Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:11, реферат
На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось
Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход
растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в
течение жизни одного поколения.
причудливый цветок. Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева
способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских
церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств
в архитектуре Западной и Средней Европы. На почве активного взаимодействия
элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого
сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминирует, оставаясь (но
никак не в строящемся Петербурге) типично национальным явлением. Налицо
преобладание русских вкусов и традиций в полихромности и разнообразии даже
сакральных сооружений. Еще долгое время Москва будет хранить традиции
древнерусского архитектурного гения.
Ø ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ
Богат и горд был боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи Кирилловны
Нарышкиной - матери Петра. Дядю царя окружали почет и уважение. Во время
стрелецкого бунта он чудом спасся. В 26 лет стал боярином. На время своей
первой поездки за границу царь поручил государственные дела думе из ближайших
людей, в которой Лев Кириллович занимал видное место: он входил в состав
Совета, управляющего государством. А в 1698-1702 годы Нарышкин руководил
Посольским приказом.
В 1689 году Петр пожаловал дядю многими поместьями и угодьями, среди них - и
Кунцевской вотчиной с дворцовым селом Хвили (по речке Хвилка, ныне Фили). В
1690-е годы Нарышкин, прикупив к Филям соседнее Кунцево, усиленно занялся
обустройством своих владений. Он выстроил боярские хоромы, увенчанные башней
с часами, разбил обширный парк с прудами и сад, создал разные службы,
конюшенный двор. На месте древней деревянной церкви Лев Кириллович возводит
величественный храм Покрова Богородицы - классический памятник нарышкинского
барокко. Прямых указаний на авторство Бухвостова здесь не найдено, но
аналогичные по стилю храмы, построенные зодчим несколько позднее, такие
указания имеют.
Деньги на строительство филевской церкви дали и царица Наталья Кирилловна, и
юный царь Петр. По преданию, Петр неоднократно бывал в Филях и даже частенько
пел на клиросе Покровской церкви. Она относится к древнему типу храма XVII
века "иже под колоколы", то есть в нем совмещены колокольня и церковь.
Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными
позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете
и окружен галереей-гульбищем. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно
раскинувшимися лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс
кверху. Церковь двухэтажная. Ее широкие лестницы выводят на гульбище, откуда
попадаешь в "холодную" церковь, увенчанную куполами. Над основным четвериком
последовательно расположены два восьмерика и восьмигранный барабан главы.
Постановка восьмерика на четверике издавна применялась в русском деревянном
зодчестве, а затем в каменном. В подклете - зимняя (то есть отапливаемая)
церковь Покрова Богородицы, а над ней - церковь Спаса Нерукотворного.
Посвящение храма Спасу молва связывала с тем, что во время стрелецкого бунта
1682 года Лев Кириллович, спрятавшись в покоях царицы, молился перед образом
Спаса Нерукотворного, милости которого и приписывал свое избавление от
гибели.
Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции
ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами -
все это придает церкви сказочную легкость и затейливость "терема" с
башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все
черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция
зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие
дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и
живописность белокаменной декорации на красном фоне.
Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви
возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно
блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу
приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие
из них вошли в черту Москвы.
Ø Уборы. Одинцовский район.
Кирпичная оштукатуренная церковь Спаса Нерукотворного Образа
"под звоном"
построена в усадьбе боярина
П.В. Шереметьева-Меньшого в
гг. крепостным зодчим Яковом Бухвостовым в стиле московского барокко.
Возникшее в процессе ее постройки "судное дело" против зодчего сохранило его
имя, пожалуй, наиболее талантливого из всей плеяды русских зодчих конца XVII
в. Бухвостов, понадеявшись на привлеченных к строительству церкви мастеров,
одновременно принял подряд на постройку грандиозного собора в Рязани.
Неполадки с возведением последнего заставили Бухвостова почти прекратить
какой-либо надзор за работами в Уборах, что привело к их остановке.
Рассерженный заказчик обратился в приказ Каменных дел с жалобой на
Бухвостова. Посланный в Рязань пристав вернулся обратно без результата, так
как "поймать себя он, Якушка, не дал и от них посыльных людей ушел".
Однако вскоре Бухвостов был все же "принят и посажен в колодничью палату за
решетку". Тут Шереметьев сообразил, что дальнейшее преследование зодчего
может совершенно сорвать затеянную постройку. Последовала мировая, и церковь
была закончена в 1696 г.
Храм в Уборах относится к известному нам стилистическому направлению -
московское барокко. Его объемная композиция - куб основной части, увенчанный
тремя уменьшающимися кверху восьмериками и окруженный со всех четырех сторон
равновеликими одноэтажными притворами и алтарем. Обильное белокаменное
убранство, обнаруживающее близкое родство с барочной западноевропейской
орнаментикой того времени. внесло определенную живописность в облик здания,
чему отвечали притворы-выступы, имеющие в плане лепестковую форму. Их формы
сильно повысили светотеневую "лепку" стен. Последние, окрашенные в
интенсивный оранжевый тон, подчеркнули редкие по красоте и оригинальности
рисунка наличники окон и порталы входов. Стройные колонки, поставленные между
полукружиями притворов, украшены орнаментальной резьбой в виде узорных
листьев с черешками из крупных бусин. Масштаб декоративных деталей этой части
здания умело подчеркнут красиво скомпонованными белокаменными вставками
парапета-гульбища, обегающего храм кругом. Но особенно богато орнаментирован
восьмерик с его витыми колоннами на углах здания, наличниками окон и
надкарнизными гребнями.
Бухвостов с не меньшим талантом осуществил внутренне построение здания. Он
расширил арки, придав им стрельчатое очертание, что объединило притворы с
основной частью храма.
Выдающийся памятник архитектуры реставрирован в 1950-1952 гг.
Храм ныне действует.
Ø ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль барокко просуществовал
недолго и уже во второй половине VIIIв. на смену ему приходит строгий и
величественный классицизм, для которого характерна ясность форм, простота и в
то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность
человеческой личности.
Список использованной литературы:
1. Российская цивилизация, IC- начало CCв.: Учеб. для 10 – 11 кл.
общеобразоват. Учереждений. – 2 – е изд., перабот. И доп. – М., Просвещение –
АО «Московский учебники», 1998. – 319 с. Ионов И.Н.
2. Россия и мир., Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. – М.:
Издательский дом «Новый учебник»; 2002. Волобуев О.В., Клоков В. А.,
Пономарев М. В., Рогожкин В.А.
3. История России. С древнейших времен до конца CUIII века. Пособие для
учащихся 8 классов. – М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998. Жукова Л. В.
4. Русская История ( Пособие для поступающих в ВУЗы/ Оформление А. Лурье
– СПб.: Лань, 1997. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Тот Ю.В.
5. Аванта плюс: Искусство, том №1 2001
6. Аванта плюс: Искусство, том №2 2002
7. Большая Советская Энциклопедия 1987
8. www.nashaistoriya.russia.com
9. www.arhivator.ru