Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ образования по средствам Интернет, дистанционного обучения и бизнес-образования, выявление основных проблем, возникающих при реализации таких услуг, оценке их качества и признании сертификатов о прохождении обучения, а также определение преимуществ и недостатков таких способов обучения.
Остановимся подробнее на основных понятиях дистанционного образования, обучения по средствам Интернет и бизнес-образования.
Оглавление
Введение 3
§1. Может ли Интернет стать образовательной средой? 4
§2 Дистанционное обучение и интернет-образование. 10
§3 Бизнес-образование 18
Заключение 20
Список литературы 21
Бизнес-образование – профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления в административных структурах, на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.
Существует
4 формы бизнес-образования.
I. Высшее образование
(Undergraduate (basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art).
«Высшее образование» преследует двоякую цель: 1) развитие личности до достаточно высокого уровня, который общество считает адекватным уровню высшего образования; 2) подготовка специалистов в различных областях менеджмента, бизнеса и предпринимательства. Сюда приходят люди, изначально решившие работать в аппарате управления (менеджмента) различных организаций (но не только в роли руководителей). Здесь осуществляют подготовку по таким профессиональным направлениям, как: финансовое, кадровое, маркетологическое, бухгалтерское и т.п. В рамках указанных направлений, обучающийся может достигнуть высокого уровня профессионализма в конкретной узкой области. Это сделает его особенно ценным для организации. Однако эти специалисты могут никогда и не принимать на себя реальной ответственности за управление реальными организациями и реальными людьми. Такого рода квалифицированный специалист получает диплом специалиста или магистра управления, его образование, ориентировано, прежде всего, на освоение знаний. Как правило, качество его подготовки определяется принятым государственным стандартом, а образование может приобретаться в различных формах (очной, очно-заочной, экстернат, дистанционной).
Однако,
данная модель плохо подходит для
обучения взрослых («людей из бизнеса»),
ибо студенты предъявляют новые и весьма
серьезные требования к образовательной
деятельности. Все это приводит к противоречиям
с моделью традиционного образования.
И делает ее недостаточно эффективной
для рассматриваемой группы обучаемых,
которые отличаются от обычных студентов
опытом, профессиональными знаниями, иными
жизненными ролями и обязанностями. Взрослые
обладают программно-целевой ориентацией
в обучении и, как правило, имеют достаточно
развитые практические навыки, иногда
более сильные, чем у их преподавателей.
Им необходимо чувствовать, что обучение
имеет немедленную пользу и применимость,
а также понимать, что обучение фокусируется
на проблемах, касающихся их лично, и деятельности,
которую они осуществляют6.
II. Профессиональная переподготовка
(Executive Development)
Предполагает «введение в профессию менеджера», поскольку за период около 500 часов действительно можно только углубить познания специалиста в профессии менеджера, но не дать базовое образование. Такая подготовка дает ему возможность профессионально сориентироваться в том, что специалист, как правило, и так делает на практике, занимая какую-либо управленческую должность в низовом или среднем звене менеджмента организации. Но по своему содержанию такая образовательная программа скорее раскрепощает человека, расширяет его кругозор и дает основы знаний, но никак не претендует на высокий уровень базовой подготовки. Вполне естественно, что при такого рода дополнительном образовании речь не идет о «присвоении квалификации», а содержание обучения устанавливается по согласованию с заказчиком.
III. Повышение квалификации
(Management Training)
«Повышение квалификации», охватывающая великое множество краткосрочных программ и семинаров по самым различным аспектам бизнеса и менеджмента, она распространена повсеместно и предусматривает действительно активное обновление знаний действующих руководителей, приобретение ими новых навыков, ознакомление с новшествами в области управления организациями и т.п.
Система повышения квалификации может быть также направлена на повышение мотивации сотрудника к его трудовой деятельности. В этом случае она не включает какой-то специализированной подготовки по конкретному узкому направлению, а требует свободного творчества обучаемого. Подобные повышения квалификации были разработаны в японской системе менеджмента.
Например, человек, работающий программистом, может получить задание в рамках повышения квалификации по написанию реферата о классической музыке XXIII века. После выполнения данного задания и возвращения на рабочее место, как правило, на некоторый период его производительность повышается в несколько раз, так как он возвращается к понятной ему и любимой работе.
IV. Мастер делового администрирования
(Master of Business Administration, MBA)
«Мастер делового администрирования» (MBA) непосредственно направлена на подготовку профессиональных менеджеров и составляет, вообще говоря, наиболее значимую часть сферы бизнес-образования. Именно благодаря этой программе сектор бизнес-образования так широко распространился по всему миру. Ценность данного образования, которое призвано поднять менеджера-практика до уровня профессионала, состоит в том, что оно может стать весьма сильным стимулом для профессионального роста менеджера.
«Программа
МВА действительно дает новые
знания и систематизирует
«Уникальный ресурс МВА – сильная практическая компонента – овладение новыми практическими навыками, включая обмен опытом между слушателями, такое образование обеспечивает более высокий уровень персонализации знаний и навыков. Считается, что на обмен практическим опытом между слушателями-носителями деловых «ноу-хау» приходится более 50% реальной отдачи от обучения в бизнес-школе. «Бизнес-образование содействует расширению нужных связей в деловом сообществе. Выпускники создают свои сообщества (клубы, ассоциации), регулярно встречаются, а передовые бизнес-школы создают и предоставляют своим слушателям»8.
В настоящее время в России бизнес-образование широко развивается – создаются бизнес-школы, разнообразные курсы повышения квалификации и отдельные бизнес-семинары.
Если обратиться к истории, то бизнес-образование в России появилось незадолго до распада в СССР в 1988 году. В этом году открылись Высшая коммерческая школа при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академии народного хозяйства. Также в это время открылись и до сих пор успешно работают школа бизнеса МИРБИС. Нужно отметить, что МИРБИС – это единственная школа бизнеса, созданная для реализации программы подготовки высшего управленческого персонала. Программа МВА была разработана в 1989 году, с участием ведущих ученых и практиков восьми стран мира. Вслед за этими школами во многих ВУЗах начинают открываться бизнес-школы, предлагающие программу МВА. Например, программы МВА реализуются высшей школой менеджмента СПбГУ и высшей школой экономики в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако первоначально было не легко найти слушателей на эти новые программы. Опыт первых программ показал, что людей, которые полностью соответствуют всем требованиям к обучению, не существует. Разумеется, были руководители, готовые получать новые знания, имеющие и соответствующий опыт работы и владеющие английским языком, но они не были готовы учиться по этим программам. Поэтому пришлось организовывать специальные курсы для кандидатов на получение степени МВА. В начале 90-х годов огромной популярностью пользовались курсы, которые читали приглашенные из других стран специалисты, которые объясняли российским предпринимателям элементарные понятия экономики.
В то время МВА уже начали пользоваться спросом, но государственного статуса еще не получили. Бизнес-школы были вынуждены решать эту проблему, выдавая выпускникам своих программ либо диплом о профессиональной подготовке, либо о втором высшем образовании, либо о прохождении магистерского курса.
До 1999 года каждая программа сама решала, какое содержание будет закладывать в программу. Как правило, к разработке привлекались западные эксперты, опиравшиеся на зарубежный опыт. И наконец, в самом конце XX века Министерство образования утвердило «Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования"». Соответственно, и диплом МВА тех школ, которые прошли лицензирование, получил официальный статус.
Первые программы МВА в нашей стране были действительно российскими. Со временем стали появляться совместные программы российских и зарубежных школ бизнеса и иностранные программы, учиться по которым слушатели могли, не выезжая из России. Сейчас в России существует огромное количество бизнес-школ и получить бизнес-образование достаточно легко.
Между тем, с развитием бизнес-образования в России, люди, которые хотят получить бизнес-образование, столкнулись с проблемой выбора. Не каждая программа отвечает требованиям отдельного человека, но все же такое развитие сферы бизнес-образования в России можно назвать значительным прогрессом.
Бизнес-обучение подразумевает чаще всего последипломные программы. Получать соответствующее образование приходят те, кто уже окунулся в реальную практику, оценил и сравнил уровень собственных знаний с теми проблемами и задачами, которые предстоит решать.
Нужно отметить, что в последние годы в российских вузах начали появляться факультеты и кафедры менеджмента и маркетинга. Студенты, выбирающие обучение по данным специальностям, тоже изучают бизнес, но больше с теоретической стороны, чем с практической. А полноценное бизнес-образование – это, прежде всего, практика, деловые контакты, обучение с упором на собственный опыт. Это обучение для тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА – это, как правило, высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупных компаний.
Сравнивать обучение в ВУЗе с подготовкой в бизнес–школе некорректно: это два разных направления, преследующих разные цели и решающих разные задачи.
Программы по бизнесу изменяются и преобразуются вместе с ситуацией в стране, в экономике и политике. Основная цель российских бизнес–школ – подготовить специалистов, способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнеса и национальный характер. При этом не отрицать существующий международный опыт нельзя, но его необходимо адаптировать к российской действительности.9
Программы должны быть ориентированы на реальный российский бизнес. К примеру, в качестве выпускной работы слушателю может быть предложен к выполнению реальный проект по заказу той или иной компании.
В содержание многих программ включено изучение английского языка. Например, в ВКШ Минэкономразвития России предусмотрено прохождение интенсивного курса делового английского с любого уровня по программе Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI). У слушателей практически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины или прослушать специальные курсы на английском языке. Иногда такого рода программы проводятся целиком в «международном формате»: так магистерские программы и многие программы МВА Высшей школы менеджмента СПбГУ читаются на английском языке.
Многие школы могут предложить уникальные программы обучения, но существуют и некоторые проблемы их реализации.
Главная из них – нехватка квалифицированных преподавателей–практиков, тех, кто сможет дать слушателям знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременно реагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам, методам и приемам. Почти все школы ведут работу по привлечению перспективных преподавателей, нередко случается и так, что читать тот или иной курс приглашаются выпускники программы МВА.
Другая проблема – построить процесс обучения таким образом, чтобы слушатели имели возможность обмениваться опытом. У занятого человека для этого может просто не хватить времени вне рамок программы. А деловые связи и контакты – важная часть бизнес-образования.
Поскольку в нашей стране пока еще слушатели выбирают школу, а не наоборот, то контингент пришедших учиться порой очень разнообразен, то вводятся специальные тестирования, целью которых становится подбор групп с примерно одинаковым уровнем знаний и близкими проблемами и задачами.
Очень важно, что многие бизнес–школы проводят ярмарки вакансий, приглашают потенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центры по трудоустройству. Потребность в работниках такой квалификации растет с каждым годом.
Информация о работе Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование