Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа

Описание

Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

анализ влияния ИКТ на творческие способности учащихся.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

     Работа  со слайдами, демонстрирующими блок-схемы  изучаемого материала, записи в опорные конспекты.

     в. Технология (КТД) коллективного творческого  дела по методике И.П.Иванова.

     Коллективное  совместное творчество превращает учащихся в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики учащегося.

     г. Исследовательские методы в обучении.

     В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.

     д. Проектные методы обучения.

     В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы, из какой – либо предметной области.

     Применения  учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

     е. Мультимедиа технологии.

     Мультимедиа – технология представляет собой  мини-технологию по использованию современных  средств организации учебной  деятельности школьников и ориентированную, на формирование у учащихся предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного  мышления.

     Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

     индивидуальные  демонстрации уроков, специально созданные  по различным темам;

     готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

     видеоролики по различным темам;

     практические  работы, в виде раздаточных материалов;

     практические  работы в электронном виде;

     тестовые  электронные задания для промежуточной  проверки знаний по различным темам;

     контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

     Мультимедиа технология позволяет развить у  учащихся навык само презентации  и публичных выступлений: речевое  мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

     Главным признаком того, что использование  таких технологий стремится решить задачи обучения учащихся телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общеучилищной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения общеучилищных (конкурсы «Презентация моё училище», «Конкурс клипов» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники училища). Создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (районных, городских, областных). Помогают учителям в создании презентаций уроков. Создают видеофильмы о группах, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

     Таким образом, информационные и коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности учащегося.

     Важное   место  в  системе  средств  обучения  играют  и учебные пособия для учащихся. 

     Каждый   год  издаётся  и  переиздаётся  несколько  десятков  наименований  учебников,  учебных  пособий  по курсу ИКТ. Учебники обычно имеют в своей структуре: теоретический материал для изучения; вопросы и задания для выполнения;  компьютерный  практикум,  содержащий  подробные инструкции по выполнению практических заданий на  компьютере;  материал  для  дополнительного  чтения; справочные  материалы. 

Компьютерные  практикумы  обычно  включают  практические  задания нескольких  уровней  сложности. 

      На  компакт дисках, обычно находятся  программные средства для поддержки процесса обучения, файлы  с материалами  компьютерного практикума, библиотека медиообъектов, материалы для организации внеурочной работы. При необходимости приводятся ссылки на информационные ресурсы образовательных порталов в Интернет.

     В последнее время появились электронные или, иначе называемые, компьютерные учебники.

     Электронный учебник представляет собой обучающую  систему, которая может в частности, содержать не только средства обучения, предназначенные для ученика, но и наоборот средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого учащегося, систему тестов. Такие электронные учебники только начинают создаваться.

 

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

2.1.  Анализ образовательного  учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами информационно-коммуникационных технологий

 
 

     Ни  для кого не секрет, что материальные ресурсы многих образовательных учреждений (в том числе и нашего) не соответствуют требованиям рыночной экономики. Именно поэтому, чтобы не отстать от скорости технологического перевооружения в ведущих отраслях хозяйства, на уроках практического и производственного обучения мы вынуждены применять информационные и коммуникационные технологии.

     Реализуемые в нашем ОУ ГОУНПО ПУ № 5, такие  как «Оператор ЭВМ», «Сварщик», «Машинист  крана», «Секретарь», «Продавец, контролер  – кассир», «Мастер общестроительных работ», «Коммерсант в торговле», Мастер столярно–плотничных и паркетных  работ», «Мастер отделочных строительных работ» - имеют свою специфику.

     Образовательный процесс организован в зданиях  и помещениях общей площадью 6694 кв. м, предоставленных профессиональному училищу в оперативное управление.

     В составе используемых помещений  имеются лекционные аудитории, аудитории  для практических и лабораторных занятий, два компьютерных класса, мастерские, библиотека, читальный  зал, спортивные комнаты, спорткомплекс в безвозмездном пользовании, административные и служебные помещения.

    В  2010/2011 учебном году к ведению образовательного процесса

Привлечено 29  человек, в том числе с высшим образованием – 18 человек.

Доля  инженерно-педагогических работников, работающих в образовательном  учреждении на полную ставку, составляет 100 %

     Образовательное учреждение располагает квалифицированными кадрами инженерно-педагогических работников (преподавателей, мастеров (инструкторов) производственного обучения и воспитателей), обеспечивающими подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, выполняющими воспитательные функции и участвующими в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.

     Профессиональное  училище обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам представленных на лицензирование профессиональных образовательных программ, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

     Фонд  собственной библиотеки образовательного учреждения составляет 37 973 экземпляра.  Библиотечный  фонд  представлен  учебной литературой     (18465  экземпляров), нормативно-справочной литературой  (1 569экземпляра).

     Для реализации образовательных программ в образовательном 
учреждении оборудовано два компьютерных класса. Общее количество используемых компьютеров -15.

     Производственное  обучение проходит на базе учебно-производственных мастерских, лабораторий, а также по договорам на предприятиях города.

     Оборудование  учебных помещений обеспечивает возможность реализации всех заявленных на лицензирование образовательных программ.

     В нашем поселке практически не остаётся предприятий, где наши выпускники не только были бы востребованы как потенциальные рабочие, но и всё труднее становится найти место для прохождения производственной практики. А ведь, как известно, больше половины умений наши обучающиеся могли бы отрабатывать во время практики.

     В настоящее время в связи с  постепенным внедрением (я бы сказала  апробацией) модульного обучения, учителям, мастерами производственного обучения проведена коррекция учебных  программ обучения, определён круг тем, которые можно отработать с  помощью ИТ. В самом «выгодном» положении оказались операторы, так как они в процессе обучения учатся не только работать на ПК, но и добывать, обрабатывать и передавать информацию. Особенностью информационной среды является ее ориентация на будущую профессию. Поэтому организация и порядок работы пользователей в среде училища соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам на современном предприятии. Кроме общего программного обеспечения в учебном процессе используются специализированные программы, компьютерные тренажеры которые позволяют использовать технологию контекстного обучения.

     Сегодня, когда речь заходит о компьютере, не всегда можно услышать однозначное  мнение: да, конечно, компьютер –  это панацея от недостаточного финансирования, многие считают, что это просто дань моде, но все прекрасно понимают, что ни один компьютер не заменит человеческого общения, не сможет научить так, как научит Мастер, ведь не зря же говорят: пока ребёнок не обожжётся, ему бесполезно говорить «Нельзя».

     Учебное заведение НПО является одним  из звеньев в системе непрерывного образования, и реализует важнейшие государственные функции: воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики. Особенно остро в настоящий момент стоит вопрос о подготовке рабочих высокотехнологичного производства. Подготовка современных рабочих не возможна без создания ИКТ-насыщенной производственной мастерской. Необходимая модернизация системы НПО должна быть направлена на освоение набора компетентностей, позволяющих осуществлять работу на объектах с современным технологическим оснащением (автоматизированные рабочие места). Как одно из важных направлений достижения нового качества профессионального образования рассматривается информатизация образования и оптимизация методов обучения. 

Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся