Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ существующих технологий, внедряемых в web-представительства и определение их места в контексте культурно-образовательной деятельности музеев.
При написании данной курсовой работы выполняются следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие информационные технологии, используемые в электронных представительствах музеев мира.
2. Проанализировать внедряемые технологии с точки зрения культурно-образовательного аспекта.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В WEB-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ МУЗЕЕВ 6
1.1 Определение электронного представительства, развитие информационной деятельности музеев в России и за рубежом 6
1.2 Информационные технологии, внедряемые в web-представительства музеев 10
1.2.1 Представление коллекций музея в цифровом графическом формате 10
1.2.2 Трехмерные панорамы 11
1.2.3 3D реконструкции 12
1.2.4 Системы поиска по сайту 14
1.2.5 Web-представительства музеев, адаптированные под коммуникаторы и мобильные телефоны 15
1.3 Культурно-образовательный аспект внедряемых в web-представительства ИТ 15
2 ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В WEB-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ МУЗЕЕВ 18
2.1 Цифровые коллекции 18
2.1.1 Национальная галерея искусств, Вашингтон (www.nga.gov) 18
2.1.2 Лондонская Национальная галерея (www.nationalgallery.org.uk) 19
2.2 Трехмерные панорамы 21
2.2.1 Панорама Сикстинской капеллы Ватикана (http://www.vatican.va) 21
2.2.2 Виртуальный тур по залам Кремля (http://tours.kremlin.ru) 22
2.3 3D реконструкции 23
2.4 Музейные приложения для коммуникаторов и мобильных телефонов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт |
институт |
информационных технологий в креативных и культурных индустриях |
кафедра |
курсовая
работа
Частные технологии, внедряемые в web-представительства музеев |
тема |
в культурно-образовательном аспекте |
Пояснительная записка
Руководитель | Р.А. Барышев | ||||
подпись, дата | инициалы, фамилия | ||||
Студент | ГФ06-1 | А.Е. Крушанова | |||
код (номер) группы | подпись, дата | инициалы, фамилия |
Красноярск,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальная проблема современного общества уже долгие годы – это доступность мирового культурного наследия для широкого круга людей, и информационные технологии в решении этой проблемы играют главную роль. Современный музей немыслим без поддержки информационных компьютерных технологий. Персональные компьютеры в нашей стране стали широко распространены с начала 1990-х годов, а уже к концу десятилетия приобрели популярность электронные представительства музеев (web-представительства), доступ к которым имеет каждый посетитель глобальной сети Интернет. Одним из первых, кто распознал потенциал web-представительств музеев, был глава фирмы Microsoft Билл Гейтс. С 1989 года через подставную фирму Corbis он скупает права на высококачественное цифровое воспроизведение предметов искусства, исторических артефактов и ценных рукописей. И этот потенциал полностью реализовывается: популярность музейных сайтов такова, что ICANN выделил для них отдельный домен высшего уровня .museum [4].
Для музея 21 века характерно смещение акцентов в понимании его миссии. Если для 19-20 столетий музей являлся храмом, хранящим в себе великое культурное наследие предков, то музей сегодняшний, ничуть не умаляя своих традиционных функций просветительской деятельности, обращается и раскрывается перед посетителем, стремясь в полной мере показать всё многообразие хранимых культурный ценностей не только из представленных экспозиций, но и из фондов.
Музей, успешно создающий информационную инфраструктуру и осваивающий принципиально новые информационные технологии значительно повышает эффективность своей деятельности и начинает активно «вписываться» в современное информационное общество.
Объект исследования – web-представительства музеев.
Предмет исследования – частные технологии, внедряемые в web-представительства музеев.
Целью курсовой работы является анализ существующих технологий, внедряемых в web-представительства и определение их места в контексте культурно-образовательной деятельности музеев.
При написании данной курсовой работы выполняются следующие задачи:
1.1 Определение электронного представительства, развитие информационной деятельности музеев в России и за рубежом
Электронное представление музея в ИНТЕРНЕТ (cайт) – это документ, по сути своей являющийся электронной публикацией о музее в сети. Под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств»1.
Представление музеем информации в электронном виде в большей степени направлено на привлечение молодежной аудитории, для которой характерен экранный тип культуры; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, а предпочитающее получать информацию, представленную виртуально. Информационные технологии (ИТ) позволяют привлечь эту категорию публики в музей и посредством внедрения всё новых и новых технологий в свои представительства в сети вызвать интерес к изучению истории своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия. ИТ могут стать импульсом для культурного развития, формирования личности молодого человека.
Задача,
стоящая перед современным
Музей на сегодняшний день должен иметь и уметь что-то противопоставить множеству развлечений, будь то увлекательный шопинг или кино. Не следует также забывать, что музей - учреждение, призванное просвещать и образовывать, и он вынужден совмещать в себе и зрелищность и информативность. В русском языке пока нет подходящего слова, чтобы описать такую деятельность, а в английском эту функцию выполняет неологизм “сайнстейнмент” – гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или неологизм «эдьютеймент» – гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”).
Современный музей должен уметь так «материализовать» и «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят новые компьютерные технологии.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические трёхмерные реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утраченных объектов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет огромная работа по созданию виртуального культурного наследия, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. На сегодняшний день созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых в глобальной сети даёт возможность каждому приобщиться к величайшему наследию человечества[2].
В России сегодня дело обстоит несколько иначе. Вспомним, в каком положении оказались российские музеи в постсоветское время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ.
С распадом СССР сократилось (или же вовсе прекратилось) финансирование музеев. Музеев, неготовых еще к продвижению собственных идей получения прибыли и созданию новых методов демонстрации музейных коллекций. В сознании музейных работников ещё не укрепилось мнение, что музей должен быть открыт, должен привлекать и развлекать, и лишь тогда сможет выполнять свою миссию – нести культуру и просвещение. Музей должен быть общедоступен, и тогда только может зарабатывать. Эта формула директора музея Метрополитен 20-х годов актуальна и сейчас.
Чем более музей открыт, чем более он работает на удовлетворение потребности в образовании и культурном досуге, чем больше он внедряет нового, тем больше у него возможностей зарабатывать. И наоборот, чем более музей стремится зарабатывать, тем более он открывается, тем больше вынужден быть именно культурно-просветительным учреждением, а не "сектой хранителей искусства".
Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности – от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". Но главное, что дают новые технологии музеям, – это расширение всё тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. Качественный музейный сайт даёт, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых – позволяет заявить о себе, или напомнить о своём существовании. В-третьих – предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.
Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе – вещи принципиально разные, так же как разные вещи – изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденное в Интернете изображение, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит "вживую". И если за Эрмитаж говорит само имя, то за небольшие региональные музеи, кроме сайта, зачастую не говорит ничего.
Очень важно, что пользователи Интернета – это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор – пойти в музей или в клуб, бар, кино – решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.
1.2 Информационные технологии, внедряемые в web-представительства музеев
Сегодня
наиболее распространёнными и
1.2.1 Представление коллекций музея в цифровом графическом формате
Оцифровка – это представление в цифровом виде текстового, аудио и видео материала. Если говорить о музейных сайтах, то речь идёт в основном о переводе (фотографировании, сканировании) экспонатов в изображения, доступные в сети. Так называемые цифровые коллекции давно и прочно заняли место в направлении деятельности музеев, что сегодня уже ни один крупный музей не обходится без присутствия цифровых коллекций на своём сайте, и чем больше цифровой фонд музея – тем более рейтинговым будет сайт.
Цифровые
изображения коллекции – самый простой
и недорогой метод выставление экспонатов
в сети, и вместе с тем до сих пор является
актуальным и востребованным. Изображения
не занимают большой объем, как в случае
с видеоматериалом или виртуальными экскурсиями,
они быстро загружаются на компьютере
конечного пользователя и имеют полезную
функцию масштабирования, т.е. увеличения
изображения для детального просмотра.
1.2.2 Трёхмерные панорамы
Трёхмерная панорама (она также называется виртуальная, сферическая, круговая, кубическая и 3D панорама/3Д панорама) – это управляемое видео, программа воспроизведения генерирует на экране изображение, взятое из трехмерной модели, которая в свою очередь составлена из серии отснятых друг за другом фотографий. Эта технология визуализации способна создать мнимый эффект присутствия в трёхмерном пространстве с возможностью обзора на 360 градусов по горизонтали и на 180 градусов по вертикали, а так же приближения и удаления выбранного ракурса. Одна трёхмерная панорама создается минимум из пяти кадров, снятых на сверхширокоугольный объектив (fisheye). После чего с помощью специальных программ фотографии «склеиваются» в одну картинку –развёртку пространства непосредственно вокруг фотографа. При просмотре эта развёртка как бы натягивается на шар, а пользователь находится в его центре[3].
Информация о работе Частные технологии, внедряемые в web-представительства музеев