Контрольная работа по «Геополитике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание

1. Основные категории и законы геополитической теории.
2. Геополитические идеи в российской географической и исторической науках.
3. Континентальное направление в геополитике.
4. Что является основным объектом геополитических исследований?
5. Оценка влияния и могущества ведущих держав мира в иерархии современных международных отношений.
... Задание № 3 Назовите и обоснуйте, каким государствам может быть отдано геополитическое предпочтение России при формировании континентальной "Евразийской Империи".

Работа состоит из  1 файл

геополитика1.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Геополитика изучает  государство в основном в его  отношении к окружению, прежде всего к пространству и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф.Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.

Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлении.

Политолог Э.А. Поздняков  утверждает, что геополитика главное  внимание направляет на раскрытие и  изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.

Геополитика рассматривает  пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична  по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму - англо-американскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.

Геополитика все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится возможным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов.

Одной из основных категорий  геополитики является пространство. Поскольку еще Ратцель предлагал рассматривать пространство государств в динамике то, основным объектом геополитических исследований можно определить геополитические процессы, т.е. такие процессы, которые являются причиной и следствием взаимоотношений больших географических пространств, больших культурных миров, носят континентальный или всемирный характер. Геополитические процессы всегда начинаются с изменений в культурной сфере. Процесс познания, рост духовной культуры через научные открытия ведут к созданию новых представлений о мире. Развитие материальной культуры происходит путем приспособления человека к природе, а затем приспособления природы под потребности и прихоти людей.  

Геополитические процессы вытекают из роста и усложнения духовной и материальной культуры. Рост культуры того или иного общества на определенном этапе неизбежно приводит к образованию государства - важнейшего понятия геополитики. Государства с ростом и усложнением культуры общества, а это составная часть государства, испытывая внутреннее культурное давление, стремятся к расширению своих границ.  

    Геополитические процессы ведут в конечном счете к перекройке мира, к переделу его структуры, к переносу государственных границ и разделу сфер влияния между наиболее сильными и приспособленными государственными организмами - великими державами.    

 При своем зарождении  в конце XIX в. геополитика столкнулась  не только с определенными  географическими представлениями,  но и определенной политической  реалией - геополитической картиной мира, которая тогда представляла, с одной стороны, равновесие сил мощных держав - метрополий, с другой - огромные территории колоний, не являясь при этом завершенной и окончательной. Под ней понимается определенное соотношение сил, мощи субъектов геополитики, каждый из которых владеет и контролирует определенную территорию и акваторию.  

 Геополитическая картина  мира всегда находится в состоянии  трансформации не только из-за  переноса тех или иных границ, т. е. вследствие территориального  роста государств, но благодаря колеблющемуся соотношению сил между ведущими державами, а значит, невозможно говорить об изучении геополитики без понимания динамики геополитических процессов.    

 С точки зрения территориальных изменений первостепенное значение имеет пространственный рост: образование империй путем завоевания соседних стран, освоение или захват территорий, находящихся на других континентах, и создание колониальных империй, образование политических блоков или военных коалиций - все это меняет границы, перемещает точки политического и военного противостояния.   

 С позиций качественных изменений, происходящих внутри каждой страны, первостепенное значение для геополитического анализа имеет их экономическая и военная мощь. Именно это, по крайней мере до XX в. включительно, было главным показателем политического «веса» страны, ее международного статуса, по данному показателю и отделяются великие державы от «малых», ранжируются великие державы, каждая из которых «должна знать свое место», понимать свою роль в мировой иерархии.

В связи с вышеизложенным следует согласиться с тем, что  основным объектом геополитических  исследований можно считать геополитические  процессы.

 

  1. Оценка влияния и могущества ведущих держав мира в иерархии современных международных отношений.

 

Определение позиции  страны в мировой иерархии - важная задача для государственной политики и корпоративного стратегирования. Рейтинг страны по тому или иному показателю учитывается в формулах инвестиционных решений игроками глобального рынка, влияет на ее репутацию, на ее самоидентификацию и представление о своем настоящем и будущем.

Рейтинги, формируемые  рядом организаций, имеют всемирное  признание. Однако проблема ранжирования остается сложной и по методологии разрешения, и по технологиям информационного обеспечения. Лучший способ повысить качество такой оценки - исключить монополизм на данном рынке и стимулировать надлежащий уровень и добросовестность конкуренции рейтингов.

В настоящее время наиболее близким к реальной оценки ситуации представляется «Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира», поскольку информация, отраженная в докладе, прошла экспертную оценку в Балканском, Британском, Германском, Итальянском, Китайском, Российском, Североамериканском, Центрально-Азиатском, Южно-Кавказском отделениях Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета и Международной академии исследований будущего.

Методологической основой проекта является аппарат многофакторной модели «Стратегическая матрица» и использование элементов теории нечеткой логики, теории графов, сценарного метода.

Такая методология обеспечивает применение единой инструментальной базы как для исследования истории  государств, так и для составления прогноза их развития. Построение стратегической матрицы многофакторного анализа исходит из того, что развитие страны (государства) происходит под влиянием набора факторов, каждый из которых оказывает разноплановое воздействие на большую социоприродную систему, которую представляет собой государство. Эти факторы сведены в большие группы, каждая из которых условно представлена в виде одного фактора, отражающего совокупное влияние на развитие системы всех переменных данной группы. Хотя воздействие этих факторов постоянно меняется, для представления результатов исследования в конкретной временной точке используются статические значения факторов, достигнутые в конкретный период времени и оцениваемые по специально разработанным критериальным шкалам. Модель стратегической матрицы является развитием методологии многофакторного анализа, социальной динамики, существенный вклад в разработку которой внесли Н. Кондратьев, П. Сорокин, И. Пригожин. В настоящее время уровень разработанности методологии многофакторного анализа «Стратегическая матрица» позволяет говорить о ее универсальном характере, поскольку она применима для исследования уровня развития государств в различные исторические периоды и выявления возможных конфигураций их взаимного влияния в обозримой перспективе.

Оценка статуса и прогнозной динамики процесса государственного развития осуществляется в модели стратегической матрицы по девяти базовым факторам: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, армия (вооруженные силы) и внешняя политика (геополитическая среда).

Исследованиями, проведенными в отношении исторической динамики и прогноза развития по более чем 50 странам, выявлено, что одни факторы обнаруживают сравнительно меньшую, другие - сравнительно большую амплитуду изменений. К первым относятся территория, природные ресурсы, население, ко вторым - внешняя политика и синтезирующий все эти элементы фактор управления, который находится в зависимости от качества лидерства и эффективности системы государственного управления и ее координации с корпоративным и общественным управлением.

Использование многофакторной модели позволяет судить об устойчивости государства, рассматриваемого как большая система. Чрезмерное развитие одних факторов при существенном отставании других создает риски дестабилизации системы. Идеальная модель устойчивого развития государства - многогранник, вписанный в круг, с равномерным и по возможности более развитым уровнем факторов его мощи. Безусловно, в различные периоды у стран возникает потребность ускоренного развития как необходимого условия сохранения жизнеспособности системы. При этом государство должно идти на форсированную эскалацию значений отдельных факторов с целью формирования импульса развития. Но и при этом желательным состоянием остается достижение на более высоком уровне баланса факторов с компенсацией, при необходимости, слабости одних факторов повышенными значениями других.

Функции управления в  этом случае отводится ключевая роль мобилизации ресурсов страны для  достижения амбициозных целей ускоренного, прорывного развития. Реализация задачи в этом случае требует разработки эффективной стратегии активизации факторов, обеспечивающих реализацию сценария ускоренного развития: экономики, науки и образования, внешней политики.

Сознательное форсирование динамики системы в интересах  ее ускоренного развития невозможно без общественного согласия в отношении целей и механизмов реализации стратегии ускоренного развития. В этом контексте культурно-духовной сфере развития общества отводится ключевая роль в обеспечении успеха любых реформ, нацеленных на модернизацию страны.

Помимо перечисленных  девяти базовых факторов в рамках используемой методологии применяется интегральный показатель мощи ИПМ (integral power indicator — IPI) государства, позволяющий обобщить полученные значения девяти факторов государственной мощи.

Значения интегрального  показателя мощи государства определяется как:

где - статус государства по фактору m для момента времени .

Исследование рейтингов 50 ведущих государств мира, проведенное  на основе методологии стратегической матрицы, дало следующие основные результаты:.

1. Тройка лидеров мирового  развития, включающая США, Европейский  Союз и Китай в останется  к 2025 году неизменной, хотя ИПМ  США и ЕС несколько уменьшатся.

2. Состав сегодняшней  «Большой десятки» по ИПМ наиболее мощных стран и их объединений (США, ЕС, Китай, Россия, Индия, Германия, Франция, Бразилия, Япония, Великобритания) к 2025 году также останется неизменным, или Великобритания опустится на две позиции до десятого места, пропустив вперед Бразилию (восьмое место) и Японию (девятое место).

3. Россия по рейтингу  ИПМ сегодня занимает четвертое  место в мире и сохранит  его к 2025 году. Причем по этому  интегральному показателю Россия  к 2025 году вплотную приблизится  к Китаю. Однако следует подчеркнуть, что существует и риск приостановления экономического роста России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, если она не сможет обеспечить его сбалансированность и диверсификацию. Кроме того, оптимистический прогноз развития России определяется возможностями совместного геополитического и геоэкономического сотрудничества России с Китаем и России с Индией.

4. По результатам прогнозной  динамики страны мира разделились  на шесть групп по состоянию  на 2025 год: 

а) страны с сильным абсолютным и относительным ростом ИПМ - Казахстан, Вьетнам, Таиланд;

б) страны с заметным абсолютным и относительным ростом ИПМ — Индонезия, Мексика, Украина;

вc) страны с абсолютным ростом ИПМ, сохраняющие сегодняшний статус — Россия, Индия и Китай. К ним близки страны с существенным ростом ИПМ и позитивным прогнозным сдвигом рейтинга — Бразилия, Иран и Япония;

г) страны с абсолютным и относительным падением ИПМ — Израиль, Пакистан, Узбекистан, Норвегия;

д) страны с абсолютным падением ИПМ, сохраняющие рейтинговый статус, — США, ЕС и Франция;

е) страны, чьи ИПМ и рейтинг изменяются незначительно.

5. Исследование показывает, что появились некоторые признаки  того, что мировая экономика возвращается  к ситуации, которая имела место  в течение нескольких тысяч  лет до середины XIX века. После короткого перерыва продолжительностью в 150 лет Китай и Индия в XXI веке вновь заявляют о себе и восстанавливают свое положение крупнейших мировых экономических держав. В настоящем прогнозе наибольшую тревогу вызывает то, что бедные страны скорее всего останутся бедными.

Информация о работе Контрольная работа по «Геополитике»