Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа
Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Дипломная работа
выполнила
Лысенко Татьяна Авхалтдиновна
Анализ
влияния ИКТ на развитие творческой
индивидуальности личности учащихся
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.
Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены, оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией. Для исследования этой проблемы необходим: объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.
Объект: процесс развития творческой индивидуальности учащихся.
Предмет: информационно коммуникационные технологии, как средство развития творческой индивидуальности.
Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Гипотеза – если в процессе обучения используется ИКТ, то это будет способствовать развитию творческой индивидуальности у учащихся.
Методы исследования:
1.
Теоретические (анализ научной
и учебно-методической
2. Эмперические (наблюдение, анкетирование, беседы, эксперимент).
Дипломная
работа по структуре состоит из введения,
двух глав: 1. Теоретические аспекты развития
творческой индивидуальности личности
учащихся средствами информационно коммуникационных
технологий; 2. Экспериментальная работа
по развитию творческой индивидуальности
личности учащихся средствами информационно
коммуникационных технологий, заключения,
списка литературы, и приложений.
Одна из главных задач учителя - развитие творческой индивидуальности учащегося. Под индивидуальностью мы понимаем неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего, своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
Когда говорят о творчестве, то имеют в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления. Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца. Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание. Талант, вдохновение, мастерство – важнейшие факторы творческой деятельности. Творческое начало стало необходимым компонентом почти каждой профессии и специальности. Такая деятельность, осуществляющаяся по законам творчества, красоты, доставляет человеку удовлетворение.
На основе творческого воображения мы способны воспринимать и переживать протяжённость пространства и времени, в том числе будущее время. Не случайно известный философ Б. П. Вышеславцев говорил: «Сущность души есть творчество. Творческий человек – источник времени. СВОЕГО времени, где причина жить несравненно выше нужды выживать».
Когда
говорят о творческой индивидуальности
личности, то имеют в виду, во-первых,
наличие творческого
Важность проблемы развития творческой индивидуальности учащегося в процессе профессиональной подготовки обусловлена многими причинами:
1) успех
в профессиональной
2) личностно-неповторимый характер усвоения культуры, профессионального опыта, опыта творческой деятельности. Человек может действовать и усваивать информации, ориентируясь на штампы, стереотипы, не пытаясь понять, сознать передаваемый опты – тогда исчезают мысль, творчество, индивидуальный характер восприятия. Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всём самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при наличии установки проверять всё на практике, на личном опыте;
3) творческий, личностный характер усвоения проявляется и в том, что каждое средство обучения и воспитания, с которым знакомят учащегося, в процессе теоретических занятий или при подготовке к урокам примеряется им «на себя», испытывается на эффективность в личном опыте, то есть личностно «присваивается»;
4) целевые
установки современной
Исследования психологов и педагогов показывают, что для успешности решения данной проблемы начинать формировать творческие способности личности необходимо как можно раньше. А творческую личность может воспитать только творческий педагог. Серость и порождает только серость.
Современный подход к организации творческой деятельности учащихся – это личностный подход к формированию профессиональных компетенций человека. Суть этого подхода заключается в том, что наиболее эффективным средством развития профессиональных способностей считается формирование определённой структуры личности с наличием следующих качеств:
- внутреннее
единство, цельность личности. Процесс
развития творческой
- познавательная потребность и вызываемая ею интеллектуальная активность. Из равнодушного к учению, учащегося вряд ли можно сформировать творческую индивидуальность;
- способность
к профессиональной рефлексии.
Процесс самопознания и
Основными механизмами развития творческой индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности учащегося мы понимаем следующим образом.
Целенаправленно организуется формирующая среда, центральной областью которой выступает жизнь учебного заведения, учебно-профессиональная деятельность учащегося. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха в этой деятельности.
Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся