Московское барокко 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:11, реферат

Описание

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось
Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход
растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в
течение жизни одного поколения.

Работа состоит из  1 файл

Московское барокко.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Реферат: Московское барокко 

Ø    ВСТУПЛЕНИЕ

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье  и началось

Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход

растягивался на целые столетия, то в России он произошёл  стремительно — в

течение жизни  одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий  суждено было

превратиться из религиозного в светское, освоить  новые жанры (например,

портрет, натюрморт  и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в

частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили  в искусстве,

которые в Европе последовательно сменяли друг друга  на протяжении веков,

существовали в  России XVIII столетия одновременно или  же с разрывом всего в

несколько лет.

Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику,

экономику, но также  искусство. Целью молодого царя было поставить русское

искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и

окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время

крупных русских  мастеров почти не было. Пётр I приглашал  иностранных

художников в  Россию и одновременно посылал самых  талантливых молодых людей

обучаться “художествам”  за границу, в основном в Голландию и Италию. Во

второй четверти XVIII в. “петровские пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за

счёт государственных  средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя

с собой новый  художественный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в  истории русского искусства было  периодом ученичества. Но

если в первой половине XVIII в. учителями русских  художников были иностранные

мастера, то во второй они могли учиться уже у  своих соотечественников и

работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала  в обновлённом виде — с новой

столицей, в которой  была открыта Академия художеств; со множеством

художественных  собраний, которые не уступали старейшим  европейским

коллекциям размахом и роскошью.

В конце XVII в. в  храмовой архитектуре возникает  новый стиль - нарышкинское

(московское) барокко.  Самым значительным памятником  его является московская

церковь Покрова  в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными

пропорциями, применением  во внешней отделке таких декоративных украшений, как

колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием

только красного и белого цветов; ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в  Санкт-Петербурге, памятник

архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был

резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 - Временного

правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве,

Адмиралтейству  и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает

пышная отделка  фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание

передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольный

монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят

собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В.

Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор

В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское

среднее общеобразовательное  учебное заведение (1764 - 917).

Ø    НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

На рубеж XVII-XVIII веков приходится закат древнерусской  цивилизации в

художественном  творчестве. В Москве и близлежащих землях усиливаются западные

влияния. Они идут в большей мере через Украину, в свою очередь воспринимавшую

культурные воздействия  Польши и Восточной Пруссии. Молодой  Петр задумывает

планы сближения  с технически передовыми государствами Запада, расширяет

контакты дипломатические  и торговые. Об этом блестяще сказал А. С. Пушкин в

"Полтаве":

     Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала  с гением Петра.

Умаляется церковное  начало, в России закладываются основы новой, светской

культуры. В церковную  и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко

(предположительно  от португальского perola barroca - жемчужина  причудливой

формы) - стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние

западноевропейского барокко прежде всего сказывается в популярности округлых

объемов, в интересе к центрическим планам. Храмы начинают украшать

орнаментом, доселе невиданным на Руси.

Ø    НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ

(нарышкинское  барокко, московское барокко), условное (по фамилии бояр

Нарышкиных) название стилевого направления в русской  архитектуре конца 17 -

начала 18 вв. Характерны светски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с

резным белокаменным декором, элементами ордера.

Яркими представителями  этого стиля были:

Антропов Алексей Петрович(1716 - 95), Зарудный Иван Петрович, Франческо

Барталомео Растрелли ...

Ø     ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ(1700-1771)

Во времена Елизаветы  Петровны в русской архитектуре  расцвёл стиль барокко.

Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо

Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха

имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло

Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских

монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование

Елизаветы. Для  неё в 1741—1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у

слияния рек Мойки  и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился).

В 1754—1762 гг. Растрелли  возвёл новый Зимний дворец примерно на том же

месте, где стоял  Зимний дворец Петра I. Вот что писал об этом сам

архитектор: “Я построил в камне большой Зимний дворец, который образует

длинный прямоугольник о четырёх фасадах... Это здание состоит из трёх

этажей, кроме погребов. Внутри... имеется посредине большой двор, который

служит главным входом для императрицы... Кроме... главного двора имеется

два других меньших... Число всех комнат в

этом дворце превосходит  четыреста шестьдесят... Кроме того, имеется большая

церковь с куполом и алтарём... В углу... дворца, со стороны Большой площади,

построен театр  с четырьмя ярусами лож...”.

Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было

и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных

послов. Это величественное, роскошное здание символизировало  славу и

могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся,

образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными

проёмами. Колонны  объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на

два яруса:

нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше

располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на

фоне неба.

Растрелли работал  и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен

Большой дворец в  Петергофе (1747 — 1752 гг.), а также Екатерининский

(Большой) дворец  в Царском Селе (1752—1757 гг.) — загородной резиденции

Елизаветы. Оба  фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а

другой — к  обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и

скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают  горизонтальную

протяженность, здания длиной триста шесть метров. Особенно наряден парковый

фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный второй

этаж. Сочетание  ярких цветов — голубого, белого, золотого — дополняет общее

праздничное впечатление  от фасада. Возможно, образцом для Растрелли послужил

королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главных фасада и

система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском  Селе и несколько

парковых павильонов (“Грот”, “Эрмитаж”).Великолепные церкви и соборы

Растрелли соединяют  традиции древнерусской архитектуры  и европейского

барокко. Центральная  часть ансамбля Смольного монастыря — грандиозный собор

Воскресения (1748—1757 гг.) играет важную роль в облике Петербурга. Он

виден издали с  обоих берегов Невы. Здание, подобно  древнерусским храмам,

увенчано пятиглавием  с луковичными куполами.

Ø     ФАНТАЗИИ ЯКОВА БУХВОСТОВА

Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и

самое начало XVIII века. Эти же годы - лучшая пора творчества Бухвостова.

Создатель нового стиля в русской архитектуре  обладал обширными познаниями

зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое

воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в

пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных  вельмож, сподвижников

Петра. Архивные документы  свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только

возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе

строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего,

"на глазок", чертежи могли заменяться простыми  набросками или эскизами

орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех

сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.

Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений,

отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная  судьба создания

замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту,

рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и

название села - "У бора"), в Москву-реку впадала  речка Уборка, а по старой

дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин

монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре  Шереметевы. По поручению

П. В. Шереметева Бухвостов  взялся за возведение каменного храма  в его

усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани.

Информация о работе Московское барокко 18 века