Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:45, контрольная работа
1. Основные категории и законы геополитической теории.
2. Геополитические идеи в российской географической и исторической науках.
3. Континентальное направление в геополитике.
4. Что является основным объектом геополитических исследований?
5. Оценка влияния и могущества ведущих держав мира в иерархии современных международных отношений.
... Задание № 3 Назовите и обоснуйте, каким государствам может быть отдано геополитическое предпочтение России при формировании континентальной "Евразийской Империи".
Динамизм современного глобального капитализма, отраженный в стратегической матрице, означает: богатые страны останутся богатыми в результате процесса развития с обратной связью, создающего круг удачи, в котором взаимодействия между развивающимися экономикой, управлением, образованием, наукой, технологиями и культурой усиливают друг друга; в это же время бедные страны оказываются в порочном круге, в котором переменные факторы стратегической матрицы взаимно угнетаются, и бедность порождает бедность. Существенный продукт бедных стран - наркотики и терроризм - будет по-прежнему дестабилизировать мировую экономику. Геополитические факторы связывают порочный круг и круг удачи, приводя к риску возникновения хаоса.
6. Развитие мировой экономики в конце ХХ века во многом зависело от США. В XXI веке оно будет зависеть от двух факторов: США и экономик группы BRIC, особенно Индии и Китая. Снижение значимости объемов потребления США в мировом спросе в последние годы компенсировалось ростом инвестиций Китая и Индии. Рост мировой экономики был сохранен на исторически высоком уровне, и Россия извлекла выгоду из экономической ренты, полученной в результате беспрецедентного повышения цен на нефть и другие виды сырья. На экономическую и торговую деятельность влиял рост населения в Азии. В экономике Китая в последнее время наблюдаются признаки чрезмерного ускорения экономического развития. Но в ближайшем будущем рост мировой экономики будет замедляться из-за ограничений спроса в Китае.
7. Все сценарии глобального развития обременены рисками.
Следует особо отметить три глобальных группы риска:
а) Ресурсы и экология. Риски экологии в ближайшее 20-летие состоят не только в глобальном потеплении, которое является важной, но разрешимой проблемой. Более опасно непримиримое соперничество за обладание дефицитными ресурсами, особенно водой. Так, темпы экономического роста на 8—10% в год предполагают удвоение мирового производства и (при увеличении населения) удвоение использования дефицитных ресурсов к 2025 году.
б) Марксизм в среднем классе. В странах «Большой восьмерки» можно ожидать радикализации среднего класса из-за относительного снижения уровня его доходов и возможности повторного усиления марксистских (левых) движений в этой среде
в) Перепроизводство и долги. Риск, заключающийся в чрезмерной производительности капитализма, является определяющим. Капитализм производит все возрастающие объемы товаров и услуг, для которых необходимо найти рынки. Опасность состоит в том, что, несмотря на рост мировых доходов и населения, спрос не может догнать предложение. Возникают два источника нестабильности: нестабильность из-за перепроизводства и приводящая к безработице; нестабильность, возникающая из-за долгов. Эти два фактора взаимозависимы. Не случайно недавний период быстрого экономического роста сопровождался увеличением задолженности. Если для продуктов капитализма необходимо найти рынки, то обязательно создается огромная задолженность для финансирования спроса. Большая задолженность богатых экономических держав финансируется высоким уровнем сбережений в Азии; это возможно благодаря скачкообразному росту новых финансовых инструментов.
В заключении приведем рейтинг 10 ведущих мировых держав:
Рейтинг в настоящее время |
Государство |
Рейтинг в 2025 г. |
Изменение рейтинга |
1 |
США |
1 |
● |
2 |
ЕС |
2 |
● |
3 |
Китай |
3 |
● |
4 |
Россия |
4 |
● |
5 |
Германия |
6 |
▼ |
6 |
Франция |
9 |
▼ |
7 |
Великобритания |
8 |
▼ |
8 |
Индия |
5 |
▲ |
9 |
Япония |
10 |
▼ |
10 |
Бразилия |
7 |
▲ |
Следует также отметить, что такой прогноз имеет своё будущее лишь при самом благоприятном развитии событий. ЙТИНГЗМЕНЕ
РЕЙТИНГА
Начиная с 1976 г. после смерти Мао Дзедуна, главой государства становиться Дэн Сяопин., получивший в наследство Срединное Царство в не самом лучшем состоянии. Последствия культурной революции, коммунистических экспериментов, Большого скачка ослабили экономику Китая, сказались на его политической позиции. Руководством Китая принимается решение о реформировании каждой части китайской жизни, которое нашло свое отражение в постановке цели четырех реформ, начатых еще в 1975 г - модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки, техники и национальной обороны – достижению Китаем статуса мировой державы, включение страны в сообщество промышленно развитых государств.
Китай на протяжении своей 3300-летней истории неоднократно демонстрировал свою способность реформировать внутренний уклад своей жизни, оставляя традиционные устои общества нетронутыми. Так случилось и с реформами 1970-1990- х гг. При соблюдении общей линии коммунистической партии Китая были предприняты беспрецедентные меры либерализации экономики.
Так в частности, первой была проведена сельского хозяйства, предусматривающая образование фермерских хозяйств с предоставлением им права аренды земельных участков и предоставления им хозяйственной инициативы. в эту реформу в качестве основы экономической рентабельности сельскохозяйственного производства был заложен принцип личной заинтересованности отдельного производителя в конечном результате своего труда. Это была реформа, в частности, сельскохозяйственного производства не на технологическом уровне, а на уровне принципов товарного социалистического производства. Сельскохозяйственная реформа стала, по сути, первой ступенью на пути Китая к его современному могуществу.
Вслед за сельскохозяйственной реформой была развернута «реформа цен» т.е. переход от планового ценообразования к либерализации цен. Однако, следует отметить что, в отличие от подобной ситуации в России в 90-е гг., этот процесс китайское руководство не выпустило из-под своего контроля. На фоне достаточно мягко и компромиссно выглядевшего коммюнике 3-го пленума ЦК КПК 13-го созыва (доклад на пленуме делал Чжао Цзыян, соответственно, в коммюнике было включено положение, что без реформы цен создание основ новой хозяйственной системы невозможно) практические шаги по «оздоровлению и упорядочению», предложенные Госсоветом, были весьма жесткими и необычайно оперативными. Среди них - решение об упорядочении компаний, особенно финансовых и в сфере обращения, прямой запрет Народного банка Китая на банковское кредитование целого ряда объектов и сфер деятельности, комплекс мер по упорядочению цен с прямым запретом в ряде случаев на любое повышение цен (например, на нормируемую свинину), ограничение покупательной способности организаций и т.д.
Была проведена реформа крупных и средних государственных предприятиям, явно выпадавшим из общего оживления хозяйственной жизни. В сентябре 1991 г. Были объявлены 12 направлений содействия улучшению внешних условий хозяйствования госпредприятий (включая сокращение директивного планирования, снижение процентной ставки по кредитам, снижение ставки подоходного налога) и 8 направлений совершенствования деятельности самих предприятий, призванных обеспечить их поворот к рынку и повышение конкурентоспособности (контрактная система найма, переход к подряду на прирост имущества и по системе «затраты-выпуск» и т.п.). А в 1992 г. принимается специальное «Положение о смене механизма хозяйствования промышленных предприятий общенародной собственности». Активизируется и работа по реформе системы социального обеспечения, призванная ослабить социальное бремя государственных предприятий. Эти два направления занимают центральное место в проекте реформы хозяйственной системы на 1992 г., где также ставится задача создания оптовых рынков пищевого масла и сахара, многозвенной системы резервных фондов зерна. Декларируется и переход к системе двойного бюджета (бездефицитный бюджет постоянных расходов и строительный бюджет).
Наряду с перечисленными реформами проходила также реформа ВПК. Был критически проанализирован опыт развития ВПК в предыдущие десятилетия, когда отрасль строилась по образцу советской плановой системы и отличалась высокой степенью централизации. В условиях слабой китайской экономики и послевоенной разрухи эта модель сыграла положительную роль, позволив сконцентрировать усилия на ключевых объектах оборонной промышленности и в короткие сроки решить неотложные задачи по разработке и производству вооружений. Однако она уже не соответствовала условиям рыночных реформ. Кроме того, по мнению китайских аналитиков, прежняя система оказалась не в состоянии адекватно реагировать на постоянные изменения в военной стратегии, отвечая на новые повышенные требования к вооружениям и военной технике. Анализируя опыт СССР, в эпоху Дэн Сяопина в Китае пришли к выводу, что известные всему миру успехи советской высокоцентрализованной оборонной промышленности были достигнуты слишком дорогой ценой за счет развития гражданских отраслей экономики. Похожая с ситуация сложилась и в Китае. Обладая ограниченными ресурсами, страна прилагала большие усилия к созданию ядерного и термоядерного оружия, в то время как большинство гражданских отраслей отстало на многие годы. Обособленное положение ВПК препятствовало использованию имеющихся здесь передовых технологий в экономике страны. Стало ясно, что пора пересматривать соотношение экономического и оборонного строительства, коренным образом реформировать ВПК.
Мировой опыт реформирования ВПК состоит из двух групп мероприятий -- конверсии избыточных или технологически устаревших производственных мощностей и формировании новой структуры ВПК, отвечающей потребностям обороны в новых исторических условиях. Подобные преобразования осуществляются при активной поддержке государства, осуществляющего финансирование научных исследований, имеющих военное и общенациональное значение. В области конверсии при всем многообразии форм передачи технологий из военного сектора в гражданский и наоборот преобладающей является тенденция к использованию в обоих секторах универсальных технологий двойного назначения.
Китайское руководство последовательно осуществляло ряд реформ, которые с той же последовательностью решали стоящие перед ним задачи по достижению основной задачи – достижению Китаем статуса мировой державы.
С подъемом национального хозяйства в Китае государственным интересам страны стало тесно в его географических границах. Для защиты своих интересов вне собственных границ были пересмотрены геополитические концепции и определена новая геостратегическая линия КНР.
Великая китайская цивилизационная геополитика основывается на интегральной геополитической мощи государства. Она включает наряду с политической стабильностью, военной, экономической, технологической мощью, главную составляющую -силу духа и Великий порядок в душе. В этом отношении Китай является дважды «закаленным» государством - закаленным коммунистической идеологией и конфуцианством/буддизмом. Коммунистическую идеологию исповедует крупнейшая в мире политическая партия (73 млн. членов КПК). Это в Европе бродил призрак коммунизма, споткнувшийся на восточноевропейской равнине, а в Китае коммунистические идеи заложены в одном из течений древнекитайской философии. Что позволило Поднебесной, не отказываясь от своего прошлого, после проб и ошибок избежать заимствования чужой модели Запада, куда с завидным упорством и известным результатом рванулись некоторые новые независимые государства, образованные на обломках СССР. Современная китайская цивилизация решает геостратегические задачи в собственной, а не западной логике. И к этому в Европе, Америке и России пора привыкать.
Китайцы выступают против европоцентризма и американизма, направленных на «вмешательства во внутренние дела» под лозунгом борьбы за «права человека», трактуя их как элементарное право на кров и пищу. Их раздражает самодовольная уверенность американцев в превосходстве принципов западной демократии и культуры. В Великом Китае, чьи реформы стали для многих примером для подражания, немыслимо, чтобы иностранцы учили китайцев жить.
Современная интерпретация геополитики Пути
и Стены включает две составляющие. Концепция
«стратегических границ жизненного пространства»
подразумевает сосредоточенность на наращивании
геополитической мощи внутри Стены, ведущей
к единству государственных и цивилизационных
границ. Здесь Пекин следует завету Дэн
Сяопина во внешней политике -«выжидать
и не высовываться», что являются, по сути,
конфуцианской традицией. Вторая составляющая
Пути - «идти вовне» путем экономической
экспансии.
В геополитической стратегии «идти вовне»
главным союзником Пекина является мировое
этническое сообщество, получившее название
Большой Китай, включающий Китай-Континент,
Китай-Остров (Тайвань, Гонконг, Сингапур)
и Китай-Диаспору. По своей экономической
мощи (ВВП, рассчитанному по паритету покупательной
способности) это надгосударственное
образование или неведомая Западу транснациональная
корпорация сопоставима с США. Одним словом,
Большой Китай становится крупным самостоятельным
геополитическим игроком, способным с
помощью хуацао поставить мат на мировой
шахматной доске где-нибудь в тылах Запада
или евразийского пространства. Экономический
рост требует энергетических и других
ресурсов и усиливается китайскую экспансию,
прежде всего в Азии. Занимая первое место
в мире по добыче угля, на Китай приходится
35 % объема импортируемой нефти. Две трети
китайских городов испытывают дефицит
пресной воды. Возможно, в будущем запасы
пресной воды Байкала будут для Китая
важнее импорта нефти. Двадцать первое
столетие пройдет под девизом глобальной
конкуренции между тремя мировыми полюсами
экономического и технологического развития
в Северной Америке, Европейским Союзом
и Азиатско-Тихоокеанским регионом.