Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе .

Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе.

Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......2

1.Виды и типы этнических конфликтов

1.1Классификация этнических конфликтов……………………….….5

1.2Способы и формы регулирования этнических конфликтов…………………………………………………………………....9

Общая характеристика Северного Кавказа
2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа…....17

2.2 Геополитическое положение Северного Кавказ………………...23

3.Состояние и динамика изменений конфликтологической ситуации

на Северном Кавказе……………………..…………....……………....27

Заключение…………………………………………………………….….....38

Список литературы…………………………………………………….........40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. 4 КУРС doc.doc

— 383.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 1- Общеконфликтологические классификации конфликтов [1]. 
 

Основания классификации Типы  конфликтов
По  форме проявления и степени публичности Латентные и  актуализированные. Насильственные и  ненасильственные
По  качественным характеристикам Рациональные  и иррациональные. Интересов и  ценностей. С нулевой суммой и  с переменной суммой
По  коммуникативной направленности Горизонтальные (симметричные) и мер тикальные (ассимметричные)
По  особенностям протекания Открытые и  скрытые. Стихийные и спонтанные. Локальные и общие. Краткосрочные и затяжные
По  составу конфликтующих сторон Внутриличностные. Межличностные. Внутригупповые. Межгрупповые. Институциональные
По  возможностям регулирования Антагонистические и компромисс...... Конституционализированные и неким ституционализированные
По  функциональной значимости Конструктивные  и деструктивные
 
 
 

1.2 Способы и формы регулирования этнполитических конфликтов 

       В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний! Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять  твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического  характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные[17].

Хотя  в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти[14].

Такой вариант решения проблемы встречается  достаточно часто. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискредитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и содействием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Особенно  сложным в этом отношении является урегулирование и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости. Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического конфликта и перерастания его в форму насильственного противостояния сторон он проходит все стадии своего развития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами[12].

Обычно  этот вариант разрешения проблемы протекает  по двум возможным сценариям. Может  произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочетание обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Практика  нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многий десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.

Вторым  вариантом разрешения актуализированного этнического конфликта является взаимное поражение конфликтующих  сторон. Чаше всего такой результат  конфликта возникает, когда обе  стороны истощили свои силы в борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения также имеет высокую вероятность для последующей актуализации конфликта. Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время[11].

Согласно  данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

В течение  латентного периода для предотвращения конфликта прежде всего следует;

- добиться  практической реализации принципа гражданского

равноправия;

- в новых  национально-государственных образованиях  следует начинать свою деятельность  с нулевого варианта гражданства;  это значит, что все люди, живущие  на территории государства, должны  иметь возможность для получения гражданства;

- проводить  политику социально-экономического  выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;

- реализовывать  принципы федерализма равным  образом для всех этнических групп [6].

Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:

- создавать  этнически нейтральные подразделения  полиции и армии с определением  их четких функций и полномочий  в конфликтных действиях;

- организовать  подачу и изложение точной  и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации

- осуществлять  особый контроль за сохранностью  и движение оружия;

- максимально  строго преследовать по закону  организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнение приговоров.

В период активного течения конфликта  главной задачей является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:

- удаление  из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;

- предотвращение  раскола по этническому признаку  в государственных и силовых  структурах, обеспечивающих общественный  порядок;

- введение  особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

- создание  механизма прекращения боевых  действий и начале переговорного  процесса;

- проведение  комплекса мер по сведению  к минимуму количества человеческих  жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);

-  предотвращение  мародерства и военных преступлений. Наконец, четвертая фаза развития  конфликта предусматривает устранение  последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:

- дать  общую оценку последствий конфликта  и объявить программу (план) воссоздания  единства гражданского общества  в условиях национального примирения;

-  придать  восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);

- начать  общественный диалог всех этнических  групп для реформирования общества;

- отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта» [4].

Кроме того, все перечисленные способы  и методы регулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.

Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций ( от символических до военных) по отношению  к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.

Информация о работе Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе