Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
В современном мире существенно повысилась доступность компьютерной техники, которая стала применяться в самых различных научных и производственных областях. В связи с этим выросла аудитория потенциальных потребителей компьютерных программ и следовательно увеличилась целесообразность их создания.
Каждому из нас часто приходится сталкиваться с работой своеобразных систем, называемых системами массового обслуживания (СМО). Примерами таких систем могут служить: телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, банки, магазины, парикмахерские и т. п. Каждая из этих систем состоит из какого-то числа обслуживающих единиц (каналов обслуживания) Такими каналами могут быть: линии связи, рабочие точки, кассиры, продавцы, лифты, автомашины и др.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия теории массового обслуживания 4
1.1. Предмет и задачи теории массового обслуживания 9
1.2. Система массового обслуживания 10
1.3. Классификация СМО 11
1.4. Характеристики СМО 13
Глава 2. Модели систем массового обслуживания 13
2.1 Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 13
2.2 Многоканальная СМО с отказами в обслуживании 16
Глава 3. Реализация модели СМО 19
3.1. Общая постановка задачи 19
3.2. Пятиканальная система массового обслуживания с отказами 21
3.3. Модель пятиканальной СМО с отказами 22
Заключение 23
Список литературы 24
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общие понятия теории массового обслуживания 4
1.1. Предмет и задачи теории массового обслуживания 9
1.2. Система массового обслуживания 10
1.3. Классификация СМО 11
1.4. Характеристики СМО 13
Глава 2. Модели систем массового обслуживания 13
2.1 Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 13
2.2 Многоканальная СМО с отказами в обслуживании 16
Глава 3. Реализация модели СМО 19
3.1. Общая постановка задачи 19
3.2. Пятиканальная система массового обслуживания с отказами 21
3.3. Модель пятиканальной СМО с отказами 22
Заключение 23
Список литературы 24
В
современном мире существенно повысилась
доступность компьютерной техники,
которая стала применяться в
самых различных научных и
производственных областях. В связи
с этим выросла аудитория
Каждому из нас часто приходится сталкиваться с работой своеобразных систем, называемых системами массового обслуживания (СМО). Примерами таких систем могут служить: телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, банки, магазины, парикмахерские и т. п. Каждая из этих систем состоит из какого-то числа обслуживающих единиц (каналов обслуживания) Такими каналами могут быть: линии связи, рабочие точки, кассиры, продавцы, лифты, автомашины и др.
Всякая
СМО предназначена для
Последовательная
линейная структура СМО характерна,
например, для поточных (автоматических
и неавтоматических) линий конвейерного
типа. Различие во времени обработки
деталей на таких линиях связано,
в основном, с процессами «отказа»
и «восстановления».
Природа массового обслуживания, в различных сферах, весьма тонка и сложна. Коммерческая деятельность связана с выполнением множества операций на этапах движения, например товарной массы из сферы производства в сферу потребления. Такими операциями являются погрузка товаров, перевозка, разгрузка, хранение, обработка, фасовка, реализация. Кроме таких основных операций процесс движения товаров сопровождается большим количеством предварительных, подготовительных, сопутствующих, параллельных и последующих операций с платежными документами, тарой, деньгами, автомашинами, клиентами и т.п.
Для
перечисленных фрагментов коммерческой
деятельности характерны массовость поступления
товаров, денег, посетителей в случайные
моменты времени, затем их последовательное
обслуживание (удовлетворение требований,
запросов, заявок) путем выполнения
соответствующих операций, время
выполнения которых носит также
случайный характер. Все это создает
неравномерность в работе, порождает
недогрузки, простой и перегрузки
в коммерческих операциях. Много
неприятностей доставляют очереди,
например, посетителей в кафе, столовых,
ресторанах, или водителей автомобилей
на товарных базах, ожидающих разгрузки,
погрузки или оформления документов.
В связи с этим возникают задачи
анализа существующих вариантов
выполнения всей совокупности операций,
например, торгового зала супермаркета,
ресторана или в цехах
Кроме того, возникают другие задачи, связанные с созданием, организацией и планированием нового экономичного, рационального варианта выполнения множества операций в пределах торгового зала, кондитерского цеха, всех звеньев обслуживания ресторана, кафе, столовой, планового отдела, бухгалтерии, отдела кадров и др.
Задачи
организации массового
Перечисленные задачи можно успешно решать с помощью методов и моделей специально созданной для этих целей теории массового обслуживания (ТМО). В этой теории поясняется, что обслуживать необходимо кого-либо или что-либо, что определяется понятием «заявка (требование) на обслуживание», а операции обслуживания выполняются кем-либо или чем-либо, называемыми каналами (узлами) обслуживания. Роль заявок в коммерческой деятельности выполняют товары, посетители, деньги, ревизоры, документы, а роль каналов обслуживания — продавцы, администраторы, повара, кондитеры, официанты, кассиры, товароведы, грузчики, торговое оборудование и др. Важно заметить, что в одном варианте, например, повар в процессе приготовления блюд является каналом обслуживания, а в другом - выступает в роли заявки на обслуживание, например к заведующему производством за получением товара.
Заявки в силу массовости поступления на обслуживание образуют потоки, которые до выполнения операций обслуживания называются входящими, а после возможного ожидания начала обслуживания, т.е. простоя в очереди, образуют потоки обслуживания в каналах, а затем формируется выходящий поток заявок. В целом совокупность элементов входящего потока заявок, очереди, каналов обслуживания и выходящего потока заявок образует простейшую одноканальную систему массового обслуживания — СМО.
Под системой понимается совокупность взаимосвязанных и. целенаправленно взаимодействующих частей (элементов). Примерами таких простейших СМО в коммерческой деятельности являются места приема и обработки товаров, узлы расчета с покупателями в магазинах, кафе, столовых, рабочие места экономист та, бухгалтера, коммерсанта, повара на раздаче и т.д.
Процедура обслуживания считается завершенной, когда заявка на обслуживание покидает систему. Продолжительность интервала времени, требуемого для реализации процедуры обслуживания, зависит в основном от характера запроса заявки на обслуживание, состояния самой обслуживающей системы и канала обслуживания.
Действительно,
продолжительность пребывания покупателя
в супермаркете зависит, с одной
стороны, от личностных качеств покупателя,
его запросов, от ассортимента товаров,
который он собирается приобрести,
а с другой - от формы организации
обслуживания и обслуживающего персонала,
что может значительно повлиять
на время пребывания покупателя в
супермаркете и интенсивность обслуживания.
Например, овладение кассирами-
Под обслуживанием заявок будем понимать процесс удовлетворения потребности. Обслуживание имеет различный характер по своей природе. Однако, во всех примерах поступившие заявки нуждаются в обслуживании со стороны какого-либо устройства. В некоторых случаях обслуживание производится одним человеком (обслуживание покупателя одним продавцом, в некоторых — группой людей (обслуживание больного врачебной комиссией в поликлинике), а в некоторых случаях - техническими устройствами (продажа газированной воды, бутербродов автоматами). Совокупность средств, которые осуществляют обслуживание заявок, называется каналом обслуживания.
Если каналы обслуживания способны удовлетворить одинаковые заявки, то каналы обслуживания называются однородными. Совокупность однородных каналов обслуживания называется обслуживающей системой.
В систему массового обслуживания поступает большое количество заявок в случайные моменты времени, длительность обслуживания которых также является случайной величиной. Последовательное поступление заявок в систему обслуживания называется входящим потоком заявок, а последовательность заявок, покидающих систему обслуживания,— выходящим потоком.
Случайный характер распределения длительности выполнения операций обслуживания наряду со случайным характером поступления требований на обслуживание приводит к тому, что в каналах обслуживания протекает случайный процесс, который "может быть назван (по аналогии с входным потоком заявок) потоком обслуживания заявок или просто потоком обслуживания.
Заметим, что заявки, поступающие в систему обслуживания, могут покинуть ее и будучи не обслуженными. Например, если покупатель не найдет в магазине нужный товар, то он покидает магазин, будучи не обслуженным. Покупатель может покинуть магазин также, если нужный товар имеется, но большая очередь, а покупатель не располагает временем.
Теория массового обслуживания занимается изучением процессов, связанных с массовым обслуживанием, разработкой методов решения типичных задач массового обслуживания.
При
исследовании эффективности работы
системы обслуживания важную роль играют
различные способы расположения
в системе каналов
При
параллельном расположении каналов
обслуживания требование может быть
обслужено любым свободным
На
практике часто обслуживание одной
заявки осуществляется последовательно
несколькими каналами обслуживания.
При этом очередной канал обслуживания
начинает работу по обслуживанию заявки
после того, как предыдущий канал
закончил свою работу. В таких системах
процесс обслуживания носит многофазовый
характер, обслуживание заявки одним
каналом называется фазой обслуживания.
Например, если в магазине самообслуживания
имеются отделы с продавцами, то
покупатели сначала обслуживаются
продавцами, а потом уже кассирами-
Организация
системы обслуживания зависит от
воли человека. Под качеством функционирования
системы в теории массового обслуживания
понимают не то, насколько хорошо выполнено
обслуживание, а то, насколько полно
загружена система
В
коммерческой деятельности заявки, поступающие
в систему массового