Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:25, курсовая работа
Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает все более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи. Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности. Успешными субъектами этой новой экономики становятся компании, которые могут использовать информацию и управлять знаниями в любом аспекте бизнес-операций.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты электронной коммерции. 5
1.1. Понятие электронной коммерции. 5
1.2. Основные составляющие электронной коммерции. 6
1.3. Категории электронной коммерции. 8
1.4. Основные способы оплаты товаров и услуг. 11
1.5. Виды предпринимательской деятельности в сфере электронной коммерции. 16
1.6. Достоинства и недостатки электронной коммерции. 23
Глава 2. Проблемы электронной коммерции в России. 27
2.1. Проблемы использования систем электронной коммерции. 27
2.2. Перспективы развития электронной коммерции в России. 31
2.3. Статистические данные объемов сделок в сфере электронной коммерции. 34
Глава 3. Возможности и ограничения регулирования электронной коммерции государством. 38
Заключение. 46
Список литературы. 47
Несмотря на трудности и приобретенный негативный опыт при практическом использовании систем электронной коммерции в процессе совершения покупок товаров и услуг, две исследованные группы покупателей все же отдают предпочтение именно электронной коммерции, а не традиционной форме торговли. Основными мотивирующими факторами экономической целесообразности пользования системой электронной коммерции выступают такие критерии, как удобство, значительная экономия времени, наличие приемлемых скидок, отсутствие налога с оборота.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие некоторых негативных моментов и определенных трудностей, потенциальные покупатели не собираются отказываться от использования систем электронной коммерции при совершении покупок товаров и услуг.
В России причины, которые существенно ограничивают масштабы использования населением систем электронной коммерции для покупок товаров и услуг, встречаются чаще, чем в США и на Западе. К основным причинам необходимо отнести:
Нерешенными остаются проблемы, связанные с организацией в сети Интернет системы страхования.
Собственные проблемы дальнейшего развития и эффективного использования сети Интернет заключаются в необходимости решения следующего комплекса основных проблем:
Электронная коммерция в России не стала пока еще достаточно широко распространенной формой совершения актов купли-продажи и заключения деловых сделок, осуществляемых с помощью Интернета. В настоящее время Россия значительно отстает от развитых стран в разработке и использовании элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (по некоторым оценкам отставание от США составляет 7 лет). Из-за слабости национальной экономики Россия принимает весьма ограниченное участие в формировании нового экономического миропорядка. Основу его составляют, как известно, новейшие информационные технологии, глобальная телекоммуникационная сеть, главным представителем которой является Интернет.
За
последние годы в сфере электронной
связи осуществилась
Дальнейшее расширение состава стран-участниц Всемирной торговой организации и принятие в ее рамках Соглашения, касающегося основных средств связи, создают реальные и благоприятные возможности для организации и становления глобального (всемирного) рынка электронной коммерции. Россия должна будет учитывать принятые международные требования и рекомендации по данной проблеме.
Российская Федерация не уделяет достаточного внимания решению проблем, связанных с развитием и дальнейшим совершенствованием систем электронной коммерции. Однако и в России функционирует определенное количество электронных магазинов. Все отечественные электронные магазины сталкиваются с рядом проблем, которые требуют неотложного решения. Среди наиболее серьезных следует выделить такие:
Некоторые
из приведенных выше проблем должны
и могут быть решены на глобальном
и государственном уровнях.14
По
данным Национальной ассоциации участников
электронной торговли, за 11 месяцев
2004 г. общий оборот электронной коммерции
в Рунете составил 3,233 млрд долл. Из
них госзакупки составили 2,13 млрд долл,
что в 15 (пятнадцать) раз больше, чем за
весь прошлый год. Как сообщается в отчете
о состоянии российского рынка электронной
торговли, подготовленном Институтом
системного анализа (ИСА), электронная
коммерция в России достигла рекордных
показателей. За 11 месяцев 2004 года наторговали
в 3,5 раза больше, чем за 2003 г. Основу для
столь впечатляющего роста электронной
торговли обеспечило государство. Объем
госзакупок, реализованных в России через
электронные торговые площадки, составил
за 11 месяцев 2004 г. около 2,13 млрд долл. -
это в 15 раз больше, чем за весь 2003 год.
• B2B (корпоративный сегмент) - 442 млн долл.
(+ 40% к 2003 году).
• B2C (розница) - 662 млн долл. (+38%).
• В секторе B2B больше половины объема
зарегистрированных сделок в 2004году обеспечили
предприятия топливно-энергетического
комплекса (348 млн долл.). За ними следуют
представители металлургической отрасли,
которые провели сделок на 42 млн долл.
В сегменте розничной торговли большинство
продаж приходится на компьютеры и оргтехнику.
• Компьютеры, комплектующие, оргтехника
и канцелярские товары - 290 млн долл. (43,8%
рынка).
• Бытовая техника - 177 млн долл. (26,7%).
• Автомобили и запчастей к ним - 121 млн
долл. (18,3%).
• Книги, CD, DVD и MP3 - 8 млн долл. (4,2%).
• Мобильные телефоны - 9,4 млн долл. (1,4%)
К числу самых значительных игроков в
этом сегменте ИСА относит холдинг eHouse
(объем продаж за последние два года - 39
млн долл.), а также интернет-магазин "М-Видео"
(10 млн долл., или 2% от общего оборота компании)
и Ozon (6,21 млн долл.). По данным опроса крупных
российских компаний, интернет для закупочной
деятельности использует 44% предприятий.
В основном компании закупают вспомогательные
материалы, а 46% крупных компаний используют
электронную торговлю для покупки сырья.
В качестве канала закупочной деятельности
37,5% предпочитают использовать сайт поставщика,
25% - В2В-площадки, 24% - собственный сайт,
23% - корпоративные сети, 12,5% - электронную
почту.
Для реализации товаров и услуг интернет
используют 61% крупных предприятий. Основным
каналом продаж является собственный
сайт компании (83%). Через корпоративные
сети товары реализуют 17%, а через В2В-площадки
и электронную почту 9% и 8,3% компаний соответственно.
Эффективность использования интернета
для реализации товаров и услуг 55% опрошенных
оценивают "скорее позитивно", 42%
- "очень позитивно" и 3% - "нейтрально,
негативно".
Электронная цифровая подпись используется
в деятельности 2,4% крупных российских
компаний.15
К концу 2005 года объемы электронной коммерции возросли до 28 миллиардов долларов. За год товарооборот вырос почти в 3 раза! Это сделки, как между компаниями, так и между компаниями и рядовыми клиентами.
Мир еще никогда не видел столь быстрого роста бизнеса. Он действительно беспрецедентен. Никакая экономика не достигала таких значительных результатов за столь короткий срок. Ни во время промышленной, ни во время последней информационной революции, никогда раньше мир не видел столь быстрого появления огромного количества новых денежных единиц!
Трудно сказать точно, как много людей получат свой выигрыш в результате такого быстрого роста мирового капитала. Первыми начали использовать эту возможность крупные компании. Сейчас можно наблюдать, как это происходит с существующими телефонными, компьютерными компаниями, промышленными предприятиями, фондовыми биржами, и даже с автомобильными компаниями. Каждая уважающая себя компания имеет сайт и свое представительство в Интернете.
В этот период роста совершенно новая группа предпринимателей и бизнесменов получила возможность “поймать удачу”. На сцене появляется много молодых людей со свежими идеями, связавшими свой бизнес с Интернет. Некоторые из них уже составили свои значительные капиталы. В то же время, многие зрелые и пожилые люди находят, что Интернет предлагает им способ взять новый старт в жизни. Некоторые представители этих возрастных групп также получают неожиданно высокие доходы.16
По статистике Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2006 году объём рынка электронной торговли России вырос в 2,5 раза и составил $10,1 млрд, то есть 1% от ВВП.
Основную часть этого рынка обеспечил сектор B2B, то есть крупные межкорпоративные сделки по металлу, оборудованию, энергии, продуктам АПК, услугам связи и т.д. Для каждой из этих отраслей существует специализированная биржа, торги на которой происходят через интернет. Обороты сектора B2B в 2005 году выросли в 4,7 раза до $6,15 млрд.
Объём государственных тендеров (сектор B2G) вырос на 22% до $2,45 млрд.
Обороты розничных интернет-магазинов (B2B) выросли на 49% до $1,5 млрд.
Наибольшую онлайновую активность в 2005 году проявили телекомы, в частности, входящие в «Связьинвест». Прирост сделок в этом секторе составил 85% — до $790 млн.
Объём сегмента B2B может в 2007 году удвоиться, считает исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский. Если темпы роста остальных секторов рынка останутся на текущем уровне, то совокупный объём рынка электронной коммерции в 2007 г. может достигнуть $16-17 млрд