Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:26, реферат
Бурное развитие компьютерной техники привело к тому, что все большее распространение стали получать информационные системы, базирующиеся на использовании информационно-вычислительной техники и средств коммуникаций, которые являются основными техническими средствами хранения, обработки и передачи информации. Такие информационные системы называют автоматизированными. Они основаны на использовании специальных средств и методов преобразования информации, т.е. автоматизированных информационных технологий.
В фактографических информационных системах хранимая и обрабатываемая информация представляет собой конкретные сведения (параметры и характеристики объектов, сведения технико-экономического характера, результаты измерений, справочные и статистические данные). Часто эта информация носит оперативный характер, т.е. регулярно обновляется и изменяется. В этом случае информационные системы являются оперативными.
При создании фактографической системы важно изучить особенности объектов, сведения о которых хранятся в системе, и логические связи, существующие между объектами в реальном мире, которые определенным образом отображаются в информационных структурах.
2. Классификация по целевым функциям.
Целевые функции определяются назначением данной информационной системы. От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов ее обработки, а также характер, форма и способ взаимодействия пользователя с системой.
В соответствии с этим признаком выделяют:
1) информационно-справочные системы;
2) информационно-расчетные системы;
3) информационно-логические системы;
4) управленческие системы [3].
Информационно-справочные системы предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких систем - информация, найденная в соответствии с запросом, не используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдается пользователю, который использует полученную информацию для любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы). Примером информационно-справочных систем могут служить системы автоматизированного резервирования мест в пассажирском железнодорожном транспорте и в аэрофлоте. Эти системы являются также типичным примером оперативных информационных систем, так как практически каждое обращение в систему влечет за собой изменение текущего состояния информационного фонда (бронируются места, добавляются новые рейсы и т.п.).
В соответствии с запросом информационно-справочная система осуществляет поиск нужных сведений из числа тех, что хранятся в ее информационном фонде. Поиск - одна из основных операций в таких системах, поэтому они являются также информационно-поисковыми системами (ИПС).
В информационно-расчетных системах хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчетными операциями. К подобным задачам относятся статистический учет и анализ, диагностика. К информационно-расчетным можно отнести и информационные системы, функционирующие в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР). Последние выполняют различные проектные расчеты, решают задачи оптимизации параметров элементов, схем, устройств в приборостроении и машиностроении.
Функции расчетных систем могут быть присущи и другим типам информационных систем. Например, в рамках документальной информационно-поисковой системы, функционирующей в библиотеке, наряду с поисковыми задачами могут решаться многие учетно-статистические задачи: фиксируются сведения о движении книжного фонда, учитываются данные о контингенте читателей, готовятся материалы для отчетов.
Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введенную ранее в систему в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационном фонде. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, заменяя в определенной степени труд специалиста-исследователя. Их иногда называют интеллектуальными информационными системами, так как при их разработке используется положение теории искусственного интеллекта.
Управленческие
системы предназначены для
С помощью технических
средств удается
3. Классификация по видам процессов управления.
Автоматизированные информационные системы подразделяются на:
1) АИС управления технологическими процессами;
2) АИС организационного управления;
3) АИС управления
организационно-
4) АИС научных исследований;
5) обучающие АИС [3].
АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
Для АИС организационного
управления объектом служат производственно-хозяйственные,
социально-экономические
АИС управления
организационно-
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой - самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой состав системы автоматизированного проектирования работ (САПР).
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
4. Классификация
по отраслевому и
В соответствии
с этим признаком выделяют отраслевые,
территориальные и
Отраслевые АИС
функционируют в сферах промышленного
и агропромышленного
Территориальные
АИС предназначены для
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Список использованных источников
1. Автоматизированные информационные технологии [Текст] / под ред. В.Б. Либермана, А. И. Никифорова. М., 2002. - 348с.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст] / под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 417с.
3. Автоматизированные
системы обработки учетно-
4. Автоматизация управления предприятием [Текст] / В.В. Баронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 356с.
5. Брага В.В.
Компьютеризация
6. Бычков В.П.
Эффективность производства и
предпринимательство в
7. Вендров, А.М.
Проектирование программного
8. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II [Текст] / Д. А. Гаврилов. - СПб.: Питер, 2002. - 316с.
9. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем [Текст] / Т. А. Гаврилова, К.Р. Червинская. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 403с.
10. Гайфулин Б.Н.,
Обухов И. А.
Понятие технического обеспечения АИС и его состав
Под
техническим обеспечением
понимают состав, формы и способы эксплуатации
различных технических устройств, необходимых
для выполнения информационных процедур:
сбора,
регистрации, передачи, хранения, обработки
и использования информации.
К элементам технического
обеспечения относятся: комплекс технических
средств, организационные формы использования
технических средств, персонал, который
работает на технических средствах, инструктивные
материалы по использованию техники.
Комплекс технических средств — это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработке данных.
Требования к комплексу технических средств
В комплексе технических средств выделяются:
А. Средства сбора и регистрации информации:
Б. Комплекс средств передачи информации:
В. Средства хранения данных:
Г. Средства обработки данных или компьютеры, которые делятся на классы:
Они отличаются
технико-эксплутационными параметрами
(объемы памяти, быстродействие и пр.).
Д. Средства вывода информации:
Е. Средства организационной техники:
Организационные формы использования компьютеров
Способы использования компьютера принято называть организационными формами использования машин.
На практике
их применяется два вида: Вычислительные
центры. Локальные АРМы и вычислительные
сети.
Вычислительные
центры применяются на крупных предприятиях,
банках, государственных органах. Это
специфические предприятия по обработке
информации. Они оснащаются обычно-большими
ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются
ПЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства),
отделы постановки задач, программирования,
обслуживания машин, а также производственные
подразделения: группы приемки документов,
переноса информации на носители, администрация
банков данных, выпуска информации, размножения
материалов и т.д.
Информация о работе Автоматизированные информационные системы