Автоматизированные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Описание

Бурное развитие компьютерной техники привело к тому, что все большее распространение стали получать информационные системы, базирующиеся на использовании информационно-вычислительной техники и средств коммуникаций, которые являются основными техническими средствами хранения, обработки и передачи информации. Такие информационные системы называют автоматизированными. Они основаны на использовании специальных средств и методов преобразования информации, т.е. автоматизированных информационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

Автоматизированные информационные системы.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

В фактографических информационных системах хранимая и  обрабатываемая информация представляет собой конкретные сведения (параметры  и характеристики объектов, сведения технико-экономического характера, результаты измерений, справочные и статистические данные). Часто эта информация носит оперативный характер, т.е. регулярно обновляется и изменяется. В этом случае информационные системы являются оперативными.

При создании фактографической системы важно изучить особенности объектов, сведения о которых хранятся в системе, и логические связи, существующие между объектами в реальном мире, которые определенным образом отображаются в информационных структурах.

2. Классификация по целевым функциям.

Целевые функции  определяются назначением данной информационной системы. От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов ее обработки, а также характер, форма и способ взаимодействия пользователя с системой.

В соответствии с этим признаком выделяют:

1) информационно-справочные  системы;

2) информационно-расчетные  системы;

3) информационно-логические  системы;

4) управленческие  системы [3].

Информационно-справочные системы предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких систем - информация, найденная в соответствии с запросом, не используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдается пользователю, который использует полученную информацию для любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы). Примером информационно-справочных систем могут служить системы автоматизированного резервирования мест в пассажирском железнодорожном транспорте и в аэрофлоте. Эти системы являются также типичным примером оперативных информационных систем, так как практически каждое обращение в систему влечет за собой изменение текущего состояния информационного фонда (бронируются места, добавляются новые рейсы и т.п.).

В соответствии с запросом информационно-справочная система осуществляет поиск нужных сведений из числа тех, что хранятся в ее информационном фонде. Поиск - одна из основных операций в таких системах, поэтому они являются также информационно-поисковыми системами (ИПС).

В информационно-расчетных системах хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчетными операциями. К подобным задачам относятся статистический учет и анализ, диагностика. К информационно-расчетным можно отнести и информационные системы, функционирующие в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР). Последние выполняют различные проектные расчеты, решают задачи оптимизации параметров элементов, схем, устройств в приборостроении и машиностроении.

Функции расчетных систем могут быть присущи и другим типам информационных систем. Например, в рамках документальной информационно-поисковой системы, функционирующей в библиотеке, наряду с поисковыми задачами могут решаться многие учетно-статистические задачи: фиксируются сведения о движении книжного фонда, учитываются данные о контингенте читателей, готовятся материалы для отчетов.

Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введенную ранее в систему  в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационном фонде. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, заменяя в определенной степени труд специалиста-исследователя. Их иногда называют интеллектуальными информационными системами, так как при их разработке используется положение теории искусственного интеллекта.

Управленческие  системы предназначены для решения  различного рода управленческих и технико-экономических  задач. Обычно эти системы функционируют  в рамках автоматизированных систем управления предприятия (АСУП) и призваны обеспечить ритмичное и плановое функционирование предприятия путем оптимального использования его ресурсов.

С помощью технических  средств удается автоматизировать только информационные операции. Непосредственные функции принятия решений и другие управленческие операции выполняет человек. Поэтому управленческие системы, как правило, бывают ориентированы на выдачу справок и отчетных форм отдельным службам и руководству предприятия. Следовательно, управленческие системы выполняют и функции информационно-справочных систем. Запросы в этих системах носят обычно регулярный или регламентный характер. Реализуя эти запросы, информационная система выдает определенный перечень справочных форм по результатам регулярной (ежедневной, еженедельной и т.п.) обработки информации о состоянии контролируемых процессов, а также обслуживает и другие типы запросов.

3. Классификация  по видам процессов управления.

Автоматизированные  информационные системы подразделяются на:

1) АИС управления  технологическими процессами;

2) АИС организационного  управления;

3) АИС управления  организационно-технологическими процессами;

4) АИС научных  исследований;

5) обучающие  АИС [3].

АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности: банковские АИС; АИС фондового рынка; финансовые АИС; и страховые АИС; налоговые АИС; АИС таможенной службы; статистические АИС; АИС промышленных предприятий и организации и др.

АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

АИС научных  исследований обеспечивают высокое  качество и эффективность межотраслевых  расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой - самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой состав системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС  получают широкое распространение  при подготовке специалистов в системе  образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

4. Классификация  по отраслевому и территориальному  признаку.

В соответствии с этим признаком выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые  АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего, более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС  функционируют в сферах промышленного  и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти  системы решают задачи информационного  обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными  системами функциональных органов  управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

Список  использованных источников

1. Автоматизированные  информационные технологии [Текст] / под ред. В.Б. Либермана, А.  И. Никифорова. М., 2002. - 348с.

2. Автоматизированные  информационные технологии в экономике [Текст] / под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 417с.

3. Автоматизированные  системы обработки учетно-аналитической  информации [Текст] / под ред. В.С.  Рожнова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 418с.

4. Автоматизация  управления предприятием [Текст] / В.В. Баронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 356с.

5. Брага В.В.  Компьютеризация бухгалтерского  учета [Текст] /В.В. Брага. - М.: АО  «Финстатинформ», 2006. - 184с.

6. Бычков В.П.  Эффективность производства и  предпринимательство в автосервисе  [Текст] / В.П. Бычков. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 264с.

7. Вендров, А.М.  Проектирование программного обеспечения  экономических информационных систем [Текст] / А.М. Вендров. - М.: Финансы  и статистика, 2000. - 247с.

8. Гаврилов Д.А.  Управление производством на базе стандарта MRP II [Текст] / Д. А. Гаврилов. - СПб.: Питер, 2002. - 316с.

9. Гаврилова  Т.А., Червинская К.Р. Извлечение  и структурирование знаний для  экспертных систем [Текст] / Т. А.  Гаврилова, К.Р. Червинская. - М.: Финансы  и статистика, 2002. - 403с.

10. Гайфулин Б.Н., Обухов И. А. Автоматизированные  системы управления предприятиями  стандарта ERP/MRP II [Текст] / Б.Н Гайфулин, И.А. Обухов. - М.: Богородский печатник, 2001. - 503с.

Понятие технического обеспечения  АИС и его состав

Под техническим обеспечением понимают состав, формы и способы эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации.   

К элементам технического обеспечения относятся: комплекс технических средств, организационные формы использования технических средств, персонал, который работает на технических средствах, инструктивные материалы по использованию техники.   

Комплекс  технических средств — это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработке данных.

Требования  к комплексу технических  средств

  • минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию;
  • надежность;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • рациональное распределение по уровням обработки.

В комплексе технических  средств выделяются:

А. Средства сбора  и регистрации информации:

  • автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей;
  • весы, часы и другие измерительные устройства;
  • персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на носители;
  • сканеры для автоматического считывания данных с документов и их преобразования в графическое, цифровое и текстовое представление.

Б. Комплекс средств  передачи информации:

  • компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные);
  • средства телеграфной связи;
  • радиосвязь;
  • спутниковая связь и др.

В. Средства хранения данных:

  • оптические диски (CD, DVD);
  • USB-накопители (flash, HDD);
  • жесткий диск (2,5",3,5").

Г. Средства обработки  данных или компьютеры, которые делятся  на классы:

  • суперкомпьютеры;
  • ноутбук:
  • карманный компьютер.

Они отличаются технико-эксплутационными параметрами (объемы памяти, быстродействие и пр.).   

Д. Средства вывода информации:

  • мониторы; 
  • принтеры; 
  • плоттеры.

Е. Средства организационной  техники:

  • изготовления, копирования, обработки и уничтожения документов;
  • специальные средства (банкоматы), детекторы подсчета денежных купюр и проверки их подлинности и пр.

Организационные формы использования  компьютеров 

Способы использования  компьютера принято называть организационными формами использования машин.

На практике их применяется два вида: Вычислительные центры. Локальные АРМы и вычислительные сети.   

Вычислительные  центры применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются обычно-большими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются ПЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения: группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.   

Информация о работе Автоматизированные информационные системы