Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 22:57, курсовая работа
Цель главы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.
Введение
1.Информационные системы
1.1ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1.2РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
1.3ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
2.Структура и классификация информационных систем
2.1СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.2КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЗАДАЧ
2.3ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
3.Информационные технологии
3.1ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
3.2ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4.Виды информационных технологий
4.1ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
4.2ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Заключение
Планирование (плановая
функция) состоит в разработке и
реализации планов по выполнению поставленных
задач. Например, бизнес-план для всей
фирмы, план производства, план маркетинговых
исследований, финансовый план, план проведения
научно-исследовательской
Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
Анализ или аналитическая
функция связывается с
Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.
Стимулирование или
мотивационная функция
финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;
психологические стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.
В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.
Принятие решения
- акт целенаправленного
Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.
Уровни управления
(вид управленческой деятельности)
определяются сложностью решаемых задач.
Чем сложнее задача, тем более
высокий уровень управления требуется
для ее решения. При этом следует
понимать, что более простых задач,
требующих немедленного (оперативного)
решения, возникает значительно
большее количество, а значит, и
уровень управления для них нужен
другой - более низкий, где принимаются
решения оперативно. При управлении
необходимо также учитывать динамику
реализации принимаемых решений, что
позволяет рассматривать
На рис 1.2. отображены
три уровня управления, которые соотнесены
с такими факторами, как степень
возрастания власти, ответственности,
сложности решаемых задач, а также
динамика принятия решений по реализации
задач.
Рис. 1.2. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений
Операционный (нижний)
уровень управления обеспечивает решение
многократно повторяющихся
Пример 2. Некоторые учетные задачи:
учет количества приданной продукции;
учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций;
учет произведенной продукции;
бухгалтерский учет и т.д.
Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них..
Стратегический уровень
обеспечивает выработку управленческих
решений, направленных на достижение долгосрочных
стратегических целей организации.
Поскольку результаты принимаемых
решений проявляются спустя длительное
время, особое значение на этом уровне
имеет такая функция
Персонал организации
Персонал организации
- сотрудники разной степени квалификации
и уровней управления - от секретарей,
выполняющих простейшие типовые
операции обработки, до специалистов и
менеджеров, принимающих стратегические
решения. На http://www.stu.ru/inform/
Рис. 1.3. Квалификация персонала по уровням управления
на верхнем, стратегическом,
уровне управления - менеджеры высшего
звена руководства организации (фирмы
и его заместители). Основная их задача
- стратегическое планирование деятельности
фирмы на рынке и координация
внутрифирменной тактики
на среднем, функциональном, уровне - менеджеры среднего звена и специалисты (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;
на нижнем, операционном, уровне - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации.
На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.
Прочие элементы организации
Стандартные процедуры в организации - точно определенные правила выполнения заданий в различных ситуациях. Они охватывают все стороны функционирования организации, начиная от технологических операций по составлению документов на производимую продукцию и кончая разбором жалоб потребителей.
Субкультура любой
организации - совокупность представлений,
принципов, типов поведения. Особую
роль играет важная ее составляющая - информационная
культура специалиста. Это также
должно найти отражение в
Существует взаимозависимость
между стратегией, правилами, процедурами
организации и аппаратной, программной,
телекоммуникационной частями информационной
системы. Поэтому очень важно
на этане внедрения и
Следует заметить также,
что информационные системы сами
по себе дохода не приносят, но могут
способствовать его получению. Они
могут оказаться дорогими и, если
их структура и стратегия
1.3. ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:
определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;
посылать потенциальным
покупателям различные
предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.
Информационные системы,
ускоряющие потоки товаров. Предположим,
фирма специализируется на поставках
продуктов в определенное учреждение,
например в больницу. Как известно,
иметь большие запасы продуктов
на складах фирмы очень невыгодно,
а не иметь их невозможно. Для
того чтобы найти оптимальное
решение этой проблемы, фирма устанавливает
терминалы в обслуживаемом
Менеджеры, делая
выборки по поступившим заказам,
принимают оперативные
Информационные системы
по снижению издержек производства. Эти
информационные системы, отслеживая все
фазы производственного процесса, способствуют
улучшению управления и контроля,
более рациональному
Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.
Пример 3. Информационные система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.
Пример 4. Информационная
система банка обеспечивает все
виды оплат по счетам его клиентов.
Она умышленно сделана
2. СТРУКТУРА И
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
2.1 СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Типы обеспечивающих подсистем
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру
информационной системы можно рассматривать
как совокупность подсистем независимо
от сферы применения. В этом случае
говорят о структурном признаке
классификации, а подсистемы называют
обеспечивающими. Таким образом, структура
любой информационной системы может
быть представлена совокупностью обеспечивающих
подсистем Рис. 1.4.
Рис. 1.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение
Назначение подсистемы
информационного обеспечения
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицирова+нные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
к унифицированным системам документации;
к унифицированным формам документов различных уровней управления;
к составу и структуре реквизитов и показателей;
к порядку внедрения,
ведения и регистрации
Однако, несмотря на
существование унифицированной
системы документации, при обследовании
большинства организаций