Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе .
Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе.
Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе.
Введение……………………………………………………………….......2
1.Виды и типы этнических конфликтов
1.1Классификация этнических конфликтов……………………….….5
1.2Способы и формы регулирования этнических конфликтов…………………………………………………………………....9
Общая характеристика Северного Кавказа
2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа…....17
2.2 Геополитическое положение Северного Кавказ………………...23
3.Состояние и динамика изменений конфликтологической ситуации
на Северном Кавказе……………………..…………....……………....27
Заключение…………………………………………………………….….....38
Список литературы…………………………………………………….........40
В терминах прежней эпохи общее название этой картины могло бы звучать так: «Ученые-конфликтологи еще в большом долгу перед государством». Правда, в отличие от прежних времен картина поддержки науки (в том числе и конфликтологической) приведена в гораздо большее соответствие с ее результативностью. На фрагментарность и разнобой в конфликтологических исследованиях государство ответило фрагментарностью и разнобоем в поддержке (не только финансовой). В то же время число уничижительных оценок эффективности науки со стороны чиновников растет не по дням, а по часам. Между тем значительного повышения качества конфликтологических исследований и, как следствие, качества прогнозов и управленческих рекомендаций можно ожидать лишь в случае усиления координирующих институтов, существенного укрепления фактологической базы, развития междисциплинарных связей и взаимодействия научных организаций и органов государственной власти как основного и наиболее заинтересованного заказчика по части прежде всего прикладных конфликтологических исследований и разработок. В целом спектр предлагаемых экспертами мер для повышения качества конфликтологических исследований в ЮФО обозначен ими при ответах на вопрос: (см. табл. 5).
Таблица 5 - «Что
необходимо предпринять для повышения
качества конфликтологических исследований
в ЮФО?»
|
Что касается современной оценки конфликтологической ситуации на Юге России (уже без сопоставлений с белее ранним периодом), то результаты экспертного опроса дают достаточно объемный материал для анализа.
Следует обратить внимание на два блока проблем: 1) собственно оценки остроты ситуации и факторов, влияющих на ее развитие и 2) каналы управленческого воздействия на конфликтные ситуации и степень их эффективности.
Оценка степени остроты национальных проблем в регионах ЮФО представлена в ответах на одноименный вопрос (см.табл. 6).
Таблица
6 - Какова, на Ваш взгляд, степень остроты
национальных проблем в ЮФО?
Варианты ответов | % ответов |
1.Высокая | 25,7 |
2.Скорее высокая | 49,5 |
3.Скорее низкая | 19,8 |
4.Низкая | 3,0 |
5.Затрудняюсь ответить | 2,0 |
В существенной мере ответы на этот вопрос коррелируют с позициями, приведенными нами в табл. 1. Прежде всего это обнаруживается при сопоставлении «пессимистических» и «оптимистических» ответов. Их баланс 3,5:1 в пользу «пессимистов», т.е. оценивающих конфликтологический фон как высокий. Правда, большая часть «пессимистов» обозначила его как умеренно высокий.
Любопытен
и приводимый расклад факторов, которые,
по мнению экспертов, в наибольшей мере
способствуют обострению межнациональных
отношений (см. табл. 7).
Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению,
в наибольшей
степени заинтересован в
Варианты ответов | % ответов |
1. Экстремистские политические партии и движения | 20,2 |
2. Экстремистские религиозные движения | 17,7 |
3. Амбициозные политические деятели | 16,1 |
4. Иностранные государства | 16,1 |
5. Коррумпированные чиновники | 11,5 |
6. Власть | 7,0 |
7.Криминалитет | 5,4 |
8. Олигархи | 4,1 |
Обращает на себя внимание весьма высокий удельный вес внутриполитических акторов (свыше половины ответов), который обозначен в оценках экспертов. В то же время в числе наименее выделяемых в настоящее время фигурирует сама государственная власть (7 %), олигархи (4,1 %), криминалитет (5,4 %), которые находились «на подозрении» в предшествующие периоды, как нуждавшиеся в атмосфере раздоров («разделяй и властвуй») и так называемой «мутной воды» (олигархи, криминалитет) -неупорядоченных отношений в обществе и между властью и обществом, весьма способствовавших быстрому обогащению, переделу собственности и возникновению большего числа «стрелочников» - субъектов и ситуаций, на которые можно все списать. Ныне, достаточно укрепившаяся власть и бизнес нуждаются все более в стабильной социально-политической обстановке и имеют большие возможности для ее достижения.
За прошедший
с начала 2000-х гг. срок, когда шел
процесс укрепления властной вертикали
и значительно укрепились возможности
стабилизационного воздействия на конфликтогенные
ситуации, сформировался слой руководителей,
которые прежде всего приобрели навыки
и опыт социальной стабилизации. Это не
преминули отметить эксперты (см. табл.
8).
Таблица 8 - Распределение ответов на вопрос: «Какие достоинства
и позитивные характеристики проявляются в работе современных
региональных
административно-политических элит?»
Варианты ответов | % ответов |
1.Умение разрешать конфликты, стабилизировать обстановку | 23,5 |
2.Решение социальных проблем в регионе | 18,1 |
3.Забота
о развитии национальной |
15,4 |
4.Патронирование развития предпринимательства | 14.1 |
5.Координация
действий различных групп |
9,4 |
6.Умение лоббировать интересы населения региона | 7,4 |
В
то же время эксперты выставили весьма
невысокие оценки опыту и умению
решать более глубинные социальные
и политические проблемы, а именно
те, при решении которых и
приобретается статус подлинной элиты
регионального и общенационального уровня.
Пожалуй, с точки зрения экспертов, к этому
статусу начинают приближаться Президент
РФ совместно со своими административными
структурами, ряд руководителей субъектов
РФ, ФСБ, прокуратура. О чем и свидетельствуют
экспертные оценки (см. табл. 9).
Таблица 9 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, какие из
нижеперечисленных
государственных органов,
и должностных лиц наиболее эффективно могут влиять
на стабилизацию
социально-экономической и
ситуации
в ЮФО?»
Варианты ответов | % ответов |
1.Президент РФ | 24,1 |
2.Руководители субъектов РФ | 15,2 |
3.ФСБ | 8,1 |
4.Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО | 7,5 |
5.Прокуратура | 6,0 |
6.СМИ | 5,8 |
7.Органы местного самоуправления | 5,5 |
Остальные инстанции упоминаются экспертами в менее 5 % случаев, что может быть отнесено к малозначимым и малозаметным факторам. Но дело не только в самих по себе инстанциях и организациях. Сейчас вопрос стоит о более эффективном межуровневом и межведомственном взаимодействии.
Об этом свидетельствуют ответы экспертов (см. табл. 10).
Варианты ответов | % ответов |
1. Вполне эффективно | 2,9 |
2. Эффективно | 3,9 |
3. Отчасти эффективно | 53,9 |
4. Не эффективно | 36,3 |
5. Затрудняюсь ответить | 3,0 |
Из табл. 10 видно, что лишь небольшая часть (менее 7 %) считает взаимодействие властей в разрешении конфликтов достаточно эффективным, в то же время большая часть расценивает его как неэффективное. Иными словами ныне данная проблема выдвигается на первый план. И, думается, речь идет не столько о координации усилий властей разного уровня по административной линии, сколько о своевременном и достаточном уровне передаваемых ресурсов, полномочий, поддержки для реализации значимых государственных решений в области стабилизации межэтнических отношений и отношений между отдельными субъектами РФ Юга России, а также и между муниципальными регионами.
Подводя
итоги сказанному, подчеркнем, что
экспертный анализ и оценка ряда текущих
и фундаментальных социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть урегулирования межнациональных конфликтов на Северном Кавказе заключается в рассмотрении предшествующих ошибок возникновения конфликтов.
В силу известных традиций политической культуры в России до настоящего времени:
· сохраняется авторитарный тип федеральности при сохранении некоторых элементов парламентского вида; ( Дагестан, Ставропольский край)
· отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий, обеспечивающих интеграционное развитие этих процессов; (Все субъекты Северного Кавказа)
Информация о работе Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе