Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:08, курсовая работа
Мы поставили себе цель: углубленно изучить, проанализировать, а также сравнить структуру и этапы образования Великобритании и США и выявить наиболее интересные по нашему мнению моменты.
Понимая всю необъятность выбранной темы, мы ограничили свои исследования следующими задачами:
1.Определить цели образования;
2.Изучить структуру образования и его этапы;
3. Выявить сходства и отличия;
4.Подробно изучить итоговые экзамены на получение документа о среднем образовании;
5.Провести параллель в образовании Великобритании и США.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Система образования в Великобритании ………………...стр.3-12
1.1 Образование в Англии…………. ……………………………………стр.3
1.2 Система руководства и финансирования школ…….........................стр.4
1.3 Дошкольное обучение……………………………………………......стр.4
1.4 Начальные школы……………………………………………….…....стр.4 -5
1.5 Средние школы…………………………………………………..........стр.5
1.6 Специализированные школы. ……………………….…..………......стр.5
1.7 Частные школы………………………………………..……..……….стр.6 -7
1.8 SEN – школы для детей-инвалидов и для отстающих в учёбе........стр.7
1.9 Учебный план в школах……………………………..........................стр.7 - 8
1.10 GSCE, или аттестат об окончании средней школы. ......................стр.8 - 9
Глава 2. Система образования в США…………………….…….......стр.9 -16
2.1 Начальное и среднее образование…………………….………….....стр.9
2.2 Начальная школа ……………………………………………….........стр.9
2.3 Средняя школа …………………………………………………........стр.9 -10
2.4 Типы средних школ …………………………………...…………......стр.10
2.5 Оценка знаний …………………………………………………….....стр.10
2.6 Получение диплома об окончании средней школы…………..........стр.10 -11
Результаты исследования ……………………………………………..стр.11-12
Выводы ……………………………………………………………..........стр.12- 13
Частные школы руководятся своими собственными органами управления, состоящими из школьного персонала, родителей учеников и представителей местной общественности. Согласно положениям о частных школах, руководящий орган подобной школы должен совместно с представителями церкви, директором школы и местными образовательными властями координировать правила и условия приема в школу, принимая во внимание свод правил, разработанный в 1999 году.
Все частные школы формально открыты для представителей любых религий. Однако на практике большая часть детей из католических семей учатся в школах, поддерживаемых католической церковью.
Частные школы Великобритании могут быть смешанными и однополыми (то есть только для девочек или только для мальчиков), они могут быть также городскими и загородными, специализированными и общего профиля, подготовительными (для детей от 7 до 13 лет) и высшей ступени (от 14 до 18), интернатного типа или только дневного обучения. В интернатах, или, как их называют, боардинг скулз, коих в Британии насчитывается сегодня 800, обучаются 80 тысяч детей, что составляет всего лишь 1% от общего числа Великобританских школьников. Из 7% учащихся частных школ формируется половина всех студентов Великобританских университетов. 9 из 10 выпускников частных школ получают вожделенную университетскую путевку в жизнь. Разницу в образовательных стандартах государственной и независимой от государства частной школы наглядно демонстрирует и следующая цифра: в 11-летнем возрасте экзамены за подготовительные или начальные классы успешно сдают 90% учащихся частных школ и лишь 62% из школ государственных.
Что же, однако, определяет разницу? Прежде всего, куда более крепкое материальное оснащение богатых частных школ, тщательно взыскательно селекционированный преподавательский состав, а также различие в школьных программах. Ведь, помимо финансовой независимости от государства, частные школы самостоятельны еще и в своих образовательных программах. Эти программы, в отличие от государственных школ, не спускаются директивно сверху, а разрабатываются на месте, с учетом особенностей данного конкретного учебного заведения. Как правило, в солидных частных школах изучается значительно больше предметов, чем в школах государственных. Здесь обыкновенно изучают греческий и латынь, историю, искусство и религию, классические цивилизации и современные иностранные языки, точные науки и прикладное искусство, музыку, драматургию и информационные технологии. Так в прославленном Итонском колледже математика и латынь, древнейшая история и информационные технологии преподаются в старших классах на уровне требований Кембриджского университета. Одна из планок знаменитой Радли скул – так же обеспечить всем выпускникам – знание информационных технологий на уровне требований Кембриджа. И это отнюдь не утопия, а достижимая реальность: достаточно сказать, что на 600 студентов Радли приходится 110 компьютеров с выходом в Интернет. В этой же школе находится одна из богатейших библиотек Великобритании по собранию классической литературы. Здесь же наличествуют высококлассные художественные мастерские, где осваиваются едва ли не все мыслимые прикладные искусства. Также здесь есть замечательные конструкторские студии, оборудованные по в последнему слову техники. Наконец – здесь есть всё, что необходимо подросткам для физического развития – гимнастический зал и стадион, несколько плавательных бассейнов, 20 теннисных кортов, поле для гольфа и собственная конюшня с собственной псарней, чтобы обучать любимому национальному спорту англичан – охоте. Столь же, если не более, роскошны материальные базы других прославленных частных школ - таких как Итон, Хэрроу... Как не трудно догадаться, государственным школам тягаться с ними нелегко.
Однако помимо всех вышеперечисленных
преимуществ частной школы
Как же происходит отбор учащихся в наиболее престижные паблик скулз в Великобритании? К примеру, чтобы попасть в Итон – вернее сказать, чтобы получить шанс в неё попасть – нужно записаться в эту школу за 10 лет вперёд – то есть в возрасте трёх лет. Причём это на худой конец. Лучше же всего записаться с рождения. Список соискателей огромен, а «лист ожидания» ничего не гарантирует. Родительские деньги – последнее из того, что обеспечивает попадание в Радли, первое - это способности кандидата. Этой школе требуется отыскать тех, кто способен думать и соображать, мыслить нестандартно и творчески. Одним словом, нужен высокий IQ (интеллектуальный уровень). Если тестирование выявляет его наличие, тогда соискателя ждет приглашение на финальный тест, который состоится через 2 года. Если финальный тест также пройден успешно, а характеристика от директора школы, где до этого обучался студент, вполне положительна, то тогда и только тогда вожделенные ворота Итона приветливо распахнутся и тринадцати-четырнадцатилетний интеллектуал облачится в студенческую мантию. Из 250 ежегодных выпускников Итона все 250 поступают в университеты. Да в какие! В престижнейшие американские университеты (Йельский, Гарвардский), в знаменитейшие европейские (Сорбонна) и, конечно же, в большинстве своем - в прославленные отечественные: Оксфорд, Кембридж и Юниверсити оф Ландон (иначе Лондонский университет).
1.8 SEN – школы для детей – инвалидов и для отстающих в учёбе.
На январь 2000 года в Англии и в Уэльсе 1.71 млн. учащихся школ были квалифицированы как учащиеся с особыми образовательными требованиями (special educational needs - SEN). Так принято именовать в Англии тех детей, которые испытывают особые трудности в учебе, в сравнении с большинством своих сверстников. В том числе из-за проблем со здоровьем, а также тех или иных отклонений в развитии. 60% учащихся этой категории проходят обучение в основных школах, однако к этим детям проявляется особое внимание, они вправе рассчитывать на дополнительную помощь со стороны преподавателей и на специальную методику обучения. Государственным школам предписывается необходимость разработки особой «политики» для детей группы SEN. Им также надлежит информировать об этой политике учащихся и их родителей. 40% SEN обучаются в спецшколах, предназначенных для подобного контингента.
Решение о необходимости определения ребенка в спецшколу вправе вынести местные органы образования. Однако если родители не согласны с подобным решением или с выбором для их ребенка, данной конкретной школы, они вправе обратиться с обжалованием решения в SEN - трибунал, занимающийся рассмотрением подобных вопросов. Вердикт этого трибунала считается окончательным в решении спорных вопросов касательно того, где и как будет обучаться ребенок с особыми образовательными требованиями.
В 1998 году правительство обнародовало программу действий с целью улучшить условия образования и создать максимально выгодные условия для учебы в школах и вузах, а также для дальнейшей карьеры тех, кто проходит по категории SEN.
1.9 Учебный план в школах.
Предметы, преподаваемые учащимся Великобританских государственных школ в возрасте от 5 до 16 лет, в основе своей определяются общенациональной школьной программой. Эта программа подразделяется на 4 ключевых этапа.
Первый этап (стадия 1) – для учащихся в возрасте 5-7 лет (1 -2-е классы); второй этап (стадия 2) – для учащихся 7-11 лет (3-6-е классы); третий этап (стадия 3) – для учащихся в возрасте 11-14 лет (7-9-е классы); четвертый этап (стадия 4) – для учащихся 14-16 лет (10-11-е классы). На каждом из четырех этапов преподаются предметы, считающиеся основными: английский язык и литература (в Уэльсе - также уэльский язык), математика, предметы естествознания (они объединены в Великобритании в единый предмет, именуемый Science и включающий в себя биологию, химию, физику), технология, физкультура и религия.
История, география, изобразительное искусство и музыка являются обязательными предметами, включенными в ранние стадии школьной программы. Иностранный язык появляется в школьном расписании на стадиях 3 и 4.
Существенным отличием школы Великобританской от школы российской является наличие в ее программе помимо предметов, обязательных для изучения, также тех дисциплин, которые выбираются учениками согласно их интересам и наклонностям.
Все государственные школы обязаны обеспечить учащимся возможность изучать религию. Местные органы образования несут ответственность за разработку этих программ для подведомственных им школ. В программах религиозного образования должно присутствовать изучение христианства, но также и других основных религий, которые исповедуют проживающие на территории Соединенного Королевства Великобритании граждан. Тем не менее, изучение религии не является обязательным, и по желанию родителей их дети могут быть освобождены от посещения этих уроков.
В государственных
1.10 GSCE, или аттестат об окончании средней школы.
Аттестатом, свидетельствующим о получении обязательного образования, является в Англии и в Уэльсе так называемый GSCE – General Certificate of Secondary Education. Для получения этого аттестата, или по-английски, сертификата, по достижению учащимися 16 лет и окончании 11 класса общеобразовательной школы, необходимо сдать выпускные экзамены. Разработкой экзаменационных программ занимаются специальные квалификационные комитеты (Qualification and Curriculum Authority), являющиеся независимы правительственными агентствами. Утверждает эти программы министерство образования страны.
В отличие от России в Великобритании принято проставлять оценки не цифрами а буквами. В Великобританской школе существует восьмибалльная система оценок. Успешным результатом считается получение таких оценок, как «А*», «А», «В», «С». Поэтому степень успеха той или иной школы в образовании измеряется числом учеников, получивших по результатам экзаменов GSCE 5 или более отметок между «А*» и «С». Всего же на GSCE сдается 8 экзаменов по восьми предметам.
В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год пересдать их. Для тех, кто намеревается пересдать экзамены, школа предусматривает специальный годовой курс – он так и называется: курс подготовки для пересдачи экзаменов GSCE.
Сдав экзамены на GSCE и получив сертификат о завершении обязательного обучения, покидать школу 16-летнему юноше или девушке необязательно. По желанию учащегося, успешно сдавшего экзамены на GSCE, он может продолжить обучение все в той же общеобразовательной государственной школе для того, чтобы, пройдя ее высшие ступени, сдать экзамены, открывающие ему университетское образование, или достичь определенной профессиональной подготовки. Получение сертификата о завершении обязательного образования (GSCE) право на поступление в высшее учебное заведение не обеспечивает. Для того чтобы получить это право, надо сдать экзамены иного уровня, так называемого уровня «А» (A-levels) по нескольким предметам (как правило, по двум-трем). Изучение этих предметов и проходит в классах высшей ступени общеобразовательной школы или в колледже. Классы эти именуются 12-м и 13-м классами. В конце 12-го класса учащиеся сдают промежуточные экзамены A-levels по изучаемым предметам. По окончании 13-го класса сдаются экзамены выпускные, они же вступительные.
Таким образом, классы уровня «А», или A-levels, являются «высшим эшелоном школьного обучения» с подготовкой в университет.
Глава 2. Система образования в США.
В систему образования США
- дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;
- начальная школа (1-8 классы), в
которой обучаются дети в
-средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14-17лет;
- учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.
2.1.Начальное и среднее образование.
По сравнению с большинством европейских стран американская школа устроена более демократична. С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классов, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму. Дошкольное отделение общественных школ посещают более 60 % всех пятилетних детей. Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких – так называемые школы – ясли, идея необходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы для детей от 3 до 6 лет открывали и открывают многие организации, в том числе дошкольные лаборатории при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения.
2.2 Начальная школа.
Начальная школа-это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведёт все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, в который включаются: чтение, литература, письмо, орфография, родной язык (устная речь), музыка, изобразительное искусство, география, естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Родной язык и чтение занимают почти половину учебного времени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобразительное искусство и ручной труд. Примерно шестую часть времени занимают физкультура и гигиена.
Характерным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов. Тесты представляют собой серию различных заданий, который ребенок должен выполнит за определенный промежуток времени. После определения IQ появляются группы А-одаренных, В-нормальных, С-неспособных, и обучение дифференцируется. Со способными детьми ведутся серьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиям к знаниям учащихся. Эти дети «ориентированны на колледж» уже с первых лет обучения в школе.
2.3.Средняя школа.
Средняя школа в США обычно делится на две ступени - младшую и старшую, каждая по 3 года. В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливают свои программы по отдельным дисциплинам. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.
Информация о работе Сравнительный анализ системы образования Великобритании и США