Московское барокко 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:11, реферат

Описание

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось
Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход
растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в
течение жизни одного поколения.

Работа состоит из  1 файл

Московское барокко.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

причудливый цветок. Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева

способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских

церквей не имеют  ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств

в архитектуре  Западной и Средней Европы. На почве  активного взаимодействия

элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого

сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминирует, оставаясь (но

никак не в строящемся Петербурге) типично национальным явлением. Налицо

преобладание русских  вкусов и традиций в полихромности  и разнообразии даже

сакральных сооружений. Еще долгое время Москва будет  хранить традиции

древнерусского  архитектурного гения.

Ø    ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ

Богат и горд был  боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи Кирилловны

Нарышкиной - матери Петра. Дядю царя окружали почет и уважение. Во время

стрелецкого бунта  он чудом спасся. В 26 лет стал боярином. На время своей

первой поездки  за границу царь поручил государственные  дела думе из ближайших

людей, в которой  Лев Кириллович занимал видное место: он входил в состав

Совета, управляющего государством. А в 1698-1702 годы Нарышкин руководил

Посольским приказом.

В 1689 году Петр пожаловал  дядю многими поместьями и угодьями, среди них - и

Кунцевской вотчиной с дворцовым селом Хвили (по речке  Хвилка, ныне Фили). В

1690-е годы Нарышкин, прикупив к Филям соседнее Кунцево, усиленно занялся

обустройством своих  владений. Он выстроил боярские хоромы, увенчанные башней

с часами, разбил обширный парк с прудами и сад, создал разные службы,

конюшенный двор. На месте древней деревянной церкви Лев Кириллович возводит

величественный  храм Покрова Богородицы - классический памятник нарышкинского

барокко. Прямых указаний на авторство Бухвостова здесь не найдено, но

аналогичные по стилю  храмы, построенные зодчим несколько  позднее, такие

указания имеют.

Деньги на строительство  филевской церкви дали и царица Наталья  Кирилловна, и

юный царь Петр. По преданию, Петр неоднократно бывал  в Филях и даже частенько

пел на клиросе  Покровской церкви. Она относится  к древнему типу храма XVII

века "иже под  колоколы", то есть в нем совмещены колокольня и церковь.

Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными

позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается  на высоком подклете

и окружен галереей-гульбищем. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно

раскинувшимися  лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс

кверху. Церковь  двухэтажная. Ее широкие лестницы выводят  на гульбище, откуда

попадаешь в "холодную" церковь, увенчанную куполами. Над основным четвериком

последовательно расположены два восьмерика и восьмигранный барабан главы.

Постановка восьмерика на четверике издавна применялась  в русском деревянном

зодчестве, а затем  в каменном. В подклете - зимняя (то есть отапливаемая)

церковь Покрова  Богородицы, а над ней - церковь Спаса Нерукотворного.

Посвящение храма  Спасу молва связывала с тем, что во время стрелецкого бунта

1682 года Лев  Кириллович, спрятавшись в покоях  царицы, молился перед образом

Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал свое избавление от

гибели.

Красный кирпич и  белый камень фасадов, остроумная система  конструкции

ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами -

все это придает  церкви сказочную легкость и затейливость "терема" с

башнеобразным ступенчатым  силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все

черты, характерные  для нарышкинского барокко. И  симметричная композиция

зданий, и богатые  резные фронтоны, завершающие отдельные  объемы, и большие

дверные и оконные  проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и

живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные  церкви

возвышаются на высоких  крутых берегах рек. Ярусные башни  с ослепительно

блестящими куполками  в те времена виднелись за десятки километров, сразу

приковывая внимание среди безмерных пространств  лесов и полей. Сейчас многие

из них вошли  в черту Москвы.

Ø                  Уборы. Одинцовский район.

     Кирпичная оштукатуренная церковь Спаса Нерукотворного Образа

"под звоном" построена в усадьбе боярина  П.В. Шереметьева-Меньшого в 1694-1697

гг. крепостным зодчим Яковом Бухвостовым в стиле московского барокко.

Возникшее в процессе ее постройки "судное дело" против зодчего сохранило его

имя, пожалуй, наиболее талантливого из всей плеяды русских  зодчих конца XVII

в. Бухвостов, понадеявшись на привлеченных к строительству  церкви мастеров,

одновременно принял подряд на постройку грандиозного собора в Рязани.

Неполадки с возведением  последнего заставили Бухвостова почти  прекратить

какой-либо надзор за работами в Уборах, что привело  к их остановке.

Рассерженный заказчик обратился в приказ Каменных дел с жалобой на

Бухвостова. Посланный  в Рязань пристав вернулся обратно  без результата, так

как "поймать  себя он, Якушка, не дал и от них  посыльных людей ушел".

Однако вскоре Бухвостов был все же "принят и посажен в колодничью палату за

решетку". Тут Шереметьев сообразил, что дальнейшее преследование зодчего

может совершенно сорвать затеянную постройку. Последовала  мировая, и церковь

была закончена  в 1696 г.

Храм в Уборах относится к известному нам стилистическому  направлению -

московское барокко. Его объемная композиция - куб основной части, увенчанный

тремя уменьшающимися кверху восьмериками и окруженный со всех четырех сторон

равновеликими одноэтажными притворами и алтарем. Обильное белокаменное

убранство, обнаруживающее близкое родство с барочной западноевропейской

орнаментикой того времени. внесло определенную живописность в облик здания,

чему отвечали притворы-выступы, имеющие в плане  лепестковую форму. Их формы

сильно повысили светотеневую "лепку" стен. Последние, окрашенные в

интенсивный оранжевый тон, подчеркнули редкие по красоте и оригинальности

рисунка наличники  окон и порталы входов. Стройные колонки, поставленные между

полукружиями притворов, украшены орнаментальной резьбой в  виде узорных

листьев с черешками  из крупных бусин. Масштаб декоративных деталей этой части

здания умело  подчеркнут красиво скомпонованными  белокаменными вставками

парапета-гульбища, обегающего храм кругом. Но особенно богато орнаментирован

восьмерик с его  витыми колоннами на углах здания, наличниками окон и

надкарнизными гребнями.

Бухвостов с не меньшим талантом осуществил внутренне  построение здания. Он

расширил арки, придав им стрельчатое очертание, что  объединило притворы с

основной частью храма.

Выдающийся памятник архитектуры реставрирован в 1950-1952 гг.

Храм ныне действует.

Ø     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль  барокко просуществовал

недолго и уже  во второй половине VIIIв. на смену ему  приходит строгий и

величественный  классицизм, для которого характерна ясность форм, простота и в

то же время  монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность

человеческой личности.

Список  использованной литературы:

1.     Российская  цивилизация, IC- начало CCв.: Учеб. для  10 – 11 кл.

общеобразоват. Учереждений. – 2 – е изд., перабот. И доп. – М., Просвещение –

АО «Московский  учебники», 1998. – 319 с. Ионов И.Н.

2.     Россия  и мир., Учеб. для 9 кл. общеобразоват.  Учеб. заведений. – М.:

Издательский дом  «Новый учебник»;  2002.  Волобуев О.В., Клоков В. А.,

Пономарев М. В., Рогожкин В.А.

3.     История  России. С древнейших времен до  конца CUIII века. Пособие для

учащихся 8 классов. – М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998.  Жукова Л. В.

4.     Русская  История ( Пособие для поступающих  в ВУЗы/ Оформление А. Лурье

– СПб.: Лань, 1997. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Тот Ю.В.

5.     Аванта  плюс: Искусство, том №1  2001

6.     Аванта  плюс: Искусство, том №2 2002

7.     Большая  Советская  Энциклопедия  1987

8.     www.nashaistoriya.russia.com

9.     www.arhivator.ru

Информация о работе Московское барокко 18 века