Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе .
Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе.
Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе.
Введение……………………………………………………………….......2
1.Виды и типы этнических конфликтов
1.1Классификация этнических конфликтов……………………….….5
1.2Способы и формы регулирования этнических конфликтов…………………………………………………………………....9
Общая характеристика Северного Кавказа
2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа…....17
2.2 Геополитическое положение Северного Кавказ………………...23
3.Состояние и динамика изменений конфликтологической ситуации
на Северном Кавказе……………………..…………....……………....27
Заключение…………………………………………………………….….....38
Список литературы…………………………………………………….........40
За реализацию этих национальных интересов Россия, как ни одно государство в мире, платила и по сегодняшний день продолжает платить колоссальную цену[11].
Как верно было отмечено бывшим министром иностранных дел России А.В.Козыревым, 'и сегодня, спустя годы после распада Советского Союза, все республики в большей или меньшей степени своим экономическим выживанием обязаны помощи или субсидиям Российской Федерации. Ни у кого из истеричных защитников сверхсуверенитета - ни в самих бывших советских республиках, ни за рубежом - нет ответа на вопрос о том, какая еще страна или группа стран в мире готова была бы так же, как это делает сейчас Россия, поставлять государствам СНГ нефть и другие источники энергии, минеральное сырье да и многое другое, по существу, по заниженным ценам, в долг, который, как всем понятно, едва ли скоро будет возвращен. Если многие западные государства частенько говорят о том, что не готовы давать нам кредиты ввиду испытываемых ими финансово-экономических затруднений, то что же говорить о Российской Федерации. Такова правда о 'российском империализме', которую нам приходится разъяснять, когда речь заходит об усилиях России по восстановлению хозяйственных связей или налаживанию интеграционных процессов со странами СНГ [1, 36].
Продолжая характеристику геополитической ситуации в постсоветском пространстве, следует отметить, что наиболее сложным (в аспекте безопасности), нестабильным и конфликтным во всем бывшем СССР оказался Кавказ, на территории которого разразились и продолжаются до сих пор кровопролитный нагорно-карабахский конфликт, грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты, которые оказывают дестабилизирующее влияние на все соседние регионы. При этом кризис целого ряда процессов на Кавказе во многом обусловлен его геополитическим положением [7].
Итак, стратегическая значимость Кавказа для бывшего СССР и для России заключалась и заключается в том, что Кавказ является своеобразным связующим звеном между Европой и Центральной Азией, что он имеет выход к системе трех морей: Черного, Азовского и Каспийского.
В то же время другой особенностью Кавказа является своеобразная изолированность новых кавказских независимых государств и российских республик, что обусловлено отсутствием международных контактных узлов, где сходились бы границы нескольких государств, затрудненностью связи данных политических субъектов с внешним миром и между собой, сильной экономической, а теперь политической и военно-стратегической зависимостью от транзита через территории соседних стран.
Многие кавказские республики являются географическими тупиками, а именно: в Адыгею, Карачай, Черкессию можно попасть только через территорию собственно российской части Северного Кавказа, а в Балкарию - только через Россию и Кабарду. Путь в Ингушетию из России идет или через Кабарду и Северную Осетию или через Дагестан и Чечню. Чрезвычайно изолирована от внешнего мира и Армения. Это общее свойство геополитического положения Кавказа для российских республик усугубляется трудностью выхода к морю, физически такому близкому. Практически они полностью зависимы в этом отношении от России.
Кавказ
является единой геополитической системой,
и ее стабильность может быть обеспечена
только политическим единством всех народов
Кавказа. Поэтому главный геополитический
интерес России на Кавказе - сохранение
своей целостности и предотвращение угрозы
межнациональных распрей и даже вооруженных
конфликтов, так как обширные межэтнические
конфликты будут распространяться и на
чисто русские регионы. Конфликты (в первую
очередь - обе военные кампании в Чечне)
и социальная напряженность на Кавказе
оказывали сильное дестабилизирующее
влияние на весь юг России, поскольку питали
мощный поток мигрантов, что обостряло
и обостряет ситуацию в соседних регионах[3].
3. Состояние и динамика
В анализе таких крупных социально-политических коллизий, как конфликтологическая ситуация на Северном Кавказе, особую значимость имеет коллективная ее экспертиза со стороны ученых и управленцев, непосредственно причастных и имеющих опыт изучения таких ситуаций. Наряду со взглядом официальных структур и отдельных исследователей такой метод позволяет существенно разнообразить и углубить информационную картину конфликтологических процессов. В особенности, если экспертные оценки осуществляются в динамике по панельной схеме. Такого рода опыт имеется в Северо-Кавказской академии государственной службы. Первые его результаты уже докладывались на международной конференции, проведенной при участии фонда им. Ф. Эберта в 2003 г. и II международном конфликтологическом конгрессе в г. Санкт-Петербурге.
В июле 2006 г. информационно-аналитический центр СКАГС провел новый экспертный опрос и его предварительную обработку по оценке конфликтологической ситуации на Северном Кавказе. Опрошено 102 эксперта, представляющих 7 субъектов РФ ЮФО. По своему составу более 1\4 экспертов имеют ученую степень, около 40 % из них - научно-педагогические работники, около 30% - представляют политческие партии и общественные организации, 13 % - государственные и муниципальные служащие. Анкета эксперта 2006 г. частично совместима с анкетой эксперта 2003 г. и тем самым есть возможность сопоставлений как динамики оценок и мнений экспертов, так и динамики самой конфликтологической ситуации за прошедшие 3 года. Прежде всего привлекают внимание ответы на вопрос: наблюдается ли тенденция к урегулированию конфликтов и
снижению напряженности на Северном Кавказе в 2003-2006 года (см. табл. 1).
Таблица 1- Тенденция к урегулированию конфликтов и
снижению напряженности на Северном Кавказе в 2006-2009 года
Варианты ответов | % ответивших в | |
2005 г. | 2009 г. | |
|
8,9 | 16,7 |
|
61,4 | 60,0 |
|
21,8 | 13,3 |
|
3,0 | 3,3 |
|
4,8 | 6,7 |
Соотнесение
блоков «оптимистических» и «
Контент-анализ официальных документов и выступлений политических руководителей РФ, Представительства Президента РФ в ЮФО и руководителей субъектов РФ Северного Кавказа показывает, что оценки, высказанные на политическом уровне, вполне коррелируют с экспертной оценкой. В осторожной редакции эту позицию можно сформулировать так: «Конфликтологическая ситуация на Северном Кавказе поддается управленческим воздействиям, однако террористическое и радикально-политическое подполье пока действенно», что предопределяет не только дальнейшую интенсивную работу, но и требует перевода ее уже в другую - более многообразную в управленческом и ресурсном аспектах плоскость. Речь идет уже не о разрушении ударных отрядов радикально-националистических движений, а о разрушении их базы воспроизводства и нормализации всего уклада жизни населения. В этом аспекте интересны экспертные оценки. Они сконцентрированы прежде всего в ответах на вопрос: (см. табл. 2).
Таблица
2 – «Какие меры в разрешении конфликтов
в регионе требуют значительного усиления?»
|
Прежде всего обращает на себя внимание то, что рейтинговая оценка значимости предлагаемых мер за 3 последних года не изменилась. В то же время общая тональность оценок значимости мер упала в 2-3 раза, что можно объяснить тем, что прошел период завышенных надежд и наступил период реалистических оценок. За прошедшие годы уже многое удалось попробовать и в сфере экономических мер, и в области борьбы с преступностью, и в укреплении доверия власти в обществе. Практика показала, что при наличии позитивного эффекта в этих областях нужны более решительные и энергичные действия, рассчитанные на многие годы. Только так удается разрушить весьма солидную базу национал-радикализма, сепаратизма, ксенофобии и постепенно воссоздавать отношения доверия и терпимости в северо-кавказском социуме. При этом необходимо представлять, что в условиях острой экономической конкуренции, даже при резком снижении этнополитической напряженности, на Юге России могут быстро набрать силу совершенно новые угрозы, связанные с продвижением экономических интересов новых этноэкономических групп, заинтересованных в переделе ресурсов, территорий, собственности.
В анкете 2008 г. был заложен контрольный вопрос по отношению к вышеприведенному. Он звучал так: «Какие проблемы, на Ваш взгляд, должны быть в центре внимания властей в ЮФО?». Ответы на него экспертов в целом подтверждают уже обозначенные выше их оценочные позиции. Наиболее значимые видятся так (см. табл. 3):
Таблица
3 - Проблемы ЮФО.
Варианты ответов | % ответивших |
1. Экономики | 14,0 |
2. Безработицы | 10,0 |
3. Национальных отношений | 9,7 |
4. Преступности | 5,9 |
5. Молодежи | 5,9 |
6. Безопасности | 5,7 |
7. Терроризм | 5,5 |
Из обзора сопоставимых позиций 2005 и 2009 гг. следует еще выделить оценку уровня конфликтологических исследований в ЮФО и предлагаемых мер по повышению их качества.
В целом
оценка уровня конфликтологических
исследований невысока и значительных
изменений в ней за последние 3 года не
произошло. Общая картина представлена
в табл. 4.
Таблица
4 - Распределение
ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили
уровень конфликтологических исследований
в ЮФО?»
|
Информация о работе Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе