
К концу XII в. церковь
расширила свои права и на такой
городской ин-ститут, как служба
мер и весов. По договору Смоленска
с Ригой 1229 г., проек-ту договора Новгорода
с Любеком и Готским берегом
1269 г., по уставам Вла-димира и Всеволода
епископские кафедры стали
Характерной чертой
взаимоотношений государства и
церкви в Древней Руси стало существование
наряду со светскими сферами юрисдикции
(княже-ской и городской) такой обширной
сферы, как церковная, в основном
епископ-ская. Круг дел и нормы
каждого из этих широких ведомств
были зафиксирова-ны в соответствующих
кодексах: с одной стороны −
в основном в Русской Правде и
отдельных записях права (но продолжали
существовать и в форме правового
обычая), с другой − в уставах
князей Владимира и Ярослава и
также отдельных записях. Вместе
с тем церковь пользовалась в
качестве вспомога-тельного источника
права византийскими
Естественно, что
ослабление непосредственной экономической
зависимо-сти церковной
В ранний период
становления церковной
Церковь через ее руководителей – епископов и настоятелей монастырей – обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью ус-тановление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примире-ние противоборствующих народных партий.
Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киев-ский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епи-скопский престол оказывался вакантным. При Владимире на Руси было осно-вано восемь епархий. С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собствен-ном княжестве. Накануне монгольского вторжения на Руси уже было пятна-дцать епархий.
В 1051 г. Ярослав
совершил смелую попытку установить
независимость Русской Церкви от
Константинополя. По его инициативе
Собор русских епи-скопов избрал
русского, всем известного Илариона, митрополитом
Киевским. Он не был признан
С 1165 г. епископ
Новгорода носил титул
Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представите-лями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.
Кроме того, были
особые случаи, когда даже люди, не являющиеся
пред-ставителями Церкви, подчинялись
юрисдикции епископа. К этой категории
от-носились преступления против Церкви
и религии, семейные конфликты, а
так-же случаи, связанные с моральными
провинностями. Списки подобных дел
бы-ли включены в так называемые
«Церковные уставы», большинство из
которых известно только в более
поздних и неофициальных
Информация о работе Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века