Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 22:57, курсовая работа
Цель главы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.
Введение
1.Информационные системы
1.1ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1.2РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
1.3ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
2.Структура и классификация информационных систем
2.1СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.2КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЗАДАЧ
2.3ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
3.Информационные технологии
3.1ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
3.2ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4.Виды информационных технологий
4.1ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
4.2ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Заключение
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.
Модельные информационные
системы предоставляют
Основными функциями модельной информационной системы являются:
возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
оперативная подготовка
и корректировка входных
возможность графического отображения динамики модели;
возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные информационные
системы обеспечивают выработку
и оценку возможных альтернатив
пользователем за счет создания экспертных
систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых
пользователем решений
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
2.3 ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Классификация по степени автоматизации
В зависимости от
степени автоматизации
Ручные ИС характеризуются
отсутствием современных
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные
И С предполагают участие в
процессе обработки информации и
человека, и технических средств,
причем главная роль отводится компьютеру.
В современном толковании в термин
"информационная система" вкладывается
обязательно понятие
Автоматизированные
ИС, учитывая их широкое использование
в организации процессов
Рис. 1.6. Классификация информационных систем по разным признакам
Классификация по характеру использования информации
Информационно-поисковые системы (см. рис. 1.6) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие ИС вырабатывают
информацию, на основании которой
человек принимает решение. Для
этих систем характерны тип задач
расчетного характера и обработка
больших объемов данных. Примером
могут служить система
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Классификация по сфере применения
Информационные системы
организационного управления (см. рис.
1.6) предназначены для
Основными функциями
подобных систем являются: оперативный
контроль и регулирование, оперативный
учет и анализ, перспективное и
оперативное планирование, бухгалтерский
учет, управление сбытом и снабжением
и другие экономические и
ИС управления технологическими
процессами (ТП) служат для автоматизации
функций производственного
ИС автоматизированного
проектирования (САПР) предназначены
для автоматизации функций
Интегрированные (корпоративные)
И С используются для автоматизации
всех функций фирмы и охватывают
весь цикл работ от проектирования
до сбыта продукции. Создание таких
систем весьма затруднительно, поскольку
требует системного подхода с
позиций главной цели, например получения
прибыли, завоевания рынка сбыта
и т.д. Такой подход может привести
к существенным изменениям в самой
структуре фирмы, на что может
решиться не каждый управляющий.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Определение информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией
материального производства понимают
процесс, определяемый совокупностью
средств и методов обработки,
изготовления, изменения состояния,
свойств, формы сырья или материала.
Технология изменяет качество или первоначальное
состояние материи в целях
получения материального
Рис. 1.7. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Для сравнения в http://www.stu.ru/inform/
Таблица 1.3. Сопоставление основных компонентов технологий
Компоненты технологий для производства продуктов
материальных
информационных
Подготовка сырья и материалов
Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта
Обработка данных и
получение результатов
Сбыт производственных продуктов потребления
Передача результатов информации пользователю для принятия на ее основе решений
Новая информационная технология
Информационная технология
является наиболее важной составляющей
процесса использования информационных
ресурсов общества. К настоящему времени
она прошла несколько эволюционных
этапов, смена которых определялась
главным образом развитием
Прилагательное "новая"
подчеркивает новаторский, а не эволюционный
характер этой технологии. Ее внедрение
является новаторским актом в
том смысле, что она существенно
изменяет содержание различных видов
деятельности в организациях. В понятие
новой информационной технологии включены
также коммуникационные технологии,
которые обеспечивают передачу информации
разными средствами, а именно - телефон,
телеграф, телекоммуникации, факс и
др. В http://www.stu.ru/inform/
Таблица 1.4. Основные характеристики новой информационной технологии
Методология
Основной признак
Результат
Принципиально новые средства обработки информации
Встраивание в технологию управления
Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы
Интеграция функций специалистов и менеджеров
Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации
Учет закономерностей социальной среды
Новая технология принятия управленческих решений
Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
Запомните! Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.
Инструментарий информационной технологии
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.