Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 10:20, реферат
Развитие информационного пространства и интенсификация информационных потоков не могут не влиять на социальную среду. Социальная среда, свою очередь, оказывает активное воздействие на сознание и поведение человека. Соответственно претерпевают изменения процесс его социализации и образ жизни. Изменения происходят и на уровне информационно-коммуникативного взаимодействия различных социальных групп и, как следствие, отражаются на социальной динамике российского общества в целом.
Введение
Доминирующая
особенность современного состояния
мирового сообщества в целом и
отдельных национальных государств
выражается в активном и динамичном
развитии информационного пространства.
Это является отражением глобальной
тенденции, которой отмечен период
второй половины ХХ - начала XXI веков, а
именно тенденции перехода от традиционных
моделей социального устройства к информационному
обществу.
Эта тенденция
оказывает возрастающее влияние
на все стороны жизнедеятельности
современного российского общества
и становится одним из важнейших факторов,
определяющих изменения не только в экономической,
политической, культурной сферах. Характер
и особенности межличностных, общественных,
внутригосударственных и межгосударственных
отношений также претерпевают изменения
под воздействием новых информационных
реалий.
Развитие информационного
пространства и интенсификация информационных
потоков не могут не влиять на социальную
среду. Социальная среда, свою очередь,
оказывает активное воздействие
на сознание и поведение человека. Соответственно
претерпевают изменения процесс его социализации
и образ жизни. Изменения происходят и
на уровне информационно-коммуникативного
взаимодействия различных социальных
групп и, как следствие, отражаются на
социальной динамике российского общества
в целом. Активнейшим субъектом и одновременно
объектом этих процессов выступают средства
массовой информации, которые являются
важным фактором социального управления.
Среди ведущих
зарубежных специалистов, определяющих
социальные перспективы развития нового
информационного общества, рассмотрены
труды Дж. Несбитта, Э. Тоффлера, С. Хантингтона,
Дж. Гэлбрейта, Л. Туроу, М. Кастельса, Э.
Люттвака, И. Валлерстайна, А. Этциони,
П. Дракера, Ф. Фукуямы, Э. Гидденса, У. Штанке
и др.
Определенный
вклад в развитие представлений об информационной
стадии общественного развития внесли
отечественные ученые, среди которых наиболее
значимых результатов достигли В.Г. Афанасьев,
А.П. Ершов, А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, А.И.
Ракитов, Ю.А. Нисневич, В.Н. Цыгичко, Г.Л.
Смолян, Д.С. Черешкин, И.И. Юзвишин, Г.Г.
Почепцов и другие исследователи. Их работы
посвящены проблемам становления и развития
информационного общества и информационной
цивилизации.
Среди современных
отечественных авторов наиболее
обстоятельно информационно-политическую
проблематику и полито-коммуникационные
аспекты власти в современном обществе
исследовали М.С. Вершинин, Э.Д. Дагбаев,
Е.Г. Дьякова, Е.В. Карасева, В.И. Кравченко,
Г.С. Мельник, И.В. Мелюхин, Ю.А. Твирова,
О.В. Титоренко, А.В. Шевченко и ряд других.
1.1
Понятие и сущность
государственной
информационной политики
Политика информатизации - это деятельность по производству и повсеместному использованию информации как общественного ресурса, предполагающая массовое внедрение методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, обусловливающая глубокие изменения прогрессивного характера экономических, политических и социокультурных структур и существенно влияющая на уровень и качество жизни населения. Сущность ее заключается в переходе общества на информационную технологию функционирования.
Как и всякая политика, информационная политика представляет собой деятельность по достижению социально значимые целей. Сразу подчеркнем, однако, что устоявшейся точки зрения на ее сущность нет. Более того, попытки вывести ее определение в значительной степени ориентированы на содержание политики информатизации общества, нежели на раскрытие сущности информационной политики. В этом отношении характерным является определение, данное В.Ф. Халиповым. «Информационная политика, - пишет он, - есть система мероприятий, направленных на развитие принципов преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания и внедрение средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также компетентного использования информационных систем в управленческом деятельности Халипов В.Ф Введение в науку власти. - М.: Технологическая школа бизнеса. -2005. - С. 318.».
Думается, что такая трактовка (кстати, ограниченная почему-то только рамками управленческой деятельности) весьма приблизительно отражает суть информационной политики. Если учесть предшествующее определение политики информатизации, то можно увидеть, насколько они близки друг к другу. Безусловно, те процессы, о которых пишет В.Ф. Халипов, связаны с информационной политикой, но отражают в ней лишь ее «технологическую» грань. Существо же информационной политики, по глубокому убеждению автора, должно состоять в целенаправленной деятельности по оптимизации информационных отношений и информационных взаимосвязей в обществе, в которую, вполне очевидно, должно входить и обеспечение информационной безопасности. В таком случае информационную политику можно представить как составную часть общей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, информационное обеспечение безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве.
1. Первый подход условно назван «зауженным» («информационным»), в рамках которого некоторые исследователи под информационной политикой понимают совокупность целей и методов для достижения устойчивого развития информационной сферы жизнедеятельности общества и государства или национальных интересов в информационной сфере.
2. Второй подход
условно определен как «
3. Третий подход
условно назван «социальным»
или расширительным. В его рамках
авторы определяют
4. Четвертый
подход условно определен как
«технико-коммуникационный».
5. Пятый подход
назван «технократическим». Ряд
ученых в приоритетном порядке
рассматривает информационные
1.2
Особенности формирования
и реализации государственной
информационной политики
в современных
условиях
В настоящее
время, когда прошло более пятнадцати
лет с времени объявления о демократических
целях развития российского государства,
стало ясно, что для России переходный
период превращается в отдельную социально-экономическую
систему длительной перспективы. К такому
выводу побуждают обстоятельства, уникальность
которых характерна именно для России.
Во-первых, Россия - новое геополитическое
образование, национальные интересы которого
еще предстоит вписать в сложившиеся международные
и региональные геополитические центры
силы, соперничества и влияния. Во-вторых,
у России слишком много так называемых
линий перехода, основными из которых
являются: переход к новой государственности;
переход к новому политическому режиму;
становление гражданского общества в
его классическом понимании; смена ценностных
ориентиров группового и индивидуального
поведения и другие. При этом, один факт
перехода к новым идеологическим основаниям
означает для страны и ее населения, по
сути дела, смену сложившихся принципов
социальной ориентации. Иными словами,
россиянину предложено сменить всю систему
идентификации - с внешним миром, с собственным
государством, с политическим режимом,
с формами собственности и новыми способами
ее управления и т.п.
Такие переходные
обстоятельства в сочетании со сложившимися
в масштабе не менее трех поколений
традициями, привычками и стереотипами
являются слишком радикальными для того,
чтобы их преодоление стало непосредственным
содержанием политической практики тех,
кто взялся за реформирование общества,
государства и переплавку самой личности.
Этот факт все еще не стал достоянием сознания
большинства государственных мужей.
Исходя из указанных
особенностей переходного периода
российской государственности определим,
что принципиально важно
Первое. Прежде
всего необходимо изначально определить,
что в сфере информационной безопасности,
как ни в какой другой области,
менее всего нужно
Анализ материалов западной периодической печати позволяет констатировать высокую степень осведомленности зарубежных исследователей о социально-политических и экономических процессах в России. Как видно из этих исследований, современное информационное обеспечение дает возможность политологам отражать ситуацию в нашей стране, прогнозировать развитие событий, ближайшие и отдаленные последствия политических процессов, возможность возникновения кризисов и конфликтов в различных сферах общественной жизни и в соответствии с этим предлагать своему политическому руководству политические, экономические и иные меры для ведения активной политики в России.
Можно предположить, что именно новый уровень информированности позволил администрации США изменить военно-политическую стратегию в отношении бывшего СССР, а затем России, внести коррективы на концептуальном уровне - от стратегии «массированного возмездия» 50-х гг. до «доктрины неоглобализма», СОИ, последних нововведений, отраженных в программе «Партнерство во имя мира» и продвижения НАТО на восток. Отсюда можно заключить, что в политических кругах США делается ставка на увеличение значимости более гибких методов - главным образом, политических и экономических. Такое перемещение акцентов может быть обусловлено приданием территории бывшего СССР и нынешней России статуса «конфликтной зоны» с разработкой концепции «контролирования конфликтов» и стремлением перейти к политике «управления кризисом» в нашей стране - разумеется, с учетом национальных и глобальных интересов США Brzezinski Z. America's Role in the Technotronic Era. - P. 10..
Иными словами, на повестку дня с особой остротой встает вопрос об информационной угрозе российскому государству со стороны западных «партнеров», а также порождающих ее дестабилизирующих факторов. К основным видам наиболее важных для нас внтуригосударственных дестабилизирующих факторов следует отнести (рис. 1.3).
Второе. Специфическими принципами обеспечения информационной безопасности должны быть:
* превентивный
характер проведения ее
* адекватная
информированность объектов
Права и свободы
граждан в вопросах поиска, обладания
и распространения информации должны
регулироваться законодательными актами,
издаваемыми применительно к
специфике деятельности общественных
объединений и организаций или содержанию
информации. Например, адекватная информированность
общества о его материальных ценностях
достигается в сфере нормотворчества
и правоприменения законодательства о
защите коммерческой тайны. Права и свободы
общества в духовной сфере должны защищать
законодательные акты, определяющие порядок
образования и функционирования образовательных,
просветительных, религиозных организаций,
а также средств массовой информации.
В основе прав и свобод государства в сфере его информированности по вопросам мировой политики, экономики, науки, ресурсов, экологии, обороны и другим лежат действующие нормы и принципы международного права. Главным здесь следует считать принцип равной безопасности. Применительно к информационной сфере можно говорить о его трансформации в принцип адекватной информированности государств мирового сообщества, предполагающий право каждого государства на информационную безопасность и ее обеспечение для всех членов сообщества в равной степени, учет интересов всех сторон без какой-либо дискриминации, исключение односторонних преимуществ, отказ от действий, наносящих ущерб другому государству Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, №165, 29.07.2006..