Качество решений: формирование и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание

В связи с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «управленческое решение», методов их формирования и оценки, обобщить методологические нормы, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1.
Сущность и роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1.
Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3.
Методология принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
2.
Качество управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.1.
Понятие качества управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.2.
Факторы качества управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.3.
Условия обеспечения качества управленческих решений . . . . . . . .
13
2.4.
Эффективность управленческих решений и ее оценка . . . . . . . . . .
15
2.5.
Методы оптимизации управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . .
18
2.6.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений . . . . .
22
2.7.
Многовариантность решений как условие обеспечения их качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25
2.8.
Стандарты качества в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
26

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.48 Кб (Скачать документ)

Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для  оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта  оценки. Так, оценка эффективности простых  объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.

При оценке эффективности  сложных объектов их условно дифференцируют на более простые составляющие. На основании, рассчитанных частных оценок эффективности отдельных элементов  объекта, получают возможность выработки  обобщающей оценки эффективности, учитывающей  различные факторы. При этом возникает  проблема определения вклада каждого  из элементов в общую оценку эффективности. Она разрешается путем присвоения каждой из частных оценок эффективности  соответствующего математического  веса, которые могут определяться исходя из определением важности соответствующего элемента в технологии производственного  процесса, их ранжированием по результатам  опроса специалистов, на основании  доли данного элемента в общей  стоимости объекта или в общей  величине затрат и т.п.

Особый интерес вызывает применение экспертных методов оценки эффективности. Они могут применяться  как при наличии определенной статистической базы производственно-хозяйственной  деятельности фирмы, так и на вновь  создаваемом предприятии. В первом случае задача экспертов сводится к  определению значимости частных  оценок эффективности, во втором –  к выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности предприятия в новой полосе бизнеса.

В качестве критериев эффективности  могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов  производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.

К числу показателей эффективности  относят показатели рентабельности, показатели деловой активности, а  также показатели фондоотдачи и  фондоемкости. Методика расчета названных  показателей изучается в курсах бухгалтерского учета, анализа хозяйственной  деятельности и финансового менеджмента. Поэтому в данной работе они не  рассматриваются.

Практика финансово-хозяйственной  деятельности в условиях экономики  рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми  ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству.

Ведущие отечественные и  зарубежные экономисты в связи с  этим указывают, что одной из важнейших  причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых  и реализуемых менеджерами управленческих решений.

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности  менеджеров разрабатывать эффективные  управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Многие экономисты высказывают  мнение о том, что эффективность  управления представляет собой функцию  двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается  состояние объекта управления –  с другой.

Уровень экономической эффективности  является важнейшей характеристикой  системы управления и качества принимаемых  управленческих решений.

При оценке качества и эффективности  управленческих решений необходимо обеспечить синтез экономических и  социальных аспектов управления. В  соответствии с этим должна строиться  и система критериев  оценки.

 

2.5. Методы оптимизации  управленческих решений

Оптимизация решения – это процесс  перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение  – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное  из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации  дорогостоящий, то её целесообразно  применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные  задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических  методов.

Основными методами оптимизации являются:

  • анализ;
  • прогнозирование;
  • моделирование (логическое, физическое, экономико-математическое).

В практическом менеджменте  основными методами анализа являются:

  • метод сравнения;
  • индексный метод;
  • балансовый метод;
  • метод цепных подстановок;
  • метод элиминирования;
  • графический метод;
  • функционально-стоимостный анализ;
  • факторный анализ;
  • экономико-математические методы.

Под прогнозированием в менеджменте  понимается непосредственно процесс  разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит  вероятностный характер и может  претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и  внутренней среды организации.

Наиболее важные задачи прогнозирования:

  • разработку прогноза рыночной конъюнктуры;
  • выявление экономических и иных тенденций оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;
  • выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;
  • экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования  относят:

  • системность;
  • комплексность;
  • непрерывность;
  • вариантность;
  • адекватность и оптимальность.

Модель - это представление объекта  системы или идеи в некоторой  форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях  определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и  т.д.

Существует ряд причин обусловливающих  использование модели вместо попыток  прямого воздействия с реальным миром:

  • сложность реального мира такова, что число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);
  • экспериментирование - встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Кроме того, существуют критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни;
  • ориентация управления на будущее - невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, возможно, никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений,  что позволяет их объективно сравнивать.

Современными организациями используются три базовых типа моделей:

  • физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы (чертеж, план, макет);
  • аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема.;
  • математическая модель (символическая) - используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса –  постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. К сожалению, порой огромные средства расходуются на поиски глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Из того, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы.   Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.

Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.

Проверка модели на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.

Применение модели. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.

Таким образом, совершенствование  процесса принятия управленческих решений  и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается  за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.

 

2.6. Интеллектуальные системы поддержки  принятия решений

В последнее  время все более проявляется  тенденция к увеличению количества учитываемых условий на основе автоматизации  процесса управления.

Принятие решений - наиболее сложный  и ответственный этап деятельности человека в структурах власти. Компьютерное моделирование процессов принятия решений сегодня становится центральным  направлением автоматизации деятельности лица, принимающего решение.

Реализация управления политическими  и экономическими ситуациями существенно  усложнилась. Это привело к необходимости  создания крупных систем поддержки  управленческих решений как для  обеспечения реализации замыслов развития экономических субъектов в соответствии с разрабатываемыми планами и  прогнозами, так и для проведения оперативного контроля за текущим состоянием складывающейся обстановки для обеспечения  экономической безопасности. Принятие решений человеком включает процессы большой сложности. Опыт свидетельствует  о том, что системы поддержки  повышают производительность лиц, принимающих  решение (ЛПР), а также приводят к  более качественным решениям. Улучшение качества решений оказывается возможным потому, что ЛПР может рассматривать альтернативы решения перед тем, как принимать решение, и может также использовать модели при формировании различных альтернатив и их оценке.

Существуют проблемы двух типов. Для  проблем первого типа характерны четкая структура, определенный характер данных, известные источники информации, небольшие затраты на сбор информации (даже при обработке крупных массивов данных).

Проблемы второго типа являются плохо структурированными, для их анализа требуется качественная информация, сбор которой связан с  большими затратами.

Информация о работе Качество решений: формирование и оценка