Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
В современном мире существенно повысилась доступность компьютерной техники, которая стала применяться в самых различных научных и производственных областях. В связи с этим выросла аудитория потенциальных потребителей компьютерных программ и следовательно увеличилась целесообразность их создания.
Каждому из нас часто приходится сталкиваться с работой своеобразных систем, называемых системами массового обслуживания (СМО). Примерами таких систем могут служить: телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, банки, магазины, парикмахерские и т. п. Каждая из этих систем состоит из какого-то числа обслуживающих единиц (каналов обслуживания) Такими каналами могут быть: линии связи, рабочие точки, кассиры, продавцы, лифты, автомашины и др.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия теории массового обслуживания 4
1.1. Предмет и задачи теории массового обслуживания 9
1.2. Система массового обслуживания 10
1.3. Классификация СМО 11
1.4. Характеристики СМО 13
Глава 2. Модели систем массового обслуживания 13
2.1 Одноканальная СМО с отказами в обслуживании 13
2.2 Многоканальная СМО с отказами в обслуживании 16
Глава 3. Реализация модели СМО 19
3.1. Общая постановка задачи 19
3.2. Пятиканальная система массового обслуживания с отказами 21
3.3. Модель пятиканальной СМО с отказами 22
Заключение 23
Список литературы 24
Случайный процесс, протекающий в СМО, представляет собой частный случай процесса «рождения-гибели» и описывается системой дифференциальных уравнений Эрланга, которые позволяют получить выражения для предельных вероятностей состояния рассматриваемой системы, называемые формулами Эрланга:
.
Вычислив все вероятности состояний n – канальной СМО с отказами р0 , р1, р2, …,рk,…, рn, можно найти характеристики системы обслуживания.
Вероятность отказа в обслуживании определяется вероятностью того, что поступившая заявка на обслуживание найдет все n каналов занятыми, система будет находиться в состоянии Sn:
k=n.
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому
Ротк+Робс=1
На
этом основании относительная
Q = Pобс= 1-Ротк=1-Рn
Абсолютную пропускную способность СМО можно определить по формуле
А=λ*Робс
Вероятность обслуживания, или доля обслуженных заявок, определяет относительную пропускную способность СМО, которая может быть определена и по другой формуле:
Из
этого выражения можно
Коэффициент
занятости каналов
Вероятность
занятости каналов
Из
этого выражения можно
Среднее время пребывания заявки в системе в установившемся режиме определятся формулой Литтла
Тсмо= nз/λ.
В системах МСО с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, немедленно получает отказ, покидает систему и в дальнейшем процессе обслуживания не участвует.
Пусть имеется n канальная система массового обслуживания с отказами. Рассмотрим ее как физическую систему с Х конечным множеством состояний:
– свободны все каналы,
– занят ровно один канал,
………………………………
– заняты все n каналов.
Требуется определить вероятности состояний системы (k=0,1,2,…,n) для любого момента времени t. Задачу решить при следующих допущениях:
1) поток заявок – простейший с плотностью ;
2)
время обслуживания
– показательное с параметром
Параметр аналогичен параметру
показательного закона распределения
промежутка Т
между соседними события простейшего
потока:
Процесс,
протекающий в системе, будет
Марковским. Вероятности
удовлетворяет следующим
уравнениям Эрланга:
Интегрирование
системы уравнений нужно
Для
любого момента времени должно выполняться
условие
Вероятность характеризует
среднюю загрузку системы
и ее изменение с течением
времени. В частности,
есть вероятность
того, что заявка, пришедшая в момент
t, застанет все каналы занятыми (получит
отказ):
Величина называется относительной пропускной способностью системы. Для данного момента t это есть отношение среднего числа обслуженных за единицу времени заявок к среднему числу поданных.
При вероятности , a Для
установившегося режима вероятности (k=0,1,…,n)
можно получить из решения следующей алгебраической
системы
Решая систему можно получить
Имеется пятиканальная система массового обслуживания с отказами.
Требуется определить вероятности состояний системы (k=0,1,2,…,5) для любого момента времени t. Задачу решить при следующих допущениях:
1) поток заявок – простейший с плотностью ;
2) время обслуживания – показательное с параметром =3,03;
Процесс,
протекающий в системе, будет
Марковским. Вероятности
удовлетворяет следующим
уравнениям Эрланга:
При вероятности , a Для установившегося режима вероятности (k=0,1,…,n) можно получить из решения следующей алгебраической системы
Рисунок 4 – Модель пятиканальной СМО с отказами, построенная с использованием MathLab
В ходе выполнения данного курсового проекта была построена модель пятиканальной системы массового обслуживания с отказами при плотности потока заявок равной 5 и интенсивностью потока заявок равной 3,03. Модель СМО была реализована с помощью программы MathLab.
На основе результатов полученных с помощью разработанной модели, можно сделать следующие выводы:
Таким
образом, при заданных условиях, рассматриваемая
СМО успешно справляется с
поступающим потоком заявок.
1) Бочаров П. П., Печенкин А. В. Теория массового обслуживания: Учебник. – М.: Изд-во РУДН, 1995. – 529 с., ил.
2) Клейнрок Л. Теория массового обслуживания. Пер. с англ./Пер. И. И. Грушко; ред. В. И. Нейман. – М.: Машиностроение, 1979. – 432 с., ил.
3)
Ивченко Г. И., Каштанов В. А.,
Коваленко И. Н. Теория
4)
Хинчин А. Я. Работы по
5)
Клейнрок Л. Вычислительные
6) Б. В. Гнеденко, И. Н. Коваленко. Введение в теорию массового обслуживания. – М.: Издательство «Наука», 1966. – 434 с.
7) Дудин А.Н., Медведев Г.А., Меленец Ю.В. Практикум на ЭВМ по теории массового обслуживания: Учеб.пособие. Мн.: Университетское, 2000. – 109 c.
8) Емельянов, А. А. Имитационное моделирование в экономических инфор-мационных системах [Текст] / А. А. Емельянов, Е. А. Власова, Р. В. Дума ; Под ред. А. А. Емельянова. – М. : Финансы и статистика, 2002.
9) Максимей, И. В. Имитационное моделирование на ЭВМ [Текст] / И. В. Максимей. – М. : Радио и связь, 1988. – 232 с.
10) Нейлор, Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем [Текст] / Т. Нейлор. – М. : Мир, 1975.
11) Фомин, Г. П. Системы и модели массового обслуживания в коммерческой деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г. П. Фомин. – М. : Финансы и ста-тистика, 2000.
12) Бусленко, Н. П. Моделирование сложных систем [Текст] / Н. П. Бусленко. – М. : Наука, 1978.
13) Новиков, О. А. Прикладные вопросы теории массового обслуживания [Текст] / О. А. Новиков, С. И. Петухов. – М. : Советское радио, 1969. – 400 с.
14) Риордан, Дж. Вероятностные системы обслуживания [Текст] / Дж. Риор-дан. – М. : Связь, 1966. – 184 с.
15) Советов, Б. Я. Моделирование систем [Текст] : учебник для вузов / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. – М. : Высшая школа, 1998.
16) Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука [Текст] / Р. Шеннон. – М. : Мир, 1978.
17) Хемди А. Таха Глава 18. Имитационное моделирование // Введение в исследование операций = Operations Research: An Introduction. - 7-е изд. - М.: «Вильямс», 2007.
18) Строгалев В. П., Толкачева И. О. Имитационное моделирование. - МГТУ им. Баумана, 2008.
19) Лоу А., Кельтон В. Имитационное моделирование [Simulation Modeling and Analysis]. СПб.: Издательство:Питер, 2004. – 848 с.