Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:53, курсовая работа
В связи с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «управленческое решение», методов их формирования и оценки, обобщить методологические нормы, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1.
Сущность и роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1.
Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3.
Методология принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
2.
Качество управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.1.
Понятие качества управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.2.
Факторы качества управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.3.
Условия обеспечения качества управленческих решений . . . . . . . .
13
2.4.
Эффективность управленческих решений и ее оценка . . . . . . . . . .
15
2.5.
Методы оптимизации управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . .
18
2.6.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений . . . . .
22
2.7.
Многовариантность решений как условие обеспечения их качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.8.
Стандарты качества в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Качество решений: формирование и оценка
курсовая работа
по курсу
«Разработка управленческих решений»
2004
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2 | |
1. |
Сущность и роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
1.1. |
Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 |
1.2. |
Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
1.3. |
Методология принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
2. |
Качество управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
11 |
2.1. |
Понятие качества управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
11 |
2.2. |
Факторы качества управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
2.3. |
Условия обеспечения качества управленческих решений . . . . . . . . |
13 |
2.4. |
Эффективность управленческих решений и ее оценка . . . . . . . . . . |
15 |
2.5. |
Методы оптимизации |
18 |
2.6. |
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений . . . . . |
22 |
2.7. |
Многовариантность
решений как условие |
25 |
2.8. |
Стандарты качества в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
31 | |
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
32 |
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников. Принятие решений - процесс систематизированный. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Кризис качества управленческих решений (УР) на всех уровнях власти и хозяйствования тесным образом связан со сложившимися в стране подходами к построению систем управления, уровнем подготовки управленцев и специалистов в высших учебных заведениях.
Повсеместно
функционирующие системы
В условиях рыночной экономики с жесткой конкуренцией переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12 % фирм индустриально развитых стран терпят банкротство из-за низкого качества управления.
В современных условиях наиболее актуальным
является вопрос формирования таких
решений, которые были бы наиболее эффективными.
Для этого разрабатываются
В связи с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «управленческое решение», методов их формирования и оценки, обобщить методологические нормы, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.
1. Сущность и роль управленческих решений
Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.
Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Решение можно рассматривать
как продукт управленческого
труда, а его принятие как процесс,
ведущий к появлению этого
продукта.
Решения, использующиеся в управлении,
многообразны. Разные звенья управления
создают множество решений. Для них имеется
много различных причин и оснований, они
распространяются на самые различные
объекты и регулируют различные общественные
отношения и взаимосвязи, возникающие
во всех сферах экономики и общественной
жизни.
Управление производством
С функциональной точки зрения управленческое решение представляет собой как процесс выбора приемлемых мероприятий из заданного множества, так и процесс разработки мероприятий, ранее не заданных. Кроме того, процесс принятия решений включает сбор и обработку необходимой информации, согласование и утверждение мероприятий, юридическое оформление акта решения и т.д. Составными элементами теории принятия управленческих решений являются генерирование альтернативных вариантов решений, их исполнение, контроль и анализ результатов действий.
Существенным отличием теории принятия управленческих решений от смежных наук является то, что предметом изучения теории принятия решений являются не только количественные методы, но и методы, основанные на получении и анализе информации качественного характера. К подобным методам относятся методы экспертного оценивания, многокритериального и содержательного анализа.
Процесс производства динамичен и условия его функционирования как объекта управления постоянно изменяются, что приводит к возникновению разных производственных ситуаций и проблем. Последние являются наиболее опасными для хозяйствования предприятия и сопровождаются нарушением процесса функционирования отдельных элементов управляемого объекта. Все это обусловливает необходимость принятия решений.
В социологической
литературе существуют разнообразные
точки зрения на то, какие решения,
принимаемые человеком в
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В расширенном плане принятие управленческого решения понимается как весь процесс управления.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
В процессе управления организациями
принимается огромное количество самых
разнообразных решений, обладающих
различными характеристиками. Тем не
менее, существуют некоторые общие
признаки, позволяющие это множество
определённым образом классифицировать.
Такая классификация
Классификационный признак |
Группы управленческих решений | |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные |
Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические |
Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные |
Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные |
Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые |
Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные |
Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные |
Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные |
Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные |
Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные |
Вероятностные |
1.3. Методология принятия решений
Методология
управленческого решения
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.