Дистанционное образование - реальность нашего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Описание

Процесс вхождения высшей школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно–информационной составляющей. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку “ручные методы” без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ.

Содержание

Введение 3
1. История дистанционного образования 4
2. Понятие дистанционного образования 6
3. Модели обучения в дистанционном образовании 7
3.1 . Модель распределенного класса 8
3.2. Модель самостоятельного обучения 8
3.3. Модель открытое обучение + класс 8
4. Классификация систем дистанционного обучения 9
4.1. С обратной связью 9
4.2. Без обратной связи 9
5. Классификация СДО по различным основаниям 9
5.1. Организационно-правовые признаки 9
5.2. Уровни реализации образовательных программ 9
6. Особенности дистанционного обучения 10
7. Компьютерные телекоммуникации 10
8. Система “электронного учебника” 11
9. Дистанционное обучение в России. 12
9.1 Актуализированность образовательных потребностей 13
9.2 Требования к качеству образовательных услуг 14
10.Дистанционное обучение за рубежом 14
10.1.Дистанционное обучение в США 15
10.2. Дистанционное обучение в Европе 15
11. Современные подходы к оценке развития ДО 16
Заключение 18
Список литературы: 19
Приложение 20
Приложение А. Количество учреждения, использующих ДО 20
Приложение Б. Количество ОУ, использующие ДО 20
Приложение В. Термины и их определения 20
Приложение Г. Интернет в дополнительном образовании и тренингах 22
Приложение Д. Система дистанционного образования 22
Приложение Е. Общая заинтересованность населения в ДО 23
Приложение Ж. Опрос студентов 23

Работа состоит из  1 файл

Реферат Дистанционное образование.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

После принятия в 1994г. Концепции  создания и развития единой системы  ДО в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений стремительно растет. Если год назад их было несколько десятков, то сейчас несколько сотен. Для развития и координации усилий в области ДО созданы соответствующие органы в Министерстве Общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, принята Концепция создания и развития Системы ДО РФ.

Современный этап образования  на расстоянии без отрыва от основной деятельности в России, для которого характерно широкое использование разнообразных современных образовательных технологий, признанных в мировой практике.

 

9.1 Актуализированность образовательных потребностей

 

Исследование показало, что все выбранные социальные категории проявляют существенную заинтересованность в услугах, связанных как с получением основного высшего образования, так и с получением второго высшего образования, а также с повышением квалификации и приобретением дополнительных знаний и умений. Так, о своем желании учиться определенно заявили:

• абитуриенты вузов - 100%,

• менеджеры предприятий различных форм собственности - около 90%,

• студенты - более 80%,

• учителя - около 75%,

• сотрудники государственных органов власти и управления - более 70%,

• лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы - более 70%,

• лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) - более 60%

• безработные - около 60%

• лица, проживающие в сельской местности или в городах, удаленных от административного центра (в возрасте от 18 до 45 лет) - более 50%,

• офицеры силовых ведомств и работники предприятий ВПК - 20-30%.

Социологическое исследование выявило, что для всех социальных категорий самым существенным условием обучения является возможность совмещения учебы и работы. В необходимости  совмещать учебу и работу нуждается 45% опрошенных студентов вузов, свыше 35% сотрудников органов государственной власти и управления, свыше 30% учителей, около 20% опрошенных инвалидов, безработных лиц и жителей сельской местности, что может свидетельствовать как о желании сохранить за собой рабочее место, так и о низком уровне жизни населения.

Образовательные потребности  людей, лишенных возможности регулярно  посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости  больших затрат на переезд и проживание или ограниченных возможностей здоровья, могут быть удовлетворены при расширении сети учебных заведений (в том числе специализированных для инвалидов), а также распространение такой формы обучения, которая не предполагает посещения учебного заведения.

 

9.2 Требования к качеству образовательных услуг

 

Конкуренция на рынке  образовательных услуг позволяет  потенциальному обучаемому выдвигать  требования к качеству предлагаемой услуги. В ходе социологического исследования изучены потребительская оценка эффективности средств обучения и правовые ожидания потребителей образовательных услуг.

Субъективная оценка эффективности средств обучения, используемых в учебном процессе, играет определяющую роль при выборе формы обучения. Эффективность средств  обучения, традиционно используемых при заочном и корреспондентском обучении, - учебной литературы, аудио- и видеозаписей - невысоко оценена потенциальными потребителями: только 16,3% опрошенных считают одно из этих средств обучения эффективным для себя. Компьютерные учебные программы оценили как эффективные 8% опрошенных.

Основная доля населения, заинтересованного в потреблении  образовательных услуг (59%), считает  эффективным средством обучения личное общение с преподавателем. Таким образом, масштабы реализации дистанционных образовательных услуг во многом зависят от предлагаемых потребителям средств обучения. 6

Результаты данного  социологического исследования так  или иначе показывают низкий процент  заинтересованности респондентов в  учебной литературе, что, видимо, связана  с соответствующей постановкой вопросов. Данные других опросов, а также мнение большинства зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что учебная литература признается основным инструментом в организации учебного процесса во всех моделях ДО.

10.Дистанционное обучение за рубежом

По данным зарубежных экспертов к 2000 г. минимальным уровнем  образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период 1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87.

Долговременная  цель развития ДО в мире - дать возможность  каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

10.1.Дистанционное обучение в США

 

В середине 60-х годов  некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.

Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов.

По программам дистанционного образования в США  работает сегодня и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета Нью-Йоркской Технологической Школы уже несколько лет дает ДО-курсы моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение в США имеют СДО штатов.

10.2. Дистанционное обучение в Европе

 

За пределами Северной Америки дистанционное образование  в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются  правительством. Первоначально европейская организация ДО, появилась в Великобритании в конце 60-х годов. Обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио.

В последнее время  в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

11. Современные подходы к оценке развития ДО

Многие авторы сегодня  указывают на плодотворность пр.именения в ДО "конструктивистской теории обучении. С точки зрения конструктивизма, студент сам конструирует знания, а роль педагога состоит в том, чтобы облегчить этот процесс, например, возводя "строительные леса" при проектировании учебного материала, т.е. очерчивая, без подробного заполнения структуру учебного материала, с которым необходимо ознакомиться. Говорят не только о когнитивном конструктивизме, но и о социальном конструктивизме, графическом конструктивизме и т.п.

Ряд ученых считают крайне маловероятными следующие варианты развитие в образовательных процессов:

• полное исчезновение преподавания лицом к лицу;

• все университеты в будущем станут виртуальными;

• преподавателей заменят сложные компьютерные программы в Интернет;

• достижения информационных технологий приведут к тому, что люди станут учиться больше и быстрее;

• все предпочтут учиться в удобное для них время и в удобном месте через Интернет;

• офис завтрашнего дня станет офисом без бумаг, поскольку электронный формат хранения знаний гораздо эффективнее, их быстрее можно перебросить в любое место;

• люди будут взаимодействовать только в виртуальных сообществах - во взаимодействии с физическими соседями уже не будет необходимости.

Вместе с тем очевидно, что область электронного взаимодействия будет неуклонно расширяться. Поэтому  специалисты отмечают преимущества образовательного взаимодействия в сетях. По мнению многих исследователей ДО в ближайшие десятилетия в системе образования продолжатся значительные технологические и организационные перестройки:

Компьютерные технологии получат дальнейшее развитие - будут  созданы учебные базы данных, моделирующие разнообразные микромиры, а также компьютерные программы, обеспечивающих легкую и гибкую связь между преподавателем и учениками, учениками и базами данных.

Будет создана широкая  мультимедийная академическая компьютерная сеть, охватывающая все высшие учебные заведения страны или региона.

Мощной компьютерной сетью будет оснащен каждый вуз. Каждый преподаватель сможет иметь  в своем распоряжении персональный компьютер и доступ к серверам, обеспечивающим распространение обучающего и другого необходимого материала.

Благодаря этим преобразованиям  осуществится переход от синхронного  процесса обучения к асинхронному обучению; от пассивного обучения - к активному  от статического представления материала - к динамическому (с использованием видео и анимации).

 

Заключение

Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает обучаемым устранить погрешности устного общения. Открытость дистантных форм деятельности безусловно расширяет мировоззрение обучаемых до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого человека, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet. В связи с этим, для того чтобы заинтересовать, а не испугать будущего ДО-студента необходимо чтобы:

1.  Обучаемый имел возможность выбора необходимой информации и удобного инструментария ее получения.

2.             Во «вводных лекциях в предмет» были в обязательном порядке указаны перспективы его (предмета) применения, для чего он изучается и его приоритет в жизни будущего специалиста.

3.      Форма представления заданий и способы работы над ними были понятны и доступны пользователям, не имеющим специальных знаний в области вычислительной техники и программного обеспечения.

Еще одним важным аспектом проблемы внедрения ДО, с нашей  точки зрения, является законодательный  аспект. Хотелось бы, чтобы структура ДО была закреплена законом. Т. е. в ближайшее время необходимо произвести стандартизацию ДО, причем стандартизацию на мировом уровне.

ДО - это достаточно дешево, что немаловажно сегодня, когда  всерьез идут разговоры о переводе ряда вузов на коммерческие "рельсы". Здесь не надо платить за коммунальные услуги в вузах, аудиторные часы преподавателям и прочее, прочее.

ДО, как вид  образования - серьезное и важное дело. И может быть, через некоторое время многие будут проходить курсы по сети. Но единственное, что можно сказать точно: старого доброго очного образования оно не заменит. Мы предполагаем, что дистанционное обучение должно совместить достоинства самостоятельной подготовки и очного обучения в учебном центре, иными словами, дистанционное и очное образование должны дополнять друг друга.

Информация о работе Дистанционное образование - реальность нашего времени