Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 10:20, реферат
Развитие информационного пространства и интенсификация информационных потоков не могут не влиять на социальную среду. Социальная среда, свою очередь, оказывает активное воздействие на сознание и поведение человека. Соответственно претерпевают изменения процесс его социализации и образ жизни. Изменения происходят и на уровне информационно-коммуникативного взаимодействия различных социальных групп и, как следствие, отражаются на социальной динамике российского общества в целом.
Содержание этих принципов достаточно подробно раскрыто в самой Доктрине, они носят общий для информационной безопасности характер, поскольку ее субъектами являются здесь как институты государства, так и организации гражданского общества. Автор же предпочитает остановиться на принципах информационной политики, свойственных именно государственному характеру и статусу этой политики. Содержание этих принципов отражает фактическую способность государства обеспечить информационную безопасность, исходя из текущих и перспективных возможностей с учетом обстоятельств, связанных с особенностями той переходной стадии, которая характерна именно для российского государства. Последнее исключительно важно для создания механизмов обеспечения информационной безопасности государства.
Государственная информационная политика - совокупность целенаправленных мер органов государственной власти, осуществляемых в сотрудничестве с другими институтами политической системы (в том числе международного уровня), элементами гражданского общества и иными социальными субъектами в целях развития и регулирования социума посредством информационных средств, а также развития и регулирования информационной сферы жизнедеятельности общества и государства.
Содержание принципов государственной
информационной политики отражает фактическую
способность государства обеспечить информационную
безопасность, исходя из текущих и перспективных
возможностей с учетом обстоятельств,
связанных с особенностями той переходной
стадии, которая характерна именно для
российского государства. Последнее исключительно
важно для создания механизмов обеспечения
информационной безопасности государства.
2.1
Государственная информационная
политика Российской
Федерации в современной
обстановке
Конец XX и начало
XXI в. характеризуются новым этапом
научно-технической революции - внедрением
во все сферы жизни
В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 г. (далее - Стратегия).
Стратегия является политическим документом и направлена на реализацию положений Окинавской хартии глобального информационного общества Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56. и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.). В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России.
Как отметил Президент РФ В.В. Путин во время обсуждения проекта Стратегии, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ как в центре, так и на местах.
Все используемые информационные технологии,
включая электронную коммерцию, электронное
правительство, информатизацию науки
и образования, здравоохранения и т.д.,
рассматриваются сегодня как интегрированная,
взаимосвязанная совокупность всей информационно-
При этом особое внимание необходимо уделить вопросам информационной безопасности в самом широком смысле этого слова. Ведь глобализация открывает для нас не только новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм Стратегия развития информационного общества в России // Информационное право. 2007. N 3(10). С. 35..
В Российской Федерации есть необходимые условия для интенсификации развития информационного общества. Это не только быстрые темпы развития рынка телекоммуникаций, инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг, совершенствование информационной инфраструктуры и использование информационных технологий во всех сферах жизни общества, но и развитие системы нормативно-правового регулирования отношений в области создания и использования инфокоммуникационных технологий.
Правовые проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.
Одним из необходимых условий развития
информационного общества является развитие
системы нормативного правового регулирования
отношений в области создания и использования
информационно-
Наряду с возрастанием роли информации в жизни общества происходит изменение и переосмысление связанных с ней отношений и понятий, что получает отражение в правовом регулировании и, соответственно, в нормотворческой деятельности.
В настоящее время продолжается правовая реформа, активные законотворческие процессы идут практически во всех отраслях законодательства. Не является исключением и информационное законодательство, а особенно такая его подотрасль, как законодательство в области обеспечения информационной безопасности.
Сегодня новые тенденции в развитии информационного права и информационного законодательства в Российской Федерации в первую очередь связывают с принятием в июле 2006 г. новых основополагающих Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.« и «О персональных данных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.«.
Дискуссии в оценках нового, так называемого трехглавого Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» неизбежны, поскольку среди специалистов в этой области существуют зачастую полярные позиции как в отношении правовой природы информации - ключевого понятия в информационной сфере, так и необходимости правового закрепления целого ряда понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере (например, таких, как информационные ресурсы, информатизация и других).
При этом нельзя не согласиться с тем,
что в указанном Федеральном законе есть
определенные преимущества по сравнению
с предыдущим Законом 1995 г. «Об информации,
информатизации и защите информации Федеральный
закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации"
// СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609 (утратил силу).«, который,
конечно, за истекшее десятилетие нуждался
в совершенствовании. Изменены были не
только название закона, но и структура,
исключена преамбула, появились новые
нормы и уточнены цели и сфера действия
закона, внесены изменения в терминологический
аппарат законопроекта (были уточнены
определения понятий «информационные
технологии», «обладатель информации»,
«доступ к информации» и др.). Иначе, но
отнюдь не бесспорно сформулированы положения
об информации как объекте правового регулирования,
а также определены права и обязанности
обладателя информации.
Не меньшее значение в развитии информационного законодательства имеют ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера и принятие Федерального закона «О персональных данных».
Следует признать, что формирование правовых
основ единого информационно-
Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой международного масштаба Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 31..
В этой связи следует отметить, что Российская Федерация в период с 2000 по 2006 г. является участницей большинства международных договоров по борьбе с терроризмом, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере пресечения пропаганды терроризма и насильственного экстремизма, связанных с использованием глобальных информационных систем.
В законодательство Российской Федерации необходимо имплементировать прежде всего правовые нормы, устанавливающие ограничения вредного содержания информации, коммуникационных и информационных услуг в Интернете в соответствии с определенным набором признаков. Имеется положительный зарубежный опыт по законодательному регулированию функционирования системы жалоб на содержание информации, использования инструментов условного доступа с помощью кодов, шифров и паролей, а также функционирования системы сотрудничества саморегулируемых организаций провайдеров и пользователей с правоохранительными органами. Несомненный интерес представляют предложения о создании международного органа при ООН, координирующего управление в Интернете (так называемой международной паутине) с учетом ее трансграничного характера.
Хотя ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена обязательная идентификация обладателя информации или ее распространителя и запрещено распространение информации, за которую установлена административная и уголовная ответственность, однако правовой механизм реализации этой правовой нормы не разработан.
Очевидно, что информационное законодательство Российской Федерации не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с пресечением деятельности противоправных интернет-сайтов.
Представляется, что в федеральном законодательстве должен быть определен правовой механизм признания вредного содержания информации в сети Интернет, установлены обязанности провайдеров по удалению информации экстремистского и террористического толка.
Кроме того, не определены основания для
прекращения права пользования доменными
именами и отмены их регистрации, а также
не предусмотрены меры по идентификации
пользователей информационно-
В развитии информационного законодательства в России, несомненно, важной является разработка законопроектов по вопросам доступа к информации, особенно к информации о деятельности государственных органов, так называемой публичной информации. Решение этой проблемы необходимо в целях обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти, что является обязательным требованием по международным обязательствам, вытекающим из конвенций ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией. Однако рассмотренный в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О доступе к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» еще весной 2007 г. до настоящего времени не принят.
Осуществление правосудия сегодня также нуждается в применении информационных технологий, подтверждении подлинности электронных судебных документов, и уже появилось правовое понятие «электронное обеспечение правосудия Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" // СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.«. Разработана Государственная автоматизированная система «Правосудие», и ведется работа по подготовке соответствующих процессуальных норм.
Во вступительном слове на заседании Совета Безопасности по вопросу развития информационного общества в России Президент России В.В. Путин отметил, что использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий Стратегия развития информационного общества в России // Информационное право. 2007. N 3(10). С. 35..