Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ образования по средствам Интернет, дистанционного обучения и бизнес-образования, выявление основных проблем, возникающих при реализации таких услуг, оценке их качества и признании сертификатов о прохождении обучения, а также определение преимуществ и недостатков таких способов обучения.
Остановимся подробнее на основных понятиях дистанционного образования, обучения по средствам Интернет и бизнес-образования.

Содержание

Оглавление
Введение 3
§1. Может ли Интернет стать образовательной средой? 4
§2 Дистанционное обучение и интернет-образование. 10
§3 Бизнес-образование 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

§3 Бизнес-образование

      Бизнес-образование – профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления в административных структурах, на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

      Существует 4 формы бизнес-образования. 

      I. Высшее образование

      (Undergraduate (basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art).

      «Высшее образование» преследует двоякую цель: 1) развитие личности до достаточно высокого уровня, который общество считает адекватным уровню высшего образования; 2) подготовка специалистов в различных областях менеджмента, бизнеса и предпринимательства. Сюда приходят люди, изначально решившие работать в аппарате управления (менеджмента) различных организаций (но не только в роли руководителей). Здесь осуществляют подготовку по таким профессиональным направлениям, как: финансовое, кадровое, маркетологическое, бухгалтерское и т.п. В рамках указанных направлений, обучающийся может достигнуть высокого уровня профессионализма в конкретной узкой области. Это сделает его особенно ценным для организации. Однако эти специалисты могут никогда и не принимать на себя реальной ответственности за управление реальными организациями и реальными людьми. Такого рода квалифицированный специалист получает диплом специалиста или магистра управления, его образование, ориентировано, прежде всего, на освоение знаний. Как правило, качество его подготовки определяется принятым государственным стандартом, а образование может приобретаться в различных формах (очной, очно-заочной, экстернат, дистанционной).

      Однако, данная модель плохо подходит для  обучения взрослых («людей из бизнеса»), ибо студенты предъявляют новые и весьма серьезные требования к образовательной деятельности. Все это приводит к противоречиям с моделью традиционного образования. И делает ее недостаточно эффективной для рассматриваемой группы обучаемых, которые отличаются от обычных студентов опытом, профессиональными знаниями, иными жизненными ролями и обязанностями. Взрослые обладают программно-целевой ориентацией в обучении и, как правило, имеют достаточно развитые практические навыки, иногда более сильные, чем у их преподавателей. Им необходимо чувствовать, что обучение имеет немедленную пользу и применимость, а также понимать, что обучение фокусируется на проблемах, касающихся их лично, и деятельности, которую они осуществляют6. 

      II. Профессиональная переподготовка

      (Executive Development)

      Предполагает «введение в профессию менеджера», поскольку за период около 500 часов действительно можно только углубить познания специалиста в профессии менеджера, но не дать базовое образование. Такая подготовка дает ему возможность профессионально сориентироваться в том, что специалист, как правило, и так делает на практике, занимая какую-либо управленческую должность в низовом или среднем звене менеджмента организации. Но по своему содержанию такая образовательная программа скорее раскрепощает человека, расширяет его кругозор и дает основы знаний, но никак не претендует на высокий уровень базовой подготовки. Вполне естественно, что при такого рода дополнительном образовании речь не идет о «присвоении квалификации», а содержание обучения устанавливается по согласованию с заказчиком.

       

      III. Повышение квалификации

      (Management Training)

      «Повышение квалификации», охватывающая великое множество краткосрочных программ и семинаров по самым различным аспектам бизнеса и менеджмента, она распространена повсеместно и предусматривает действительно активное обновление знаний действующих руководителей, приобретение ими новых навыков, ознакомление с новшествами в области управления организациями и т.п.

      Система повышения квалификации может быть также направлена на повышение мотивации  сотрудника к его трудовой деятельности. В этом случае она не включает какой-то специализированной подготовки по конкретному узкому направлению, а требует свободного творчества обучаемого. Подобные повышения квалификации были разработаны в японской системе менеджмента.

      Например, человек, работающий программистом, может  получить задание в рамках повышения квалификации по написанию реферата о классической музыке XXIII века. После выполнения данного задания и возвращения на рабочее место, как правило, на некоторый период его производительность повышается в несколько раз, так как он возвращается к понятной ему и любимой работе.

       

      IV. Мастер делового администрирования

      (Master of Business Administration, MBA)

      «Мастер делового администрирования» (MBA) непосредственно направлена на подготовку профессиональных менеджеров и составляет, вообще говоря, наиболее значимую часть сферы бизнес-образования. Именно благодаря этой программе сектор бизнес-образования так широко распространился по всему миру. Ценность данного образования, которое призвано поднять менеджера-практика до уровня профессионала, состоит в том, что оно может стать весьма сильным стимулом для профессионального роста менеджера.

      «Программа  МВА действительно дает новые  знания и систематизирует существующие. Она предусматривает изучение среды  бизнеса в национальных и международных  аспектах, его научных основ, а также базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента. Кроме того, иногда в нее входят специальные и специализированные предметы по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления предприятием.»7 Такое образование позволяет продолжить карьеру в одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий менеджера среднего, а затем и высшего звена или же позволит создать серьезные предпосылки к успеху в предпринимательстве.

      «Уникальный ресурс МВА – сильная практическая компонента – овладение новыми практическими навыками, включая обмен опытом между слушателями, такое образование обеспечивает более высокий уровень персонализации знаний и навыков. Считается, что на обмен практическим опытом между слушателями-носителями деловых «ноу-хау» приходится более 50% реальной отдачи от обучения в бизнес-школе. «Бизнес-образование содействует расширению нужных связей в деловом сообществе. Выпускники создают свои сообщества (клубы, ассоциации), регулярно встречаются, а передовые бизнес-школы создают и предоставляют своим слушателям»8.

      В настоящее время в России бизнес-образование  широко развивается – создаются  бизнес-школы, разнообразные курсы  повышения квалификации и отдельные  бизнес-семинары.

      Если  обратиться к истории, то бизнес-образование в России появилось незадолго до распада в СССР в 1988 году. В этом году открылись Высшая коммерческая школа при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академии народного хозяйства. Также в это время открылись и до сих пор успешно работают школа бизнеса МИРБИС. Нужно отметить, что МИРБИС – это единственная школа бизнеса, созданная для реализации программы подготовки высшего управленческого персонала. Программа МВА была разработана в 1989 году, с участием ведущих ученых и практиков восьми стран мира. Вслед за этими школами во многих ВУЗах начинают открываться бизнес-школы, предлагающие программу МВА. Например, программы МВА реализуются высшей школой менеджмента СПбГУ и высшей школой экономики в Москве и Санкт-Петербурге.

      Однако  первоначально было не легко найти слушателей на эти новые программы. Опыт первых программ показал, что людей, которые полностью соответствуют всем требованиям к обучению, не существует. Разумеется, были руководители, готовые получать новые знания, имеющие и соответствующий опыт работы и владеющие английским языком, но они не были готовы учиться по этим программам. Поэтому пришлось организовывать специальные курсы для кандидатов на получение степени МВА. В начале 90-х годов огромной популярностью пользовались курсы, которые читали приглашенные из других стран специалисты, которые объясняли российским предпринимателям элементарные понятия экономики.

      В то время МВА уже начали пользоваться спросом, но государственного статуса еще не получили. Бизнес-школы были вынуждены решать эту проблему, выдавая выпускникам своих программ либо диплом о профессиональной подготовке, либо о втором высшем образовании, либо о прохождении магистерского курса.

      До 1999 года каждая программа сама решала, какое содержание будет закладывать в программу. Как правило, к разработке привлекались западные эксперты, опиравшиеся на зарубежный опыт. И наконец, в самом конце XX века Министерство образования утвердило «Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования"». Соответственно, и диплом МВА тех школ, которые прошли лицензирование, получил официальный статус.

      Первые  программы МВА в нашей стране были действительно российскими. Со временем стали появляться совместные программы российских и зарубежных школ бизнеса и иностранные программы, учиться по которым слушатели могли, не выезжая из России. Сейчас в России существует огромное количество бизнес-школ и получить бизнес-образование достаточно легко.

      Между тем, с развитием бизнес-образования в России, люди, которые хотят получить бизнес-образование, столкнулись с проблемой выбора. Не каждая программа отвечает требованиям отдельного человека, но все же такое развитие сферы бизнес-образования в России можно назвать значительным прогрессом.

      Бизнес-обучение подразумевает чаще всего последипломные программы. Получать соответствующее  образование приходят те, кто уже  окунулся в реальную практику, оценил и сравнил уровень собственных  знаний с теми проблемами и задачами, которые предстоит решать.

      Нужно отметить, что в последние годы в российских вузах начали появляться факультеты и кафедры менеджмента и маркетинга. Студенты, выбирающие обучение по данным специальностям, тоже изучают бизнес, но больше с теоретической стороны, чем с практической. А полноценное бизнес-образование – это, прежде всего, практика, деловые контакты, обучение с упором на собственный опыт. Это обучение для тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА – это, как правило, высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупных компаний.

      Сравнивать  обучение в ВУЗе с подготовкой  в бизнес–школе некорректно: это два разных направления, преследующих разные цели и решающих разные задачи.

      Программы по бизнесу изменяются и преобразуются  вместе с ситуацией в стране, в экономике и политике. Основная цель российских бизнес–школ – подготовить специалистов, способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнеса и национальный характер. При этом не отрицать существующий международный опыт нельзя, но его необходимо адаптировать к российской действительности.9

      Программы должны быть ориентированы на реальный российский бизнес. К примеру, в качестве выпускной работы слушателю может быть предложен к выполнению реальный проект по заказу той или иной компании.

      В содержание многих программ включено изучение английского языка. Например, в ВКШ Минэкономразвития России предусмотрено прохождение интенсивного курса делового английского с любого уровня по программе Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI). У слушателей практически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины или прослушать специальные курсы на английском языке. Иногда такого рода программы проводятся целиком в «международном формате»: так магистерские программы и многие программы МВА Высшей школы менеджмента СПбГУ читаются на английском языке.

      Многие  школы могут предложить уникальные программы обучения, но существуют и некоторые проблемы их реализации.

      Главная из них – нехватка квалифицированных преподавателей–практиков, тех, кто сможет дать слушателям знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременно реагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам, методам и приемам. Почти все школы ведут работу по привлечению перспективных преподавателей, нередко случается и так, что читать тот или иной курс приглашаются выпускники программы МВА.

      Другая  проблема – построить процесс обучения таким образом, чтобы слушатели имели возможность обмениваться опытом. У занятого человека для этого может просто не хватить времени вне рамок программы. А деловые связи и контакты – важная часть бизнес-образования.

      Поскольку в нашей стране пока еще слушатели выбирают школу, а не наоборот, то контингент пришедших учиться порой очень разнообразен, то вводятся специальные тестирования, целью которых становится подбор групп с примерно одинаковым уровнем знаний и близкими проблемами и задачами.

      Очень важно, что многие бизнес–школы проводят ярмарки вакансий, приглашают потенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центры по трудоустройству. Потребность в работниках такой квалификации растет с каждым годом.

Информация о работе Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование