Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа
Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.
Урок обобщения по информатике в группе 203 по теме «Логика» (см. Приложение 5)
Цели урока:
Задачи:
Познакомить учащихся
с понятием «логика» и конкретно
схема логики. Обогащение личного
опыта ученика посредством
Оборудование урока:
Ход урока:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок проводился в группе 203. Группа небольшая, средняя по своим способностям. Поэтому в качестве развивающих задач я поставила развитие познавательного интереса на уровне любопытства, любознательности, поиска способа решения поставленной задачи.
Тема урока «Логика». Этот урок входит в раздел Логические основы построения ЭВМ. На тему «Логика» отведено 10 часов. Наш урок был девятый. Завершает тему обобщающий урок, на котором систематизируются и обобщаются ранее полученные знания, с последующим зачётом, осуществляющий контроль усвоения знаний.
Тип урока – урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Главная цель – создать условия для осознанного усвоения основных понятий алгебры логики.
Главная
задача – обогащение личного опыта
ученика посредством
Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач: повысить самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии; умение контролировать свою деятельность. Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны:
Сочетание данных методов на уроке по исследованию американских ученных доказывает, что учащиеся удерживают в памяти 90% того, что они говорят сами, в то время когда делают. Это было реализовано на данном уроке.
Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путем чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановке. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Я считаю, что мне удалось реализовать поставленную задачу.
Занятие по Архитектуре ЭВМ в группе № 302:
Тема: Устройство системного блока
Цели урока:
Тип урока: урок-соревнование
Вид урока: УКПЗ и УОСЗ
Используемая технология: компьютерная технология
Формы учебной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, исследовательская
Средства обучения: ПК, мультипроектор, экран, презентационный материал, наглядность в виде схем и корпуса системного блока, видеосюжет, ПО MS PowerPoint
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на занятии, примеряя роли покупателя, продавца и даже наладчика компьютеров, мы вспомним, закрепим и научимся использовать на практике наши знания о важнейшем функциональном узле ПК – системном блоке. Поговорим о том, какие типы корпуса системного блока бывают, и какие параметры компьютера определяет конструкция его корпуса.
И для начала я предлагаю вам разделиться на две команды и в каждой команде выбрать специалиста (капитана команды). Переверните жетон, лежащий перед вами на парте, тем, у кого жетон красного цвета предлагаю занять стол слева, обладателей желтого жетона стол справой стороны.
Итак, сегодняшний урок-соревнование позволит выявить профи, продвинутых пользователей, юзеров и чайников по нашей теме. За каждое задание команда будет получать очки, соответственно команда набравшая большее их количество станет победительницей.
При использовании мультимедийных презентаций на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес учащихся и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Подведение итогов урока.
Уроки с применением мультимедийных презентаций вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает.
Таким
образом, использование мультимедийных
презентаций в изучении информатики
позволяет добиться высокого уровня качества
знаний, расширяет возможности передачи
информации и контроля знаний учащихся
в процессе обучения. Накопленный опыт
в реализации проблемы обеспечения визуализации
учебного материала позволяет говорить
о перспективности использования информационных
технологий в обучении.
После формирующего этапа мной было проведено повторное диагностирование творческой индивидуальности учащихся. Результаты диагностик представлены в виде таблиц и диаграмм.
В
анкете учащиеся отвечали на вопрос: «Какие
из перечисленных качеств у Вас развились
в результате выполнения работ с применением
ИКТ на уроках аппаратного и программного
обеспечения?» Результаты опроса представлены
в виде таблицы и диаграмм (см. табл. 4.,
рис.7, рис. 8., рис. 9).
Табл. 4. Результаты выявления творческих качеств учащихся (контрольный этап).
п/п | Качества творческой личности | Ответы учащихся (%) |
1 | Целеустремленность | 75,1 |
2 | Воля | 36,2 |
3 | Познавательная активность | 28,1 |
4 | Эмоциональность | 19,3 |
5 | Любознательность | 48,4 |
6 | Лидерство | 15 |
7 | Смелость | 72,1 |
8 | Решительность | 28 |
9 | Самоконтроль | 44,7 |
10 | Открытость | 31,3 |
11 | Независимость | 9,3 |
12 | Инициативность, активность | 22,7 |
13 | Чувство юмора | 41,2 |
14 | Яркое воображение | 49,3 |
15 | Оригинальность | 41,3 |
16 | Увлеченность | 58,1 |
17 | Сообразительность | 44,3 |
18 | Гибкость мышления | 19 |
Данные таблицы
представлены в виде диаграммы на
рисунке 7.
Рис 7. Качество
творческой личности
Из
диаграммы качество творческой личности
выделим: наиболее сформированные качества
творческой личности учащихся представленные
на рис. 8., наименее сформированные качества
творческой индивидуальности личности
представленные на рис. 9.
Рис 8. Наиболее сформированные качества творческой индивидуальности личности
Рис 8. Наиболее
сформированные качества творческой индивидуальности
личности
Рис 9. Наименее
сформированные качества творческой индивидуальности
личности
Таким
образом, мы можем сделать вывод: уроки
с применением ИКТ способствуют формированию
таких качеств творческой личности, как
целеустремленность, смелость, увлеченность,
любознательность и сообразительность.
Из диаграмм видно, что после уроков с
применением ИКТ процент всех качеств
творческой индивидуальности личности
учащихся в среднем повысился на 2 – 3%.
Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник училища, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.
На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует
Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся